Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники и организация финансирования отраслей социальной сферы




Несмотря на относительную незавершенность проработки правовых основ для реформирования бюджетного процесса, уже сегодня можно говорить о сложившейся системе экономических отношений между субъ­ектами, имеющими устойчивые интересы к развитию социальной сферы.. К ним относятся: органы государственного управления и местного само­управления; общество, в лице общественных организаций и институтов; бизнес-структуры, предъявляющие спрос на человеческий капитал как базовый фактор развития экономики. Именно потребности и интересы дан­ных субъектов определяют общественный заказ на формирование тех или иных социальных услуг и объем финансовых ресурсов их исполнителей.

Основными источниками финансирования социальных расходов является средства бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов социального назначения. Помимо этого, в современных условиях важная роль отводится доходам, получаемым учреждениями образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания и др. в результате предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Развитие предпринимательства в отраслях социальной сферы поощряется государством, тем самым в одних случаях замещаются недостающие бюджетные ассигнования, а в других случаях бюджетные средства до­полняются новыми источниками. Государством также поддерживаются развитие страховых механизмов финансирования через создание систем добровольного медицинского страхования и негосударственного пенси­онного обеспечения, корпоративных форм предоставления социальных услуг, при которых работодатели несут дополнительные расходы по их оплате за счет собственных средств. Учитывая, что вопросы страхования и функционирования внебюджетных фондов детально рассматриваются в других главах учебника, в данном параграфе остановимся лишь на до­ходах от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Специфика предпринимательской деятельности определяется формой собственности исполнителей социальных услуг. Бюджетные учреждения являются некоммерческими организациями, в то же время в процессе сво­ей деятельности они вступают в экономические и договорные отношения с другими хозяйствующими субъектами и населением, осуществляют различные сделки, получая за это дополнительный доход. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пол­ном объеме учитываются в смете доходов и расходов этого учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от исполь­зования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. При испол­нении сметы доходов и расходов бюджетные учреждения самостоятельны в расходовании внебюджетных средств, однако средства должны быть израсходованы только в соответствии с уставными целями.

По общепринятой классификации, зафиксированной в Налоговом кодексе РФ, указанные доходы подразделяются на две группы. К первой группе относятся доходы от реализации товаров, работ и платных услуг населению. В соответствии с российским законодательством платными могут быть только те услуги, которые не финансируются из бюджета. Например, в учреждениях профессионального образования доходы от предпринимательской деятельности — это плата за подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала сверх государственного задания. Одним из факторов постоянного роста количества платных услуг является возрастающий спрос населения на социальные услуги, не регламентированные социальными стандартами, т.е. услуги улучшенного качества или предоставление их в более комфортных условиях.

Для защиты интересов потребителей социальных услуг должны быть выполнены определенные требования по оформлению документации, в том числе: отражение данного вида деятельности в уставе; наличие лицензии на лицензируемые виды деятельности; заключение договоров с потребителями на оказание платных услуг; обеспечение потребителей бесплатной, доступной и достоверной информацией о режиме работы, перечне платных услуг с указанием цены, условиях их предоставления и получения и т.д. В случае превышения доходов над расходами по данным налоговой декларации некоммерческие организации облагаются налогом на прибыль.

Типичными внереализационными доходами, включаемыми во вто­рую группу, являются доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду). Однако здесь есть ряд существенных особенностей. В настоящее время упразднено право государственных и муниципальных учреждений на самостоятельное распоряжение имуществом, находящимся в их опера­тивном управлении. Они не вправе продавать недвижимость, сдавать ее в аренду, использовать в виде залога, вносить в качестве вклада в уставный капитал других организаций без согласия собственника. При заключении договоров на сдачу в аренду недвижимого имущества им отведена роль пассивного участника. Все договорные арендные отношения должны стро­иться между владельцем основных средств — соответствующим органом по управлению государственным или муниципальным имуществом — и арендатором. В связи с этим суммы арендной платы могут и не поступать в распоряжение государственных и муниципальных учреждений. Однако в тех случаях, когда по решению собственника средства от аренды посту­пают в распоряжение этих учреждений, они должны отражаться в смете их доходов и расходов.

В совокупности все доходы первой и второй групп, приносящие экономическую выгоду учреждению, называются доходами от предпри­нимательской деятельности. В группу доходов от иной деятельности относятся гранты и поступления на выполнение конкретных программ на безвозмездной и безвозвратной основе от физических лиц и некоммерческих организаций; поступления от благотворителей (жертвователей); имущество, переходящее по завещанию в порядке наследования и т.п.

Значительное место среди доходов от иной деятельности обычно за­нимают пожертвования юридических и физических лиц, полученные. Результате фандрайзинга — специально организованного процесса сбора пожертвований для поддержания деятельности некоммерческой организации или поиска финансирования для обеспечения реализации социально значимых программ. Согласно Гражданскому кодексу РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях В соответствии с Федеральным законом от И августа 1995 г. № 135-Фз «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворители осуществляют пожертвования в таких формах, как без­возмездное предоставление услуг, проведение работ; наделение правами владения, пользования и распоряжения объектами права собственности путем дарения или иной безвозмездной передачи; безвозмездная или на льготных условиях передача в собственность имущества, в том числе денежных средств.

По закону благотворитель, а не благонолучатель определяет порядок использования таких средств. Аналогичным образом используются сред­ства международных организаций, передаваемые учреждениям социальной сферы как на безвозмездной основе (в виде грантов), так и на реализацию программ международного сотрудничества. В повседневной практике благотворительные поступления зачастую называются спонсорскими, а благотворители — спонсорами. Между тем эти понятия не тождественны. Спонсорские поступления являются своеобразной платой за рекламу.

Что касается организации финансирования бюджетополучателей, то наиболее значимым правовым документом, регламентирующим данный вопрос, является Бюджетный кодекс РФ, где определены пять последова­тельно осуществляемых процедур санкционирования расходов бюджетных учреждений:

1) составление и исполнение бюджетной росписи. После утверждения бюджета главные распорядители бюджетных средств составляют бюджетную роспись по всем подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. В ней указывается как функциональное, так и экономическое содержание расходов по всем предметным статьям, приводится
поквартальное распределение средств;

2) утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств;

3) утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;

4) утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обя­зательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

5) принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств, а также подтверждение и выверка исполнения бюджетных обязательств.
Бюджетное обязательство — это признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая согласно федеральному закону о федеральном бюджете и сводной бюджетной росписи.

Все источники финансирования государственных и муниципальных учреждений должны «проходить» через казначейскую систему. На органы казначейства возложены функции по управлению счетами бюджетов и доходами бюджетных учреждений, осуществлению платежей от имени и по поручению последних. Для каждого бюджетополучателя в казначействе открывается лицевой счет, где отражаются постатейные объемы ассиг­нований на год и текущий квартал, а также учитываются все фактически оплаченные расходы.

Права и обязанности бюджетополучателей строго регламентированы. Они имеют право на своевременное получение и использование бюджет­ных средств в соответствии с утвержденной бюджетной росписью; свое­временное доведение уведомления о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств; компенсацию в размере недофинансирования по решению судебных органов. Обязанностью бюджетополучателя явля­ется необходимость своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств; эффективно использовать их в соответствии с целевым назначением; своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предо­ставленные на возвратной основе; своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.

Лимиты финансирования представляют собой объемы бюджетных обязательств, устанавливаемые и утверждаемые для распорядителя и по­лучателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий три месяца. Определение и утверждение лимитов, или кассовое планирование, — это процесс оценки поступления доходных источников и расходования средств в течение предстоящего бюджетного периода. Расходы оплачиваются казначейством в пределах установленных лимитов.

В Бюджетном кодексе РФ установлено, что оплата расходов по го­сударственным закупкам или строительным подрядам осуществляется исключительно на конкурсной (тендерной) основе, что, по мнению зако­нодателей, позволяет избежать завышения цен и оплаты невыполненных работ, а следовательно, предотвратить нецелевое использование средств. Основным нормативным правовым документом, регулирующим деятельность в области государственных закупок, является Федеральный закон от 1 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в его развитие принят ряд постановлений и распоряжений правительства РФ. Этими документами определено, что основным способом закупки продукции для государственных нужд служит открытый конкурс. В отдельных случаях применяются и иные варианты: закрытый конкурс, двухэтапный конкурс, запрос котировок, закупка по способу «у единственного источника» и др.

Для оплаты расходов на покупку товаров (услуги и работы) в казначей­ство необходимо представить документы, подтверждающие обязательства бюджетного учреждения по оплате расходов за поставленные товары. Все закупки товаров (работ и услуг) на сумму свыше 200 тыс. руб. осуществля­ются бюджетополучателями исключительно на основе государственных и муниципальных контрактов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.