Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление финансами в отраслях социальной сферы

Развитие отраслей социальной сферы зависит от изменений, проис­ходящих в социально-экономических отношениях и государственно-по­литическом устройстве России. Можно выделить четыре направления совершенствования управления, напрямую связанные с финансами;

1) разграничение полномочий, источников формирования доходов бюджетов и ответственности органов управления всех уровней за состояние и развитие социальной сферы и обеспечение их эффективного взаимодействия;

2) переход от распределительного и директивного способа управления к регулирующему;

3) развитие принципов автономности хозяйствующих субъектов с одновременным повышением ответственности за конечные результаты деятельности;

4) развитие общественно-государственных форм управления.

Сущность современной стратегии государственного управления фи­нансами в социальной сфере заключается в необходимости соотносить избранные цели развития общества р финансовыми возможностями го­сударства. Механизм управления финансами в данной сфере имеет свою специфику. Связано это с тем, что финансовые отношения в отраслях, в значительной части оказывающих населению услуги некоммерческого характера, обусловлены многообразием видов деятельности, форм соб­ственности субъектов хозяйствования, структур управления, схем подчи­ненности, методов и источников финансирования. Среди некоммерческих учреждений и организаций в соответствии с Федеральным законом от января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» до недавнего времени выделялись:

- государственные или муниципальные учреждения. Учреждением называется организация, созданная собственником (учредителем) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций за счет коммерческого характера и финансируемая им полностью или частично за счет средств бюджета. Государственными являются все учреждения, финансируемые из федерального и региональных бюджетов. Муниципальными называются те учреждения, которые финансируются из местных бюджетов. Одновременно эти учреждения представляют собой некоммер­ческие организации, что обусловлено нацеленностью их деятельности на решение социальных задач общества. В случае получения ими прибыли она не распределяется между сотрудниками, а должна использоваться на реализацию уставных задач.

негосударственные некоммерческие организации. К ним относятся автономные некоммерческие организации, общественные и религиозные организации (объединения), некоммерческие партнерства, фонды, объ­единения юридических лиц.

В соответствии с новым Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» в число государственных и му­ниципальных учреждений включается особый тип юридических лиц — ав­тономные учреждения, которые могут быть созданы для выполнения работ и оказания услуг в целях осуществления полномочий органов госу­дарственной власти и органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. По сравнению с традиционными бюджетными учреждениями им предоставлены более широкие права по самостоятельному распоряжению финансовыми средствами при органи­зации уставной деятельности.

В общем виде понятие «финансовый менеджмент» — это совокупность разработанных и применяемых форм и методов управления финансами в целях повышения эффективности деятельности организации. Как уже от­мечалось, содержание финансового менеджмента в социальной сфере имеет свои особенности. Финансовый менеджмент здесь направлен на решение комплекса вопросов, охватывающих разные аспекты финансовых отноше­ний: функциональных, институциональных, организационно-правовых. Эти отношения регламентированы гораздо жестче, чем в сфере материального производства. Рассмотрим эту регламентацию более подробно.

Для выполнения функций управления финансовыми ресурсами создается соответствующая институциональная система, включающая в себя высшие органы законодательной и исполнительной государственной власти. Эти органы правовым путем устанавливают: систему отношении между участниками бюджетного процесса, потребителями и исполните­лями бюджетных услуг; объемы бюджетных расходов, источники и прин­ципы их финансирования; ответственность того или иного уровня бюджет­ной системы за реализацию расходных обязательств; порядок движения бюджетных потоков.

Следующим уровнем в иерархии институциональной системы явля­ются федеральные министерства, ведомства, агентства и органы государственного управления регионального масштаба. Именно они организуют непосредственную pаботу по соблюдению установленного на федераль­ном уровне правового регламента. К федеральным органам, отвечающим за разработку и реализацию бюджетно-налоговой политики, относятся Минэкономразвития России, Минфин России и их подразделения. От­раслевые министерства и ведомства ответственны за определенные на­правления функционирования и развития социальной сферы, например Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) отвечает за реализацию образовательной политики государства.

Большинство органов управления федерального, регионального и мест­ного уровней одновременно являются главными распорядителями средств бюджета (администраторами доходов и расходов бюджета, государствен­ными заказчиками). Главный распорядитель бюджетных средств определя­ет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат, утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюд­жетных учреждений. Он обладает правом на основании мотивированного представления бюджетного учреждения вносить изменения в утвержден­ную смету доходов и расходов в части перераспределения средств между ее статьями в пределах 10% бюджетных ассигнований с уведомлением органа, исполняющего бюджет. Главный распорядитель также имеет право перемещать между получателями бюджетных средств в объеме не более 5% бюджетные ассигнования, доведенные до них. В общей сложности ас­сигнования каждого получателя бюджетных средств могут отличаться от первоначально утвержденного объема на 15% как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Главный распорядитель бюджетных средств осуществляет финансовый контроле, формирует сводную финансовую и статистическую отчетность.

Еще один управленческий уровень — исполнители бюджетных услуг, или получатели бюджетных средств, в основном к ним относятся госу­дарственные и муниципальные бюджетные учреждения, права которых по распоряжению финансовыми ресурсами сведены к минимуму.

Перспективная форма удовлетворения общественных потребностей — обеспечение предоставляемых населению государственных и муниципальых услуг на основе внедрения конкурентного распределения бюджетных средств через систему формирования государственных (муниципальных) заданий государственным учреждениям и организациям, включая автономные учреждения, и частным организациям, оказывающим однородные услуги. Средства, получаемые исполнителем государственного задания, ином случае являются платой за производство и реализацию бюджетных услуг населению, а не финансированием расходов на содержание учреждения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные направления социальной политики России и ее финансовое регулирование | Эффективность экономических методов управления социальными процессами
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1673; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.