Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эффективность экономических методов управления социальными процессами




Планирование расходов бюджета на социальные цели.

напрямую зависит от объемов ассигнований, выделяемых на финансирование отраслей социальной сферы с учетом поставленных перед ними задач. В силу этого при планировании бюджетных расходов должны учитываться три составляющие:

политические целевые установки, сформулированные в программах развития страны и ежегодных бюджетных посланиях Президента РФ;

данные о потребителях бюджетных услуг (их количестве, социальном составе перечень проблем, решаемых посредством бюджета;

финансовые возможности государства и применяемые методы бюд­жетного регулирования.(определение объемных показателей государствен­ного социального задания по видам услуг, социальная стандартизация, нормирование расходов, межбюджетное выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, программно-целевое и программно-ведомственное фи­нансирование конкретных социальных задач).

Важную роль при бюджетном планировании играет законодательное разграничение расходных обязательств между уровнями бюджетной сис­темы. Степень участия бюджета того или иного уровня в финансировании расходов зависит от целого ряда факторов, в том числе от государственного устройства и общей системы государственного управления, законода­тельного распределения ответственности за виды расходов, сложившихся традиций и т.д. Поскольку в нашей стране сочетаются отраслевые и тер­риториальные принципы управления, это позволяет классифицировать структуру финансовых потоков на финансирование социальных расходов по уровням бюджетов. Средства федерального бюджета направляются:

—- на финансирование учреждений и мероприятий федерального ведения. Например, в области образования одним из видов таких расходов является является финансирование учреждений высшего профессионального об­разования;

—реализацию федеральных целевых программ, утверждаемых федеральными нормативными правовыми актами;

—оказание финансовой поддержки субъектам РФ. Зачастую эти сред­ства обезличены, если они выделяются из фонда финансовой поддержки регионов в качестве трансфертов, выравнивающих доходы на душу на­ населения. В последние годы наметилась тенденция к целевому выделению
средств, для чего на федеральном уровне создаются различные фонды, в том числе на финансирование федеральных мандатов в виде целевых субвенций и субсидий.

В территориальных и местных бюджетах предусматриваются средства на проведение мероприятий и содержание учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ, органов местного самоуправления, и реализацию их собственных программ развития.

Основной документ, по которому осуществляется финансирование конкретных учреждений, — смета доходов и расходов. В ней приводятся свод утвержденных средств по каждой экономической статье расходов поквартальное распределение.

Бюджетным финансированием называется предоставление учреждениям и организациям бюджетных средств на безвозвратной и безвозмездной основах для полного или частичного покрытия их расходов, связанных

выполнением работ и проведением мероприятий, предусмотренных в утвержденных бюджетах.

Основными моделями финансового обеспечения деятельности госу­дарственных и муниципальных учреждений являются:

• бюджетная;

• смешанная, когда в качестве источников финансирования выступают
бюджетные и внебюджетные средства.

Ядром новых экономических отношений должна стать широко при­меняемая в мире разновидность бюджетной модели — модель бюджетиро­вания, ориентированного на результат. Решить эту задачу предполагается путем кардинального повышения эффективности работы и оптимизации использования государственных ресурсов в интересах граждан — потре­бителей услуг, что соответствует принципу «деньги следуют за потреби­телем».

Важно подчеркнуть разницу между моделью финансирования и мето­дом финансирования. Если при бюджетной модели финансирование осу­ществляется по смете доходов и расходов, то такой порядок предоставления бюджетных средств называется сметным. Сметный метод финансирования предполагает, что расходы планируются, выделяются и контролируются по каждой экономической статье в отдельности. Если финансируется определенный вид расходов, то выделяемые по определенному финан­совому нормативу средства являются субвенцией или субсидией. Этот метод называется нормативным методом, или методом оплаты услуг. При таком порядке исполнитель бюджетных услуг самостоятельно принимает решение о направлении расходования полученных средств, консолидируя их в общий «котел» с собственными доходами.

При любом организационно-правовом статусе учреждению (или организации) необходимо заранее знать, какой объем средств потребуется обеспечения его нормального функционирования и развития. Для этого осуществляется формирование сметы доходов и расходов, или финансового плана. Методика планирования расходов зависит от того, какую организационно-правовую форму имеет субъект хозяйствования.

Для бюджетных учреждений, имеющих статус государственного и муниципального, ассигнования рассчитываются и выделяются по каждой экономической статье.

—финансирование учреждений высшего профессионального об­разования;

—реализацию федеральных целевых программ, утверждаемых феде­ральными нормативными правовыми актами;

—оказание финансовой поддержки субъектам РФ. Зачастую эти средства обезличены, если они выделяются из фонда финансовой поддержки регионов в качестве трансфертов, выравнивающих доходы на душу на­селения. В последние годы наметилась тенденция к целевому выделению средств, для чего на федеральном уровне создаются различные фонды, в том числе на финансирование федеральных мандатов в виде целевых субвенций и субсидий.

В территориальных и местных бюджетах предусматриваются средства на проведение мероприятий и содержание учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ, органов местного самоуправления, и реализацию их собственных программ развития.

При любом организационно-правовом статусе учреждению (или организации) необходимо заранее знать, какой объем средств потребуется для обеспечения его нормального функционирования и развития. Для этого осуществляется формирование сметы доходов и расходов, или финансового плана. Методика планирования расходов зависит от того, какую организационно-правовую форму имеет субъект хозяйствования. Для бюджетных учреждений, имеющих статус государственного и муниципального, ассигнования рассчитываются и выделяются по каждой экономической статье.

Нормативный метод финансирования является более прогрессивным В общем виде при нормативном финансировании объем расходов вы­числяется путем умножения среднегодового количества обслуживаемого контингента (бюджетные услуги, учащиеся, воспитанники, пациенты) на установленный подушевой норматив.

Следует подчеркнуть, что сегодня нормативы широко используются в сфере межбюджетного регулирования, их применение преследует две цели. Во-первых, нормативы — это финансовые гарантии населению в получении социальных услуг. Во-вторых, нормативы — это основа для определения объема финансовой помощи или финансовых компенсаций на реализацию делегированных предметов ведения.

В бюджетном секторе России до настоящего времени действует по­элементный метод планирования расходов, который позволяет учитывать особенности учреждений при исчислении потребности в финансовых средствах: местоположение, возрастную и другую структуру контингентов, типы зданий и множество других факторов.

В современных условиях широкое распространение получило также принятие программ — целевой метод финансирования, который позво­ляет: решать проблемы отдельных групп населения либо регионов путем утверждения в составе бюджетов всех уровней средств на выполнение целевых федеральных, региональных и местных программ (например «Дети России» и др.); обеспечивать реализацию принципов модели бюд­жетирования, ориентированных на результат, путем выделения средств главным распорядителем бюджетных средств на исполнение ведомствен­ных программ.

Утверждение объемов бюджетных ассигнований для каждого учрежде­ния в разрезе экономических статей осуществляет государственный или муниципальный орган управления в пределах выделенных по бюджету средств на календарный финансовый год. При этом учредитель, как пра­вило, он же и главный распорядитель бюджетных средств, опирается на расчеты и обоснования, в том числе на нормативы. В структуре расходов социальных отраслей наибольший удельный вес занимают расходы на заработную плату. Ставки заработной платы работников (должност­ные оклады) в социальной сфере и принципы их определения с 2005 г. перестали быть едиными на всей территории РФ. В настоящее время на федеральном уровне устанавливается система оплаты труда только для работников бюджетных учреждений, финансируемых за счет федерального бюджета. В каждом субъекте РФ, не получающем финансовой помощи из федерального бюджета, может быть выбрана собственная система оплаты труда работников бюджетной сферы регионального ведения. Основой определения суммарных расходов муниципального, регионального федерального бюджетов служат сеть учреждений и ее предполагаемое развитие в планируемом году, а также показатели деятельности, которые называются расчетными (число детей, учащихся, коек и т.д.).

Планирование расходов осуществляется последовательно. Условно можно выделить два этапа. На первом этапе рассчитываются производ­ственные показатели, на втором — финансовые. Например, для школ всех видов расчетными (производственными) показателями при определении объема бюджетных ассигнований являются: количество учащихся и классов по ступеням обучения; количество групп продленного дня и вос­питанников в них. При финансовом планировании учитываются не толь­ко показатели на начало и конец финансового года, но и среднегодовые, которые зависят от сроков комплектования (приема), выпуска, отсева учащихся в процессе обучения.

Производственные показатели по школе определяются по группам классов: I—IV, V—IX, X—XI. В настоящее время предельная наполняемость классов установлена в количестве 25 учащихся.

Важное значение при планировании бюджетных средств на оплату труда в школах имеет учебный план. В нем определено количество часов на изучение образовательных дисциплин (например, математики, лите­ратуры, физической культуры и т.п.), установлена учебная нагрузка уча­щихся по классам. Общее число учебных занятий в неделю определяется умножением количества классов на число часов на один класс.

Следующий показатель, используемый в процессе планирования расходов на оплату труда в общеобразовательных школах, — количество педагогических ставок. Он определяется по общему числу часов учебных занятий и норме учебной нагрузки учителей на ставку. Количество педа­гогических ставок рассчитывается делением общего числа часов учебных занятий в неделю по каждой группе классов на установленную недельную норму учебной нагрузки учителя: начальной школы — 20 ч, средних и старших классов - 18 ч.

Фонд заработной платы учителей рассчитывается исходя из количе­ства педагогических ставок и средней ставки учителя в месяц по тарификации. Тарификационные списки позволяют вычислить общую сумму фонда заработной платы учителей за один месяц. Фонд заработной платы учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала формируется на основе штатного расписания школы и установленных должностных окладов. Число штатных единиц зависит от количества классов в школе и ее индивидуальных особенностей. Формы расчетов на другие цели зависят от видов расходов. Напри­мер, расходы на питание определяются путем умножения планируемого количества дето-дней на дневную норму питания.

При изучении рассматриваемого вопроса необходимо иметь в виду, что современные методы планирования бюджетных расходов, формируемых под существующую сеть и количество бюджетных учреждений, подверга­ются критике и не отвечают задачам бюджетной реформы. В связи с этим намечается реализовать систему мероприятий, нацеленную на повышение эффективности управления общественными финансами. В соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса предстоит внедрить в бюджетную практику среднесрочное финансовое планирование в этом разрезе. Для этого главные распорядители бюджетных средств одновременно с бюджетными заявками обязаны предоставлять доклады о достигнутых в отчетном периоде результатах и планируемых на среднесрочную перспективу (на период до трех лет) основных направлениях своей деятельности.

Таким образом, планирование расходов является одной из важнейших стадий финансового регулирования, в процессе которого определяются бюджетные параметры для функционирования и развития отраслей со­циальной сферы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.