КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие о межличностных отношениях
Тема 2.1. Межличностные отношения и общение Вопросы для обсуждения: 1. Понятие о межличностных отношениях. 2. Общение, его функции структура. 3. Виды общения Литература: 1. Березовин, Н. А. Основы психологии и педагогики Н. А. Березовин, В. Т. Чепиков, М. И. Чеховских – Мн.: Новое знание, 2004. 2. Маклаков, А.Г. Общая психология. А. Г. Маклаков. – Питер, 2001 3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. выш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.-4-е изд.-М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001.-Кн.1: Общие основы психологии.-688с. Межличностные отношения – субъективно переживаемые объективно существующие взаимосвязи и взаимовлияния людей. Межличностные отношения в группе могут быть гармоничными и противоречивыми. Взаимные симпатии и притяжения в группе могут быть сформированы при следующих условиях: — сходство установок (мнений) и «Я-концепций»; — адекватность восприятия положительных и отрицательных черт; — сходство главных и различие второстепенных качеств «Я-концепции»; — приятный фон отношений; — условия сотрудничества. Основными видами межличностных отношений являются: — официальные — возникают на должностной основе, фиксируются и регламентируются; — неофициальные — складываются на базе личных взаимоотношений; — эмоциональные — на первый план выступают субъективные оценки; — рациональные — основаны на знаниях людей друг о друге; — деловые — возникают в связи с совместной работой или по её поводу; — личные — складываются на основе личностных симпатий, общих интересов. Межличностное взаимодействие обусловлено психологическими механизмами социальной перцепции и каузальной атрибуции. Социальная перцепция – социальная обусловленность восприятия социальных объектов (людей, этнических групп и т.д.). Каузальная атрибуция (причина + придаю) - субъективное объяснение причин и мотивов поведения других людей, субъективная интерпретация их личностных качеств. Процессы каузальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга: 1. Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины. 2. Если поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно его считать основной причиной совершенного поступка. 3. Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных, равновероятностных возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант. 4. Фундаментальная ошибка атрибуции проявляется в тенденции наблюдателей недооценивать ситуационные и переоценивать диспозиционные влияния на поведение других. Поведение других людей мы склонны объяснять их диспозициями (индивидуальными особенностями их личности и характера «это человек со сложным характером»), в свое поведение склонны объяснять как зависящее от ситуации («в этой ситуации невозможно было вести себя иначе, а вообще я - совсем не такой»). Существуют устойчивые установки людей в отношении друг к другу – аттитюды. Воспринимаемый социальный объект включается в смысловую систему имеющихся у данного человека связей. При сходстве или взаимодополнительности отдельных качеств у общающихся людей возникают положительные установки; при неприемлемых качествах, психологической несовместимости - отрицательные установки. Установки – неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа сложившейся ситуации. Установки имеют три измерения: · Когнитивное измерение – мнения, убеждения, которых придерживается человек относительно какого-либо субъекта или предмета; · Аффективное измерение – положительные или отрицательные эмоции, отношение к конкретному человеку или информации; · Поведенческое измерение – готовность к определенным реакциям поведения. Соответствующим убеждениям и переживаниям человека. Установки формируются: 1) под влиянием других людей (родителей, СМИ) и «кристаллизуются» к возрасту между 20 – 30 годами, а затем меняются с трудом; 2) на основе личного опыта в многократно повторяющихся ситуациях. Процесс понимания друг друга «осложняется» явлением рефлексии – это осознание действующей личностью того, как воспринимается партнером по общению («как другой понимает меня»). Есть некоторые факторы, мешающие правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них таковы: 1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений. 2. Наличие сформированных стереотипов. Это привычные упрощенные представления о других группах людей, о которых мы располагаем скудной информацией. 3. Стремление сделать преждевременные заключения о личности человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. 4. Безотчетное структурирование личности другого человека: логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается. 5. Эффект «ореола»: первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности распространяется на весь образ человека, а затем общее впечатление переносится на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И, наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются превратно, как своекорыстные. 6. Эффект «проецирования»: другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния («все люди подобны мне» или «другие противоположны мне»). 7. Эффект «первичности»: первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая будет опровергать первичную информацию, все равно помнить и учитывать вы будете больше первичную информацию. 8. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственные впечатления о человеке, отстаивать его. 9. Эффект «последней информации»: если вы получили негативную последнюю информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке. На восприятие людей влияют и предубеждения – эмоциональная оценка каких-либо людей как хороших или плохих, даже не зная ни их самих, ни мотивов их поступков.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |