КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Источники, причины конфликтов и стадии их протекания
Конфликты обладают различными характеристиками. Они классифицируются по направленности, характеру противоречий, динамике протекания, функциям, временным параметрам. По характеру противоречий социальные конфликты могут подразделяться на: подлинные, случайные, смещенные, неверно приписанные, скрытые и ложные. В наиболее общем виде типология конфликтов может быть выражена следующим образом.
Конфликтность человека нередко определяется его психологическим типом. Первый тип поведения в конфликте — агрессор. Такое поведение свойственно людям, эмоционально неустойчивым, тревожным, которые стремятся компенсировать эти свои качества демонстрацией решительности, выраженной нередко в грубости, бесцеремонности, подчеркивании своей значимости. Второй тип поведения — жертва. Такой человек провоцирует возникновение напряженности в отношениях между людьми. Конфликты могут и должны приводить к позитивным изменениям и взаимной выгоде сторон, а не превращаться в борьбу амбиций сильных и унижение слабых. Даже такая не всегда эффективная стратегия, как компромисс (от лат. сотрютт — соглашение путем уступок) может стать первым шагом к сотрудничеству, так как в результате компромисса отношения между вчерашними врагами хоть и не превращаются в дружеские, но становятся менее враждебными. Кроме того, необходимо помнить, что в процессе конфликта у людей доминирует не разум, а эмоции, ведущие порой к аффекту (от лат. а//ес(из — душевное волнение, страсть), т.е. к относительно кратковременному, бурно протекающему эмоциональному переживанию, которое проявляется в ярости, отчаянии, зачастую сопровождается резкими движениями, криком и плачем. В такой момент человек, как правило, не контролирует свои эмоции, не отвечает за слова и жесты. Персидский мыслитель Саади по этому поводу советовал: Разгневан — потерпи, немного охладев, Рассудку уступи, смени на милость гнев. Разбить любой рубин недолго и несложно, Но вновь соединить осколки невозможно. Психологи считают, что наиболее приемлемой формой поведения в конфликтных ситуациях является толерантность, т. е. терпимость, снисходительность к участникам конфликта. Толерантность проявляется в трех формах: 1) спокойствие, рассудительность, извлечение урока; 2) напряжение, усилия, направленные на сдерживание аффектации; 3) бравирование с подчеркнутым равнодушием, которое маскирует истинное эмоциональное состояние. Практика анализа конфликтных ситуаций показывает, что при проявлении указанных форм поведения состояние разочарования, как правило, отсутствует. Толерантность, таким образом, можно рассматривать как устойчивость против фрустрации, как способность в ситуации напряжения «не терять голову», контролировать свое эмоциональное состояние. Организация совместной деятельности и взаимоотношений вызывает необходимость рассматривать все стороны общения в единстве. Для того чтобы общение было диалогическим, двусторонним, в реальной практике взаимодействия необходимо соблюдать следующие условия: - равенство психологических позиций участников конфликта независимо от их социального статуса и возраста; - равенство в признании активной коммуникативной роли друг друга; - равенство в психологической взаимной поддержке.
Для того, чтобы в процессе общения и взаимодействия с другими людьми избежать конфликтогенов, следует: 1) Помнить, что любое неосторожное высказывание может спровоцировать конфликт (за счет эскалации конфликтогенов). 2) Проявить эмпатию к собеседнику. Для этого нужно войти в его положение, представить, как отзовутся в его душе ваши слова и поступки. 3) Проявлять терпимое отношение к мнению и взглядам собеседника и принимать несхожесть его суждений со своими. Чтобы понять сущность конфликта и эффективно разрешить его, необходимо обратиться к одной из формул конфликта: Конфликтная ситуация + инцидент = конфликт Где конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, создающие истинную причину конфликта; инцидент – это стечение обстоятельств, которые являются поводом для конфликта; конфликт – это открытое противостояние, являющееся следствием взаимозаключающих интересов и позиций. Разрешить конфликт – значит: 1) устранить конфликтную ситуацию 2) исчерпать инцидент Однако, как показывает практика, в жизни встречается много случаев, когда по объективным причинам невозможно устранить конфликтную ситуацию. Следовательно, с целью избежания конфликта следует проявить осторожность и не создавать инцидента. Конструктивные конфликты возникают в тех случаях, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы (в соответствии с одним из законов диалектики: борьба противоположностей — источник развития). Причинами, например, конструктивных деловых конфликтов могут быть необеспеченность задания ресурсами или отсутствие необходимой компетентности. Разрешение конструктивного конфликта — это устранение причин, недостатков, т. е. усовершенствование процесса трудовой деятельности. Деструктивные конфликты возникают в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его. Субъективными причинами, порождающими деструктивные конфликты, являются неправильные действия людей и несовместимость отдельных работников. В профессиональной деятельности причины конфликтов субъективного характера, как правило, возникают по вине самих руководителей (52 %) или по вине подчиненных (33 % — из-за несовместимости и 15 % — из-за несоответствия требованиям занимаемой должности). Причины конфликтов по вине руководителей: - нарушение трудового законодательства; - нарушение порядка распределения премий, несовершенная система стимулирования, неразвитая система мотивации; - игнорирование проблем карьеры работников; - неумение расставить людей в соответствии с их квалификацией и интересами; - нарушение производственной субординации (соподчиненности), установленной штатным расписанием; - размытые личные цели и ценности руководителя; -высокая потребность во власти; - нарушение межличностных отношений, грубое принуждение; - неодинаковое личное отношение руководителя к подчиненным (любимчики и пасынки); - поощрение подхалимажа и угодничества, конформизма; - низкий уровень управленческой, профессиональной и социально-психологической компетентности руководителя; - неадекватность стиля руководства уровню зрелости группы; - игнорирование социальных проблем коллектива; - нарушение норм служебного этикета; - эмоциональная неустойчивость руководителя; - недостаточность благожелательного внимания со стороны руководителя к достижениям и успехам подчиненных; - отсутствие в организации корпоративных ценностей, миссии и культуры; - неадекватный имидж руководителя и др.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2207; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |