КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Объяснительные принципы. Вводимые в психологию методологические принципы
Вводимые в психологию методологические принципы. Объяснить психические явления можно только путем исследования закономерностей их формирования и развития. Изучение психики требует использования генетических методов исследования и объяснения. Для верного объяснения психических явлений требуется их анализ по единицам, а не по элементам. Анализ по единицам предполагает: · выделение такого целостного объекта или процесса, которому, в отличие от элементов, присущи все свойства целого явления; · представление в таком объекте или процессе всех существенных связей и существенных для данного объяснения характеристик объекта; · возможность наблюдения (опытного изучения) такого объекта или процесса (операционализируемость). 1. Между человеком и миром стоит социальная (культурная) среда, через которую преломляются все внешние воздействия на человека и все формы организации его поведения. В онтогенетическом формировании психики человека биологическое созревание и культурное развитие составляют единство. Культурное развитие человека представляет собой формирование и развитие в совместной деятельности и общении высших психических функций (ВПФ). ВПФ формируются по мере овладения субъектом культурно-историческим опытом путем включения в организацию естественных психических функций орудийных и знаково-символических средств. ВПФ обеспечивают произвольные, рефлексивные и осознаваемые формы организации субъектом поведения и психики. Следует условно противопоставлять эволюционно складывающиеся естественные психические функции, развивающиеся на основе наследуемых механизмов их формирования и развития, и высшие психические функции, складывающиеся в процессе исторического развития человечества. Естественные психические функции формируются и развиваются в процессе приспособления животных организмов к естественным условиям обитания. Только такие психические функции развиваются и у человека, если он после рождения выкармливается и воспитывается животными (волками, обезьянами). 2. Источник развития человеческой психики находится во внешней «идеальной форме» – в фиксированных в человеческой культуре средствах и способах деятельности и общения, которыми необходимо овладеть. Формирование ВПФ выделяет человека из животного мира и заключается в присвоении культурно-исторического опыта человечества, что обеспечивает изменение структуры деятельности и психики человека. Развитие человеческой психики необходимо предполагает овладение: · способами использования предметов человеческой культуры; · приемами использования и изготовления орудий, которые увеличивают возможности естественных органов и выступают средствами преобразования предметного мира; · способами активного использования языковых (знаково-символических) средств, которые увеличивают возможности естественных психических функций и обеспечивают организацию сознания и произвольное управление психическими процессами; · способами произвольной организации собственного поведения и психических процессов на основе использования орудийных и знаково-символических средств; · средствами и способами реализации межличностных и социальных отношений. В этой связи полезно подчеркнуть, что личностно-совершенный человек – это человек, который в течение индивидуальной жизни овладел широким спектром умений использовать предметы человеческой культуры, научился ставить самостоятельно цели и произвольно организовывать и регулировать свое поведение, а также реализовывать и утверждать определенный диапазон межличностных и социальных отношений. При этом этической составляющей личностной сферы субъекта выступает внутреннее стремление считаться с интересами других людей и включаться в такие виды деятельности, которые имеют позитивное значение для общества. Об уровне познавательного развития человека чаще всею судят по диапазону умений выполнять самые разнообразные предметно-практические и умственные действия с опорой на орудийные и знаково-символические средства, которые обеспечивают решение различных по сложности и предметной направленности задач. Овладение таким широким диапазоном средств и способов организации жизни и деятельности в современном человеческом обществе обеспечивается процессами обучения и воспитания. Поэтому познавательное и личностное развитие субъекта исходно обеспечивается образовательными взаимодействиями с другими людьми – «обучение ведет за собой развитие». 3. ВПФ производны от внешних форм общения и деятельности. ВПФ первоначально возникают во внешней, разделенной с другими людьми деятельности и в общении и лишь затем становятся индивидуальными и внутренними – интериоризируются. В развитии ВПФ существуют этапы: · доречевая фаза развития поведения и психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления); · межфункциональное объединение естественных психических функций и речевых функций в единую систему: а) формирование внешнего развернутого речевого планирования поведения и действий; б) формирование внешних форм речевой организации действий над значениями, представлениями, обобщениями (эгоцентрическая речь); · преобразование внешней речи (через эгоцентрическую речь) во внутреннюю речь с ее последующим сокращением и автоматизацией. Формирование умственных форм организации и произвольного выполнения умственных действий над значениями (обобщениями). Л.С. Выготский специально подчеркивал, что исходно новые психические функции человека формируются во внешнем мире, а не внутри мозга или организма. Поэтому психическое развитие человека определяется внешними условиями взаимодействий с людьми и предметным миром. И чем богаче и насыщеннее разнообразными формами общения, поведения, действий условия развития ребенка, тем более интенсивно и всесторонне будет протекать его индивидуальное психическое развитие. При этом особое значение в развитии человеческой психики имеет овладение способами и средствами использования знаково-символических средств: сначала это овладение жестами, позднее – способами использования языка, и еще позднее – разнообразными искусственными знаково-символическими системами и способами их применения для решения самых разнообразных задач. Как показали многочисленные исследования и эксперименты, проведенные психологами в нашей стране, без овладения определенными способами использования языка, знаков, символов формирование ВПФ просто невозможно. Формирование новых психических функций человека из внешних, разделенных с другими людьми действий и форм общения получило название «механизм (процесс) интериоризации». Благодаря включению в организацию ВПФ языковых, а позднее и других знаково-символических средств поведение и психические функции человека приобретают произвольность в организации, рефлексивность и осознаваемость. 4. Механизм интериоризации имеет два взаимосвязанных направления формирования и развития произвольных, преднамеренных действий (внешних практических и умственных). Первое направление развития ВПФ: от разделенного (совместного) действия к действию произвольному и индивидуальному. Это: - Развитие умений подчинять свои действия, поступки, психические процессы (внимание, восприятие, память, мышление) речевым указаниям другого человека (взрослого). - Развитие умений организовывать с помощью речи протекание психических процессов и поведения у других людей. - Межфункциональное объединение таких умений в одну функцию, которая позволяет на основе использования речи самостоятельно планировать собственные действия и подчинять таким планам собственное поведение (овладение своим поведением и психическими функциями). Второе направление развития ВПФ: переход от внешних материальных форм действий к внутренним, «идеальным» действиям над значениями. Это: - Доречевая фаза развития психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления) и «доинтеллектуальная» фаза развития звуковой коммуникации. - Межфункциональное объединение естественных психических и речевых функций – формирование внешнего развернутого речевого планирования и организации поведения (эгоцентрическая речь). - Переход от действий с материальными предметами к действиям над значениями (представлениями, обобщениями)с опорой на использование внешних материальных знаков и символов. - Переход от действий над значениями с опорой на внешние материальные знаки и символы к внутренним действиям над значениями с опорой на внутренние способы использования знаков и символов. У младенца нет готовых форм человеческих психических функций и человеческих форм произвольно-преднамеренно организуемого поведения в обществе. Ими человек должен овладеть путем включения в конкретно-исторические формы взаимодействий с людьми. При этом только такие формы поведения, которые ребенок во внешних предметных взаимодействиях со взрослыми научится обозначать, планировать и организовывать их выполнение с помощью языка, могут стать в последующем предметом осознания и предметом самостоятельной произвольной регуляции. Так, на протяжении жизни ребенок овладевает произвольными способами преобразования предметов, организации собственных действий с предметами, способностями контролировать свои поступки во взаимодействиях с людьми и прогнозировать их возможные последствия, способами регуляции собственных психических функций – внимания, памяти, мышления и т.д. Отсюда вытекает и знаменитое следствие из теории Л.С. Выготского: обучение и воспитание – это необходимые детерминанты развития ВПФ; «обучение ведет за собой развитие». То, что ребенку доступно в совместных со взрослым предметно-практических действиях («зоны актуального развития»), то в ближайшем времени может преобразоваться в самостоятельные формы организации поведения и деятельности («зоны ближайшего развития»). 5. В организацию высших психических функций включаются языковые и другие знаково-символические средства. Знаки языка (а также другие знаки и символы) по мере овладения ими субъектом приобретают две важнейшие характеристики: а) предметную отнесенность – обозначают и замещают объективно существующие предметы и явления; б) значение – актуализируют фиксированные в психике людей сходные представления, обобщения, понятия. - Значение исходно существует вне субъекта – в предметах, вовлеченных человечеством в сферу своей деятельности. - Знак напоминает человеку о необходимости выполнить определенную систему операций, в которых могут в определенном сочетании участвовать все психические функции. - Структура значений (обобщений) развивается и совершенствуется в онтогенезе: сначала преимущественно через непосредственное знакомство с предметами и явлениями, значения которых фиксируются в знаково-символических средствах; позднее – еще и через овладение способами использования языка и других знаково-символических средств, которые позволяют выстраивать новые значения (представления, понятия) в сознании субъекта. - Благодаря знакам компоненты актуальной ситуации включаются в одну структурную систему с символически организованными представлениями из прошлого и предполагаемого будущего. Верное использование языковых и других знаково-символических средств выступает необходимым условием для формирования и развития познавательных психических функций человека, а также для овладения современными научными знаниями. Именно различные способы использования языка, знаков, символов обеспечивают человеку возможности произвольно и преднамеренно фиксировать в умственном плане различные представления и понятия, выполнять над ними всевозможные преобразования и фиксировать получаемые результаты. 6. Сознание формируется по мере активного овладения субъектом способами использования языка, знаков и символов, через замещение внешних практических предметных действий речевыми действиями и их последующей интериоризацией. - Единица сознания есть значение, которое имеет социальное происхождение и представляет собой: а) единство мышления и речи; б) единство общения и обобщения. - Слова (знаки) замещают предметные характеристики явлений и событий, фиксируя и сохраняя их значение, чтопозволяет выполнять действия над значениями во внутреннем умственном плане. - Сознание есть обратимые процессы выражения мыслей всловесных значениях и построения мыслей на основе извлечения значений из слов – это обратимые процессы перехода от смысла значениям и словам и от слов – к значениям и смыслу. - Главная функция значения – смыслообразование, которое обеспечивает индивидуальное смысловое строение сознания. - Сознание субъекта – это динамическая смысловая система, представляющая собой единство аффективных и интеллектуальных процессов. Таким образом, сознательный уровень организации поведения, действий и психических функций заключается в том, что, опираясь на всевозможные способы использования знаково-символических средств, субъект приобретает ряд возможностей. Во-первых, фиксировать и актуализировать в собственной психике и психике других людей различные значения в форме двигательных и образных представлений, а позднее и в форме понятий. Во-вторых, преобразовывать такие значения, использовать их в целях ориентировки в мире и организации поведения у других людей, а также в целях самостоятельной ориентировки и организации собственного поведения. Такие способности у человека формируются и развиваются на протяжении всей жизни по мере овладения субъектом новыми способами использования языка и разнообразных знаково-символических средств. Так, Л. С. Выготский реализовал ряд исследований, в которых показал, какие существуют основные этапы в формировании и развитии значений у детей. Овладевая способами использования знаков языка, ребенок постепенно устанавливает их предметную отнесенность и овладевает соответствующими этим знакам значениями. За способами использования знаков скрываются различные типы значений (способы обобщений): - синкреты – объединения предметов с помощью слова без достаточного основания, по случайному впечатлению, эмоционально-оценочному сходству, по внешней близости, яркости; - комплексы – объединения предметов с помощью слова согласно фактическим связям при равенстве всех признаков в своем функциональном значении. Характерно постоянное изменение оснований для объединения и соскальзывание с одного признака на другой в практической ситуации обобщения; - псевдопонятия (житейские понятия) – объединения предметов с помощью слова, которые основаны на житейском опыте действий и опыте непосредственного восприятия, тождественны с истинными понятиями по предметной отнесенности, но различны по интеллектуальным операциям, ведущим к обобщению; - понятия – объединения предметов с помощью слова наоснове абстрактного синтеза, которые формируются в ходе работы над самими понятиями: осознание значений слов и терминов, а также своей собственной мыслительной деятельности; установление зависимостей и связей между системой понятий путем определения одного понятия посредством других понятий; произвольность использования обобщений. Формирование научных понятий обеспечивается, во-первых, переходом от использования знаков только «для других» (общение) к знакам «для себя» (организация собственного мышления); во-вторых, переходом от накопления опыта внешней речевой организации памяти и мышления во взаимодействиях с другими людьми к активной внутренней организации памяти и мышления с опорой на самостоятельную внутреннюю речь. 7. Личность человека как психическое образование: интериоризированные способы и средства организации и реализации межличностных и социальных отношений образуют структуру личности, которая представляет собой иерархически организованную систему ВПФ. Личностные качества человека представляют собой психические функции, которые формируются и развиваются на протяжении жизни, приобретают относительно устойчивый характер и обеспечивают субъекту организацию и реализацию: а) непосредственных межличностных взаимодействий с людьми; б) всевозможных опосредствованных социальных отношений и связей с другими людьми и общественными институтами. Такие взаимодействия могут подчиняться узкоэгоистичным или широко социально значимым задачам. 8. Основные этапы формирования высших психических функций в онтогенезе. Периодизация психического развития человека зависит от уровня культурно-исторического развития человеческого общества и определяется закономерностями формирования и развития высших психических функций. При этом на каждом этапе психического развития человека наблюдаются: а) появление характерных для каждого возраста психических новообразований в личностной и познавательной сферах; б) изменения «социальной ситуации развития» – условий, которые предоставляет общество для развития ребенка, а также требований и ожиданий, которые предъявляются к ребенку со стороны других людей и общества. В формировании и развитии ВПФ можно обобщенно указать ряд этапов: а) Этап формирования натуральных форм поведения (младенчество): выделение из единых форм жизнедеятельности «младенец – взрослый» индивидуальных форм познавательной активности, поведения и аффективного отношения к различным явлениям. б) Этап зарождения высших психических функций (1–3 года): функциональное включение знаково-символических средств во взаимодействия между ребенком и взрослым. в) Этап «переходных психологических систем» (3–12 лет): переход от символической деятельности, выполняемой совместно с другими людьми, к индивидуальным формам символической деятельности. г) Этап высших психических функций, опосредствованных внешними знаками (от 6 до 12–14 лет): формирование умений повышать эффективность своей деятельности с помощью внешних вспомогательных знаково-символических средств. д) Этап «вращивания» внешних знаково-символических операций (с 7–8 лет и далее на протяжении всей жизни): преобразования ВПФ из опосредствованных внешними знаками в опосредствованные внутренними знаковыми операциями. е) Зрелая умственная деятельность взрослого человека, протекающая во внутреннем умственном плане сознания. В свою очередь, развитие ВПФ во многом определяется социальной ситуацией развития, которая изменяется на протяжении индивидуального развития каждого человека. Теоретическая конкретизация и обоснование закономерностей онтогенетического развития психики человека в последующем была реализована в исследованиях А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. 9. Психофизиологическая функциональная структура и организация высших психических функций человека. В процессе развития человека структура психики изменяется по мере установления новых межфункциональных связей и отношений между естественными и высшими психическими функциями путем включения в их организацию знаково-символических средств. При этом: - ВПФ задаются и формируются во внешних формах деятельности и общения с людьми на протяжении индивидуальной жизни; - ВПФ каждого человека имеют сложные формы иерархической функциональной организации (функциональные системы), в которых в зависимости от решаемых задач присутствуют восприятие, память, мышление, мотивы, эмоции; - нейрофизиологические процессы, функции мозга выступают необходимым условием (но не причиной!) формирования ВПФ. Мозговые функции приспосабливаются к реализации новых ВПФ и способов взаимодействий с внешним миром, которые приобретаются человеком. Позднее идея о том, что психика исходно располагается не в мозге, а между субъектом и миром – выступает продуктом взаимодействий субъекта с предметами объективного мира, развивалась в работах А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и многих других отечественных психологов. Закономерности формирования мозговых, нейропсихологических механизмов, которые формируются вслед за новыми типами взаимодействий субъекта с предметным миром и выступают необходимым условием для реализации все более сложных психических функций, конкретизировались в исследованиях А.Р. Лурии.
2. А.Н. Леонтьев (1903-1979). Деятельностный подход к объяснению психических явлений
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |