КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные направления социальной политики России и ее финансовое регулирование
В современном мире значение социальной политики как одного из важнейших факторов формирования и развития человеческого капитала постоянно возрастает. Период реформирования переживают все отрасли социальной сферы страны: образование, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обслуживание населения, значительная часть жилищно-коммунального хозяйства. Главная задача преобразований заключается в максимальном использовании потенциала этих отраслей для решения жизненно важных проблем общества, и в первую очередь — демографических. К ним относятся необходимость стабилизации рождаемости и укрепления семьи, улучшения состояния здоровья населения, увеличения средней продолжительности жизни, повышения образовательного уровня, обеспечения экологической безопасности, роста доходов населения, снижения преступности. В совокупности степень реализации данных направлений развития отражает качество жизни граждан России. Измерителем уровня жизни граждан является соотношение среднедушевого дохода с прожиточным минимумом. Одной из важнейших проблем социального развития все еще остается низкий уровень доходов граждан нашей страны. Сегодня около 15% из них имеют доходы ниже прожиточного минимума, т.е. эти люди находятся за черто й бедности. В результате проводимой социальной и бюджетной политики в целом по Российской Федерации к 2013 г. намечено увеличить среднюю продолжительность жизни с 65,9 до 67 лет; снизить долю населения с доходами ниже прожиточного минимума до 9,7%; существенно повысить заработную плату работников бюджетной сферы; улучшить качество социальных услуг. В соответствии с Федеральным законом от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» прожиточный минимум — это стоимостной показатель минимального объема и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья и поддержания жизнедеятельности человека (потребительской корзины), а также обязательные платежи и сборы. Его величина зависит от природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Например, в Самарской области величина прожиточного минимума одного человека в I квартале 2006 г. составляла в среднем в месяц 3200 руб., в том числе для трудоспособного населения — 3411 руб., пенсионеров — 2369 руб., детей — 3118 руб. Эти показатели имеют первостепенное значение при предоставлении тех или иных социальных льгот, а также при решении вопросов о размере социальной пенсии для пенсионеров. Многие субъекты РФ, устанавливают минимальный размер оплаты труда работников бюджетной сферы на уровне величины прожиточного минимума трудоспособного человека.
Таким образом, социальная политика представляет собой систему целей, задач и мероприятий, обеспечивающих решение ключевой задачи государства — повышение уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет общественных (государственных и муниципальных) финансов. Масштабы общественного сектора в каждой стране оцениваются по удельному весу государственных расходов в ВВП. Наблюдающиеся в Российской Федерации процессы свидетельствуют о тенденции к либерализации не только экономики, но и социальной сферы. В 2013 г. прогнозируется довести показатель доли государственных расходов, включая расходы государственных внебюджетных фондов, до 30,2% ВВП, доли консолидированного бюджета страны — до 24,3% ВВП. Средняя величина последнего показателя в ряде экономически развитых европейских стран (например, Германии, Швеции) сегодня составляет 35—40%. В других странах (например, США, Канаде), ориентированных на либеральный экономики, напротив, доля расходов бюджета в ВВП значительно ниже-около 20%.
Механизмы государственного регулирования экономики и социальной сферы основаны на комплексном применении правовых, финансовых и организационно-управленческих инструментов. Правовое регулирование обеспечивается системой законодательных актов и программных документов, принимаемых на федеральном и региональных уровнях. При этом деятельность учреждений и организаций социальной сферы как субъектов хозяйствования регламентируется как основными (Гражданским, Бюджетным и Налоговым кодексами РФ), так и федеральными законами, определяющими вопросы государственного регулирования в той или иной области. В качестве примера можно привести федеральные законы от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ «Об образовании», от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании», от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и др. Важным этапом реализации социальной политики стала так называемая «монетизация» социальных льгот. С 1 января 2005 г. значительное количество натуральных льгот было переведено в денежную форму, при этом были дифференцированы нормы выплат для разных категорий граждан, имеющих на них право. Для организации исполнения принимаемых законов в стране созданы соответствующие органы государственного и местного самоуправления, подведомственные им агентства, а для предоставления бесплатных бюджетных услуг населению — государственные и муниципальные учреждения и организации. Кроме законодательных и организационных мер воздействия на социально-экономические процессы, приоритетными являются меры финан сового регулирования. В основном это налогообложение юридических и физических лиц и финансирование государственных расходов. Государственные расходы, когда за счет средств бюджета государство оплачивает производство я реализацию услуг, которые в экономической теории относят к чистым общественным и смешанным общественным благам. К чистым общественным благам носится, например, национальная оборона, к смешанным благам — социально-культурные услуги, например образование. Учитывая особые достоинства последних, общество стремится обеспечить их доступность всех граждан страны. Это и обусловливает появление бюджетных обязательств по их финансированию в части государственных гарантий, определенных в Конституции РФ. К мерам финансового регулирования относятся трансферт дохода населению, например предоставление им субсидий, пособия малообеспеченным семьям и т.п.
Все государственные расходы принято классифицировать: • по уровням бюджетной системы. Такое распределение говорит о степени ответственности федерального центра, регионов или муниципальных образований за финансирование тех или иных обязательств государства, в том числе и в области социальных расходов; • функциональной и ведомственной структуре. Использование функционального принципа группировки расходов позволяет проиллюстрировать перечень всех функций государства, которые обусловлены решением В настоящее время значительная доля расходов на образование, культуру и здравоохранение финансируется за счет региональных и местных бюджетов (около 80% всех бюджетных расходов по этим отраслям). Что касается социальной политики как вида расходов, то здесь наблюдается устойчивая тенденция к смещению акцентов в сторону федерального бюджета, который несет ответственность за реализацию ряда федеральных законов. Для этого в федеральном бюджете предусматриваются субвенции, которые через фонд компенсации передаются регионам и муниципальным образованиям для осуществления мер социальной защиты отдельных категорий населения, например инвалидов, ветеранов и др.
Приоритетной задачей государства является обеспечение повышения качества социальных услуг. Для этого намечено осуществить переход от сметного бюджетного финансирования учреждения (организации) к нормативному финансированию услуг или оплате по факту предоставления конкретных услуг населению; внести изменения в законодательство и ввести новые организационно-правовые формы некоммерческих организаций внутри государственного и муниципального секторов экономики, которые обладали бы более широкой самостоятельностью по сравнению с бюджетными учреждениями. Кроме того, развитие рыночных отношений в стране настоятельно диктует учреждениям и организациям социальной сферы развивать предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность с целью расширения источников финансирования социальных услуг. В целом меры государственного финансового регулирования социально-экономических процессов должны быть эффективными, отвечать принципам равенства, что предполагает поддержание жизненных стандартов и включает в себя помощь бедным, социальное страхование, сглаживание доходов, социальную интеграцию, укрепление общественной солидарности.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |