КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Интеграция в валютно-финансовой сфере и вопросах безопасности
Одной из областей, где интеграционные процессы достигли видимых успехов, является валютно-финансовая сфера. Первые попытки наладить координацию валютно-финансовой политики были предприняты еще в начале 1990-х гг. В 1991 г. советский рубль из денежной единицы СССР превратился в валюту 12 из 15 его бывших республик. До середины 1993 г. эмиссию наличных рублей осуществлял исключительно Банк России, тогда как центральные банки остальных новых государств выпускали своего рода денежные суррогаты, курс которых был фиксирован к рублю в отношении 1:1. Кредитную эмиссию рублей в пределах установленных лимитов могло осуществлять любое государство. Фактически же все они производили ненормированную эмиссию. Только в конце 1992 г. восемь участников СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Узбекистан и Украина) заключили соглашение о единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной политике. Несмотря на это все они создали национальные валюты. В июле 1993 г. после появления нового российского рубля Армения, Белоруссия, Казахстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан заключили соглашение о создании рублевой зоны на основе российского рубля (денежно-кредитную и эмиссионную политику планировалось доверить ЦБ России). В том же году был образован Межгосударственный банк СНГ, а в 1994 г. подписано соглашение о Платежном союзе. Практически эти структуры долго не играли существенной роли и только в 1999-2000 гг. валютно-финансовое объединение стран Содружества начало подавать признаки жизни. В 1999 г. Межгосударственный валютный комитет (МВК) СНГ возобновил начатую в 1995 г. работу над концепцией сотрудничества стран СНГ в валютной сфере, главным тезисом которой является идея создания общего валютного рынка (речь о введении единой валюты не идет). Одним из шагов к его появлению должно стать формирование Объединенной платежной системы Содружества, учрежденной в декабре 2000 г. банками и бизнес-структурами Армении, Казахстана, Молдавии, России и Таджикистана и предназначенной проводить согласованную политику в области безналичных расчетов с использованием пластиковых карт. Пока, впрочем, соглашение существует только в виртуальном виде. Реально общее валютное пространство должно появиться в 2003 г. в рамках Союза России и Белоруссии, при этом единственным эмиссионным центром будет Центральный банк России. Одним из препятствий к заключению контрактов в национальных валютах СНГ является несформированность национальных валютных рынков в большинстве стран Содружества. Нет также четко разработанных законодательных норм, определяющих статус резидентов и нерезидентов из других государств СНГ. В этих условиях существующие в странах Содружества биржи пошли в апреле 2000 г. на создание Международной Ассоциации бирж стран СНГ (в нее вошли 16 бирж из 8 стран), целью которой является формирование единого биржевого пространства и достижение равноправного сотрудничества с европейскими биржевыми площадками. Как потенциальная основа интегрированного валютного рынка рассматриваются электронные биржевые площадки, имеющиеся в большинстве государств Содружества. В рамках данного плана был проведен ряд проектов между биржами Украины, Белоруссии, Казахстана и Азербайджана. Участвовать в совместной разработке механизма расчетов в национальных валютах СНГ и подготовке нормативно-правовой базы интегрированного валютного рынка Содружества согласились и российские биржи. Предполагается, что роль расчетного центра объединенного валютного рынка будет выполнять Межгосударственный банк СНГ, поскольку он уже участвует в шести национальных платежных системах, имеет статус резидента России, Казахстана, Белоруссии, Киргизии, Таджикистана и Армении и корреспондентские счета в национальных валютах. Ясно, однако, что речь идет не о создании в обозримом будущем единой валюты, в лучшем случае может быть сформировано общее валютное пространство. Это предполагает возможность сохранения нескольких сильных валютных центров, координирующих деятельность между собой; создание совместных механизмов и общих программ, направленных на преодоление кризисных явлений; сближение систем торговли валютой внутри единого валютного пространства с целью улучшить условия для развития взаимной торговли. Важной задачей валютной интеграции является вытеснение доллара США из внутренних расчетов СНГ (на сегодняшний день 80% проводимых операций приходятся именно на доллар). Это будет, однако, возможно лишь после стабилизации экономик стран Содружества. Что касается интеграции в сфере обеспечения безопасности, еще в 1992 году восемь стран СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, РФ, Таджикистан и Узбекистан) подписали Ташкентский