Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия и термины. Вопросы для самопроверки




Вопросы для самопроверки

Виды рынков

Критерий группировки Вид рынка
Вид рыночного продукта товаров и услуг, труда, капитала, научно-технических разработок, земли, ценных бумаг, валюты и т.п.
Региональная принадлежность местные, региональные, общенациональ-ные, мировые.
Степень развитости конкуренции совершенной конкуренции, монополизиро- ванные, монопсонические, олигополисти- ческие и др.
Масштабы продаж оптовой торговли, розничной торговли
Степень соблюдения законности легальные, нелегальные, "теневые", "черные".
Степень участия государства саморегулирующиеся, регулируемые, деформированные.

 

Необходимым условием нормального функционирования рынков является наличие рыночной инфраструктуры – совокупности отраслей, систем, фирм, опосредующих акты купли-продажи, совершаемые на рынке.

Основные элементы инфраструктуры современного рынка:

– биржи (товарные, фондовые, валютные и т.п.);

– аукционы, ярмарки и другие формы организационного не биржевого посредничества;

– кредитная система и коммерческие банки;

– государственные и негосударственные службы занятости;

– информационные технологии и средства деловой коммуникации;

– рекламные агентства;

– торговые палаты;

– аудиторские компании и т.д.

 

1. Начертите модель кругооборота товара и денег. Какие допущения делаются при построении модели кругооборота товара и денег?

2. Какие функции выполняют домашние хозяйства и фирмы на рынке товаров и рынке ресурсов?

3. Охарактеризуйте движение товаров и ресурсов, движение денег в модели кругооборота товара и денег.

4. Какие выводы, характеризующие организацию рыночной экономики, можно сделать на основании модели кругооборота товара и денег?

5. По каким критериям можно сгруппировать все рынки?

6. Что такое инфраструктура рынка и что она в себя включает?

 

Натуральное хозяйство, товарное хозяйство, товар, общественное разделение труда, принцип сравнительных преимуществ, деньги, абсолютная ликвидность, функции денег, масштаб цен, товарные деньги, бумажные деньги, кредитные деньги, электронные деньги, пластиковые карточки, рынок, контракт, кругооборот товара и денег, инфраструктура рынка.

Выводы

1. Существование рынка предполагает, что производство носит товарный характер, т.е. продукты производятся для продажи, обмена. Условиями существования товарного хозяйства являются: общественное разделение труда, которое базируется на принципе сравнительных преимуществ способности отдельного производителя производить товар с относительно меньшими альтернативными издержками; экономическая обособленность товаропроизводителей на базе частной собственности и обмен как форма связи между обособленными и самостоятельными товаропроизводителями.

2. Деньги – это все то, что принимается продавцом для оплаты товаров и услуг. Отличительная особенность денег – их абсолютная ликвидность. Сущность денег проявляется в их функциях. Деньги выполняют функции средства обращения, меры стоимости и средства накопления. История денег знает их три основных вида: товарные деньги, бумажные деньги и кредитные деньги. Современные наличные деньги представляют собой долговые обязательства центральных банков, безналичные – долговые обязательства коммерческих банков в отношении их вкладчиков.

3. Рыночная экономика – это экономическая система, базирующаяся на частной собственности и непосредственных связях между покупателем и продавцом, координируемых главным инструментом рынка – ценой. Основные черты рыночной экономики: равноправие всех форм собственности, экономическая свобода, всеобщность рынка, контрактный характер рыночных отношений, экономическая ответственность субъектов рынка, конкуренция, свободное ценообразование.

К достоинствам рыночной экономики можно отнести: высокую способность к оперативному удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг; гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся условиям; максимальное использование достижений и стимулирование научно-технического прогресса; невозможность хронического товарного дефицита и др.

4. Рыночная организация экономики схематично может быть представлена в виде модели кругооборота товара и денег. На рынке товаров домашние хозяйства выступают в роли покупателей, а фирмы в качестве продавцов; на рынке ресурсов – наоборот: фирмы – покупатели факторов производства, домашние хозяйства – их продавцы. Один контур модели характеризует движение товаров и ресурсов в натуральном выражении, другой – встречное движение денежных платежей. Общая сумма всех расходов в экономике в целом равна общей сумме получаемых доходов.

Рыночная экономика представляет собой совокупность огромного числа разнообразных рынков, которые в зависимости от экономического назначения объектов рыночных отношений, по пространственному признаку, степени развитости конкуренции, объему продаж, степени соблюдения законности и т.п. могут быть объединены в отдельные группы. Необходимым условием нормального функционирования рынков является наличие рыночной инфраструктуры – совокупности отраслей, систем, фирм, опосредующих акты купли-продажи, совершаемые на рынке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.