Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование ИТ в преподавании социологии

Одним из перспективных направлений использования новых информационных технологий в образовании является разработка проблем объектно-ориентированного представления знаний в инструментальных экспертно-обучающих и экспертно-моделирующих обучающих системах. В подобных системах содержатся три типа знаний:

1) структурированные, то есть статические, не изменяющиеся знания;

2) структурированные динамические, то есть изменяемые знания о предметной области;

3) рабочие, то есть знания, применяемые для решения конкретной задачи или проведения консультации.

Экспертно-моделирующие обучающие системы могут быть эффективно использованы в преподавании «Социологии», в частности, при изучении темы «Социология политики», а также на практических (лабораторных) занятиях по прикладной социологии. Применение компьютерного моделирования для изучения и прогнозирования процессов, протекающих в социально-политической сфере, позволяет выявить реальные структурные элементы среды, влияющие на развитие социально-политической ситуации, оценить возможные варианты развития событий и риск, возникающий в результате предполагаемых действий субъекта политики, его потенциальную социальную опору, прогнозировать результаты выборов и т.п. Подробнее об этом можно прочитать в книге «Компьютерное моделирование социально-политических процессов».

Для качественной подготовки современных специалистов, в том числе, разумеется, и в области социологического знания, целесообразно применять также электронные учебники, с помощью которых можно автоматизировать:

1) подготовку преподавателя к чтению лекций,

2) проведение семинаров и контрольных работ,

3) прием зачетов и экзаменов,

4) проведение практических и лабораторных занятой,

5) учебно-исследовательскую работу обучаемых.

Учебные элементы автоматизированных учебных курсов (АУК) оформляются в виде гипертекста, под которым понимают информационный массив, где заданы и автоматически поддерживаются связи между выделенными элементами. Обычно этими элементами являются тексты или изображения, называемые узлами. В виде гипертекста может быть представлена любая, слабо формализованная, совокупность текстов или изображений. Индивидуальная работа с электронными учебниками позволяет лучше усвоить и глубже понять материал.

Мультимедиа технологии, являющиеся магистральным направлением развития новых информационных технологий, позволяют наиболее полно раскрыть потенциальные возможности компьютера в привычной информационной среде, составляющими которой, наряду с традиционными текстами, являются звук и изображение. Мультимедиа, являясь по своей сути системами комплексной информации, интегрируют в компьютерной системе такие средства предоставления информации как текст, звук, графика, компьютерная мультипликация, видеоизображения и пространственное моделирование. Таким образом, создаваемая с помощью мультимедиа информационная: среда, включает в себя три группы составляющих: аудиоряд, видеоряд, текстовая информация. Часто мультимедиа организовано как гипермедиа, состоящее из узлов, которые являются основными единицами хранения информации и могут включать в себя страницы текста, графику, звуковую информацию, видеоклип и др. По сути гипермедиа является сочетанием мультимедиа и гипертекстовой технологии.

Наиболее впечатляющим - по своим дидактическим свойствам - средством обучения, чрезвычайно эффективным для обеспечения гуманитарного знания, является интерактивное видео, представляющее собой соединение возможностей компьютера и видеосистем. Считается, что дидактические возможности этой технологии уникальны. С ее помощью возможны, например, любые сочетания звука, изображения (текстового или иллюстративного), моделирование работы в диалоговом режиме, различные манипуляции с графикой, текстом, сочетание иллюстративных изображений и графических способов изображений. Причем пользователь может сам активно вмешиваться в видеоряд.

Актуальным и важным является дистанционное обучение, которое основано на новых информационных технологиях, позволяющих обеспечивать эффект непосредственного общения между преподавателем и обучаемым, независимо от того, на каком расстоянии они находятся друг от друга. Такой способ обучения имеет огромное значение для нашей страны, обладающей большим интеллектуальным потенциалом и гигантской территорией.

В мировой практике дистанционного обучения для достижения этих целей применяются следующие информационные технологии:

1) предоставление учебников и другого печатного материала;

2) пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям;

3) дискуссии и семинары, проводимые также через компьютерные телекоммуникации;

4) видеопленки и другие технологии.

Безусловно, уникальным продуктом постиндустриального информационного общества является Всемирная информационная компьютерная сеть Интернет, позволяющая получать доступ к практически неограниченным информационным ресурсам.

Телекоммуникационные технологии, опирающиеся в своей основе на глобальные телекоммуникационные сети и интеллектуальные компьютерные системы, открывают совершенно новые перспективы, создавая реальные возможности построения открытой системы образования, закладывают основу новой планетарной инфраструктуры - инфосферы.

Использование компьютерных технологий в обучении имеет ряд преимуществ, которых нет в традиционном обучении, в частности, проведение контроля знаний учащихся, что, как известно, является важной частью работы преподавателя. Ведь основная задача образования - не только дать знания и научить ими пользоваться, но и проверить эффективность усвоения учащимися определенного набора знаний. В этом компьютер практически незаменим.

В то же время многими авторами (преподавателями) отмечается, что хотя компьютер является одним из самых эффективных средств обучения, эта его эффективность - главным образом потенциальная. Считается, что его применение оправдано только в том случае, когда оно приводит к повышению эффективности учебного процесса хотя бы по одному из таких критериев, как:

1) качество обучения;

2) затраты времени и сил преподавателей и обучаемых;

3) финансовые затраты.

При этом показатель качества является ведущим. Таким образом, целесообразность применения компьютера в обучении можно рассматривать и с другой стороны, а именно - с точки зрения тех функций, которые передаются компьютеру как средству обучения. Иными словами, уж если средство человеческой деятельности создано, то имеет смысл начать с выяснения того, в чем собственно и каким образом это средство помогает достижению дидактических целей и задач в образовательном процессе. Вопрос о значении компьютера для обучения нами уже был кратко рассмотрен, когда мы показывали преимущества компьютера. Но каким образом его лучше использовать для достижения преследуемых целей?

Верный (правильный) ответ на этот вопрос ставит все на свои места, указывает нишу в обучении, предназначенную только для компьютера и которую никакое иное средство заполнить не сможет, даже сам чело век.

В качестве такого ответа можно, по-видимому, использовать тезисы, высказанные, например, Н.П. Брусенцовым, С.П. Масловым, X. Рамиль Альваресом, которые считают, что в компьютере должна интересовать возможность не самого «машинного мышления», а возможность использования машины в качестве средства для организации мыслительной деятельности человека. Ведь в нашем случае стоит задача обучения не компьютера, а людей с помощью компьютера. «По-настоящему научиться чему-нибудь человек может только делая то, чему учится, в ходе работы с предметом обучения, поэтому перепоручить эту работу компьютеру нельзя..., (поэтому) применять его в учебном процессе следует, прежде всего, для управления». Мнения о том, что компьютер должен выступать в обучении в качестве средства управления придерживается и известный психолог, исследователь проблем компьютеризации образования Е.И. Машбиц.

Когда же рассматривается возможность применения в обучении «машинного мышления», тогда воспроизводится, причем поверхностно, традиционный учебный процесс. Именно тогда пытаются учить путем «общения» и диалога с компьютером. Однако, как справедливо отмечает O.K. Тихомиров, компьютер не в состоянии в точности воспроизвести модель второго участника общения, у которого потребности, эмоции, установки, сознание крайне далеки от моделирования реальности.

Таким образом, компьютер целесообразно использовать не в качестве устройства, претендующего на интеллект, отчего он неминуемо подстраивается к традиционному обучению и пытается заменить собой учителя, а в качестве специфического средства для управления учебной деятельностью человека. Сама учебная деятельность представляет собой сложное явление, состоящее из двух принципиально разных составляющих:

а) деятельности обучаемого;

б) деятельности обучающего (преподавателя).

Управление учебной деятельностью осуществляет преподаватель, поэтому его основные функции могут и должны быть автоматизированы. А вот что касается учащегося, то та деятельность, которой он должен научиться, никогда, ни при каких условиях, не может быть передана компьютеру, так как нельзя научиться деятельности, не выполняя ее. Компьютер должен «предоставить» учащемуся самому осуществлять действия, на что «электронный учитель» вполне способен. А вот характер и объем вспомогательных действий, содержание той или иной вспомогательной функции в процессе обучения, должно обусловливаться спецификой объектов, с которыми работает ученик, особенностями его взаимодействия с преподавателем, и другими обстоятельствами.

Компьютерная система, как утверждают американские специалисты, не должна «выполнять» роль учителя-эксперта, а скорее должна быть «инструментом познания», развивающим умственные способности учащихся. Следовательно, в центре процесса обучения должна находиться самостоятельная познавательная деятельность учащихся. В условиях формирования постиндустриального, информационного общества, самостоятельное приобретение знаний становится потребностью современного человека.

Однако в любом случае, использование новых информационных технологий позволяет реализовать идеи развивающего обучения, повышает эффективность и интенсифицирует процесс обучения, открывает доступ к значительно большему объему информации по изучаемой дисциплине и существенно облегчает ее аналитическую обработку, усиливает интеллектуальные возможности учащегося, активно воздействует на его память, эмоции, мотивы и интересы.

Но прежде всего нас интересует вопрос о том, в какой мере и как использование компьютерных технологий может способствовать процессу изучения и понимания социологического знания. И здесь следует, прежде всего, учитывать особенность, специфику социально-гуманитарного образования, которая связана: с его слабой формализуемостью; наличием многовариантных, зачастую альтернативных точек зрения, связанных практически со всеми формами культуры; огромным многообразием способов изложения своих мыслей с помощью языка, - все это создает большие, иногда кажущиеся непреодолимыми, трудности применения НИТ при его преподавании.

Действительно до сих пор главным инструментом преподавания социально-гуманитарных дисциплин, в том числе и «Социологии», была и остается книга, диалог и они не утратят своего значения и в обозримой перспективе.

Компьютеризацию не следует представлять как замещение преподавателя каким-либо техническим средством. С.И. Шапиро подчеркивает, что все больше специалистов склоняется к принципу «дополнительности», что означает: ЭВМ вместе, рядом с человеком на основе «взаимовыгодного сотрудничества», а не - вместо человека. Этот принцип «дополнительности», являясь одним из основных методологических принципов использования компьютерных технологий, сегодня должен быть наполнен новым содержанием, отражающим изменения функций педагога.

Следует отметить, что применение новых информационных технологий в преподавании «Социологии» и связанный с ними процесс улучшения преподавания (изучения) социологического знания, в настоящее время тормозится недостаточным количеством и низким качеством применяемых в вузах электронно-вычислительных машин, а также недостаточной разработанностью, слабым, а порой и неумелым, применением программных средств преподавателями «Социологии». В специальной методической литературе, опубликованной в нашей стране за последние годы, эта тема не получила должного освещения. Однако эта область применения компьютерной технологии является наиболее перспективной и требует пристального внимания и творческого осмысления методистами, преподавателями, разработчиками автоматизированных обучающих систем. Обратите внимание на рекомендуемую нами работу - «Введение в преподавание социологии с использованием новых информационных технологий».

Завершая рассмотрение проблемы применения компьютерных технологий в преподавании «Социологии», на основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

1. Разработка и внедрение новых информационных технологий в процессе приобретения социологического знания является закономерным процессом развития высшей школы, что определяет необходимость освоения преподавателями компьютерной техники, а также ее возможностей при проведении различных видов учебных занятий по «Социологии».

2. Использование компьютерных технологий позволяет реализовать идеи развивающего обучения, повысить эффективность и интенсифицировать процесс обучения, открыть доступ к значительно большему объему информации по дисциплине «Социология» и существенно облегчить ее аналитическую обработку, усилить интеллектуальные возможности обучаемых.

3. Решая важную задачу повышения качества усвоения знаний посредством индивидуализации обучения, использование компьютерных технологий позволит вести подготовку квалифицированных специалистов на новом качественном уровне. Более того, с помощью компьютерных технологий может быть сформирован новый тип специалиста, способного, используя современную технику, оперировать колоссальным массивом информации, адекватно преломляющего реалии современного бытия.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Значение информационных технологий в образовании | Очистные комбайны и их характеристики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.