договор о коллективной безопасности (ДКБ), а в 1993 г. - Соглашение о коллективных силах по поддержанию мира. Примечательно, что документ не предусматривает абсолютно никаких специфических мер коллективной безопасности, в нем ничего не говорится о действиях на случай агрессии одного государства СНГ против другого. Для РФ, впрочем, оказалась выгодной ст. 7 Договора, установившая, что размещение и функционирование объектов системы коллективной безопасности на территории государств-участников регулируется специальными соглашениями. Данное положение облегчило заключение двусторонних соглашений РФ с участниками ДКБ и позволило отрегулировать статус российских военных объектов на территории бывших союзных республик. Кроме того, положительную роль ДКБ сыграл в качестве юридического обоснования создания Объединенной системы ПВО СНГ, соглашение о которой было подписано 10 февраля 1995 г. Непроработанность самой идеи коллективной безопасности в СНГ проявляется и в ряде других международно-правовых актов Содружества. Раздел третий Устава СНГ «Коллективная безопасность и военно-политическое сотрудничество» также не дает четкого представления о коллективной безопасности и грубо смешивает понятия «коллективная оборона» и «коллективная безопасность». Даже «Концепция коллективной безопасности государств-участников ДКБ» (февраль 1995 г.) перечисляет все источники возможной внешней угрозы, но также ничего не говорит о возможных конфликтах внутри Содружества. На практике часть участников СНГ вообще не участвует в совместных оборонных усилиях (как, например, Туркмения), а некоторые (Украина и Узбекистан) стараются максимально минимизировать свою роль в этих процессах. До сих пор не все страны СНГ ратифицировали Ташкентский договор. Белоруссия, осуществляющая тесное сотрудничество с Россией, настаивает, однако, на невозможности использования своих вооруженных сил за пределами республики. Удачным опытом сотрудничества в военной сфере можно признать с некоторыми оговорками деятельность миротворческого контингента из России, Казахстана, Узбекистана и Киргизии на афганско-таджикской границе и российских частей в зоне грузино-абхазского конфликта. Но важно и заметить, что не прекратилось, а лишь снизило свою остроту вооруженное противостояние между входящими в Содружество Арменией и Азербайджаном. Принимая во внимание степень контактов ряда стран СНГ с НАТО, можно предположить, что некоторые члены Содружества (Грузия, Узбекистан, Украина) реально попытаются сделать ставку на Североатлантический альянс даже вопреки существующим в СНГ договорам. Вместе с тем в рамках Содружества уже вполне осознана пагубность конфликтов так называемой «низкой интенсивности». Межэтнические, религиозные конфликты и гражданские войны подрывают стабильность СНГ. Только сами участники Содружества в рамках миротворческих сил могут минимизировать их последствия. С медународно-правовой точки зрения СНГ является региональной организацией с правом осуществления миротворческих операций, что, соответственно, освобождает государств-участников от необходимости вмешательства сторонних сил в дела Содружества и дает возможность самостоятельно выбирать схему урегулирования конфликтов. Подобная ситуация максимально выгодна РФ, которая чаще всего является единственным реальным участником миротворческих операций. Помимо миротворчества важнейшим элементом реальной, а не декларативной коллективной безопасности Содружества является сотрудничество по охране внешних границ СНГ, что позволяет России сохранять контроль за ситуацией на дальних подступах к собственным границам. Реальное строительство системы коллективной безопасности СНГ велось, повторим, не через Договор о коллективной безопасности, а через нормативно-договорную базу по специфической проблематике. При этом круг государств, подписавших документы по вопросам миротворчества, шире круга участников ДКБ. Миротворческие операции в Содружестве по-прежнему получают поддержку всех государств СНГ - это происходит регулярно при продлении срока мандатов контингентов. Сотрудничество в области обороны и безопасности прошло наиболее сложный по сравнению с другими направлениями путь. Изначально Договор о коллективной безопасности охватывал большинство стран Содружества. После выхода из него Грузии, Азербайджана и Узбекистана он превратился в своеобразный «формат» среди себе подобных. Сейчас происходит постепенное возвращение к более масштабному сотрудничеству в области обороны, в частности, через создание в рамках «большого СНГ» Антитеррористического центра, через фактическое возвращение Узбекистана к силовому взаимодействию с РФ (в связи с ростом исламистской угрозы на южных рубежах). Однако все еще неясно, станет ли этот процесс тенденцией или будет заторможен.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |