Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение информационных технологий в образовании




Развитие страны на современном этапе в значительной степени определяется прогрессом в области компьютерных средств и внедрением создаваемых на их основе новых информационных технологий (НИТ). В настоящее время у преподавателей высшей школы растет осознание того, что без ЭВМ, компьютерных и информационных технологий невозможен прорыв в решении задач реформирования образования, совершенствования качественных параметров подготовки специалистов. Информатизация системы высшей школы является одним из ключевых условий, определяющих последующее успешное развитие экономики, науки и культуры. Большинство авторов, рассматривающих совершенствование методики и эффективности преподавания гуманитарных дисциплин, подтверждают высокие дидактические возможности новых информационных технологий и необходимость внедрения их в учебно-образовательный процесс.

Необычайные высокие темпы технологических новаций заставляют объективно и своевременно реагировать на них. Правильно подмечено, что «Существовать - значит изменяться. Существовать долго - значит изменяться частое. Решение проблемы выживания страны в условиях новых вызовов, всецело зависит от эффективности инноваций и творчества, увеличения количества ученых и специалистов, качественней их подготовки, непрерывного роста квалификации и переподготовки кадров, что повышает роль и значение высшей школы в реализации целей научно-технического прогресса, в жизни общества в целом. Нельзя не согласиться с тем, что, во-первых, с созданием и применением компьютеров формируется новая историческая эпоха, отличающаяся новым характером мышления и новым, компьютерным, типом обучения; и, во-вторых, в ближайшей исторической перспективе, широкое использование компьютеров, можно будет рассматривать не просто как новую технику, но и как основу формирования новой культуры, хотя и не без противоречий, недостатков и трудностей.

Для лучшего понимания всего многообразия видов информационных технологий, необходимо уточнить само понятие «технология», которое в переводе с греческого языка означает мастерство, искусство. Техника – это усилие по сбережению всех усилий (Ортега-и-Гассет). Это понятие включает в себя: 1) материальную систему, создаваемых человеком предметов (машин, инструментов, станков и др. приспособлений); 2) умение пользоваться ими; 3) то, как, каким способом произведены те или иные материальные и др. ценности.

Следует отметить, что на ранней стадии развития общества под технологией понимали, как правило, совокупность приемов создания каких-то вещей. В дальнейшем же, с усложнением материального производства и его механизации, появилось понимание технологии как совокупности технических средств и способов организации производства машин, механизмов, устройств и т.п. Таким образом, сущность традиционной технологии стала сводиться к определению состава и последовательности производственных операций, главная цель которых - достижение максимального производственного эффекта, получение возможно большей прибыли.

Современные технологии производства, основанные на автоматизации и использовании компьютерных систем в качестве средств управления, позволяют значительно снизить трудоемкость и упростить переналадку производства. В связи с этим, в современное понятие «технология», как минимум, включаются средства, методы и организация производства, а также - компьютерная техника, с ее базами данных, базами знаний, средствами проектирования на ЭВМ и т.д. В современном толковании это понятие - очень широкое по своему содержанию и охватывает материальный и социальный аспекты человеческой деятельности, тесно взаимосвязанные между собой.

Не теряя общности это понятие можно сформулировать и несколько иначе, то есть в более широком смысле - технология есть совокупность (система) представлений, действий и средств, направленных на оптимальную реализацию общественной практики. В более узком смысле под технологией понимают упомянутую систему применительно к отдельным (конкретным) сторонам этой практики: к какому-то производству, к научному исследованию, к образованию, обучению и т.д. Это понятие охватывает даже определенные сферы творческой деятельности - в той ее части, где удается подчинить правилам и формализовать. При этом необходимо подчеркнуть, что в последние годы в создании технологии все большую роль играет информационная составляющая.

Если под традиционными информационные технологиями, в не строгом смысле этого термина, понимаются процессы подготовки, накопления, переработки и передачи самой различной информации, как правило на бумажных (книги и другие печатные материалы) и пленочных носителях информации (фото-диапозитивы, киноматериалы), то компьютеризация современного общества, насыщение его сетями ЭВМ, информационными фондами, качественно изменили организацию доступа, получения и распространения информации, дополняя традиционные технологии получения и распространения «бумажной» и «пленочной» информации, и, тем самым, развивая процессы информационного общества.

Информационная технология, в отличие от традиционной, охватывает:

1) область проектирования и управления процессами;

2) учет всех требований к предельно экономичному, щадящему использованию ресурсов;

3) учитывает, по возможности, все связи с окружающей средой, с социально-культурной динамикой, а также - ближайшие и отдаленные последствия реализации данного процесса.

Одним из приоритетных направлений информатизации общества становится процесс информатизации образования. Его комплексная информатизация является одним из ключевых условий подготовки будущих специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества, способных ориентироваться и адекватно действовать в окружающем современном мире.

Под новыми информационными технологиями обучения, в самом общем плане, понимается способ целенаправленной интеграции средств обработки, хранения, представления и передачи информации и информационно-дидактических материалов, создаваемых на основе сопряженных с ЭВМ технических средств обучения, средств связи, и обеспечивающий овладение приемами эффективного усвоения изучаемых дисциплин и реализацию обучающей деятельности.

Новые информационные технологии создают предпосылки для широкого внедрения в практику разработок, обеспечивающих переход от механического усвоения фактологического знания к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания; позволяют повысить уровень широкого эксперимента, приблизив его методы и организационные формы к экспертно-исследовательским методам изучаемых дисциплин; обеспечивают как приобщение к современным методам работы с информацией, так и интеллектуализацию учебной деятельности.

Применение новых информационных технологий в области гуманитарного образования имеет свои особенности, что связано со спецификой получения такого образования. Здесь, конечно же, главная роль принадлежит преподавателю. Зная уровень подготовки обучаемых, он стремится, в пределах отведенного его предмету учебного времени, представить материал с необходимой степенью детализации, старается создать оптимальное соотношение сложного и простого, известного и неизвестного с тем, чтобы обучаемый смог включить новые знания в уже имеющиеся, а значит, и понять их, поскольку наличные знания всегда обладают известной целостностью.

В области гуманитарного образования обеспечить понимание изучаемого материала тем труднее, чем более непривычен и абстрактен изучаемый предмет. Большинство социально-гуманитарных дисциплин справедливо относится к числу особо сложных для понимания - здесь дистанция между известным и неизвестным, привычным и непривычным, конкретным и абстрактным, весьма велика. Сокращение ее ведет к увеличению объема изложения, а это порождает трудности воспроизведения и понимания информационного материала.

Преодолению этих и других трудностей, возникающих в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин, во многом смогут помочь новые информационные технологии обучения.

Основными направлениями изучения проблемы использования новых информационных технологий в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин специалисты обычно называют:

1) исследования в области разработки и применения автоматизированных обучаемых систем и, создаваемых на их основе, автоматизированных учебных курсов;

2) справочно-информационные и экспертные системы;

3) электронные учебники;

4) гипертексты;

5) мультимедиа-технологии;

6) различные системы дистанционного обучения: телеконференции, телетексты, электронная почта и др.

Наиболее отработанными в высшей школе являются разработки и применение в учебном процессе автоматизированных обучающих систем (АОС). Автоматизированные обучающие системы - это человеко-машинный комплекс, предназначенный для организации обучения в автоматизированном режиме, который включает в себя совокупность технических, программных средств, учебно-методическое обеспечение и людей, эти средства создающих, обслуживающих и использующих их в процессе обучения. На основе автоматизированных обучающих систем возможна разработка автоматизированных учебных курсов (тем), которые включаются в библиотеку курсов автоматизированных обучающих систем. Такие курсы делятся на обучающие, контролирующие, справочно-информационные, демонстративные, имитационно-моделирующие, тренажерные и др., и реализуют они преимущественно репродуктивный тип обучения в силу детерминированности знаний и алгоритмов обучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1760; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.