Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Flow-эффект. Flow-деятельность

В 1990-х годах американский психолог Михалий Жикчентмихалий определил модель внутренней мотивации. Отправным пунктом его размышлений стал вопрос, почему экстремальные виды спорта (альпинизм без страховки, прыжки с парашютом с неподвижных объектов) так популярны у любителей? Его ответ таков: эти люди стремятся к наиболее удовлетворяющему внутреннему ощущению, которое он назвал «flow». Flow - это феномен внутренней мотивации.

Исследования начались с опросов о видах деятельности, которые ничего не дают любителям, а наоборот, требуют. расходов на снаряжение, времени и напряжения. Эти виды деятельности создают стимулы, которые заключаются в них самих, а не в последующем вознаграждении. Жик-чентмихалий ввел понятие flow для обозначения ощущения счастья, вызванного определенными видами деятельности, такими как спорт, игра и секс. При исследовании этих и других, подобных видов деятельности он открыл целый ряд факторов, вызывающих flow. Но для начала нужно выяснить, что же это такое. Жикчентмихалий выделил шесть пунктов, характеризующих это понятие:

1. Требования к действиям понятны и без дополнительных объяснений и вопросов, человек в любой момент знает, что нужно делать.
2. Человек чувствует, что к нему предъявляют оптимальные требования, и даже при большом напряжении уверен, что все под контролем.
3. Развитие действия кажется быстрым. Шаг за шагом, как будто все проходит гладко, как по внутренней логике.
4. Не нужно заставлять себя концентрироваться, более того, концентрация возникает сама (как дыхание). Все знания, которые не используются для данного дела, отходят на второй план.
5. Чувство времени ослабевает; человек с головой погружается в происходящее и не знает, сколько он уже в этом участвует. Часы пролетают как минуты.
6. Человек уже не ощущает себя оторванным от деятельности, наоборот, полностью растворяется в том, что делает (сплочение личности и деятельности). Дело доходит до прекращения рефлексии и самосознания. Но в этом таится опасность: когда человек погружается в скоротекущее и очень сложное развитие событий, все намерения теряют силу. Хотя хорошее намерение и не забыто, но оно сохранилось как абстрактная норма поведения на том уровне, на который в состоянии flow не обращают внимания.
По убеждению Жикчентмихалия, работу тоже можно организовать как flow-деятельность, которой человек будет заниматься с удовольствием и радостью для себя. Для этого необходимо выполнить следующие условия:
Работа должна
► содержать конкретные и достижимые цели;
► предъявлять требования, которые соответствуют способностям человека;.
► давать непосредственную обратную связь о продуктивности;
► не ограничивать возможность концентрироваться на постановке задач.
Вывод: кто хочет мотивировать других, тот должен создать условия для flow-эффекта. Это стимулирует к творчеству и часто оказывается решающим фактором для мотивации. Такая модель может быть объяснением многих неординарных ситуаций в организациях. Я часто видела, как сотрудники принимались за решение проблемы и не уходили домой раньше, чем она была решена. Это и был самый настоящий flow-эффект.

http://podrugki.com/204-flow-yeffekt-flow-deyatelnost.html

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особливості мотивації співробітників в освітніх установах | Задоволеність роботою
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.