Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория развития и функционирования психики человека в общественной деятельности




Вводимые в психологию методологические принципы

Субъект с самого начала находится «не перед миром», а «внутри мира», развивающегося по объективным материаль­ным законам; субъект составляет часть объективного мира.

Любой психический процесс следует рассматривать в системе (в составе) конкретной практической или умствен­ной деятельности субъекта. Психика формируется в различ­ных формах активности, действий, деятельности.

Психика исходно представляет собой ориентировочно-ис­следовательские действия живого организма, результатом которых выступает постоянно совершенствующийся образ окружающего мира. На основе образа мира (вторично, производно) организуются все более сложные формы по­ведения и деятельности.

Психологическая наука охватывается тремя основны­ми взаимосвязанными проблемами:

- психология образа: развитие всех когнитивных процессов, включая внимание и сознание;

- психология деятельности: формирование и развитие раз­личных видов, форм и уровней;

- психология личности, развитие человека от индивида к лич­ности; формирование различных индивидуально-психо­логических и личностных свойств.

1. Предмет исследования психологии как самостоятельной науки. Психология – наука о порождении и функционировании в деятельности индивида психического отражения реально­сти – «образа мира», который обеспечивает ориентировку субъекта в предметном мире и организацию деятельности (поведения). Психику следует изучать «от жизни (деятельности) к моз­гу», а не «от мозга к жизни». Психику человека следует изучать в развитии от внешних социальных форм к индивидуальным умственным формам. Психика представляет собой сложную активность, кото­рая обеспечивает живому организму предварительную ори­ентировку, организацию и регуляцию выполнения разнооб­разных действий и деятельностей на основе формирующего­ся «образа мира».

2. Деятельность – это единица жизни, опо­средствованная психическим отражением, психической ориентировкой, которая представляет системный процесс: а) имеющий сложное функциональное строение, б) разви­вающийся на основе внутренних и внешних движущих про­тиворечий, в) порождающий психику – «образ мира».

Реальная жизнь людей – это иерархия сменяющих друг друга деятельностей. Анализ человеческой деятельности мо­жет иметь:

- исполнительно-технологический характер, когда деятель­ность анализируется на основе внешне наблюдаемых резуль­татов и способов их получения: деятельность – действия – операции;

- смысловой (собственно психологический) характер, где любая активность человека: а) по отношению к мотиву субъекта выступает в качестве деятельности, имеющей личностный смысл; б) по отношению к поставленным субъектом целям – в качестве действия или системы дей­ствий; в) по отношению к конкретным способам психиче­ской ориентировки, планирования и исполнения в конк­ретных предметных условиях – как операция или система операций.

3. Основания для психологического анализа действий и деятельности. В психологическом анализе структуры действий и деятельностей следует выделять:

- мотивационную (интенциональную) сторону – то, что по­буждает и направляет деятельность и действия – мотивы, цели и их формирование;

- операциональную сторону – способы и средства достиже­ния целей, реализации мотивов и удовлетворения потреб­ностей в различных предметных условиях.

С точки зрения фазовой динамики действий и деятельно­сти следует выделять:

- фазу ориентировки и планирования действий и деятельно­сти;

- фазу исполнения действий и деятельностей в соответствии с планом;

- фазу контроля и коррекции получаемых результатов в про­цессе выполнения действий.

4. Психологическая структура деятельности включает ряд составляющих компонентов.

Потребность – внутреннее побуждение организма к ак­тивности, в основе которого лежит нужда организма в ка­ких-либо внешних предметах или условиях. Исходно потребности запускают ненаправленное поиско­вое поведение, которое обеспечивает обнаружение пред­метов, удовлетворяющих потребности. Предметы, обеспечивающие удовлетворение потребно­стей, в последующем начинают направлять активность ор­ганизма, преобразуясь в мотивы.

Мотив – «опредмеченная потребность» – предмет (вос­принимаемый или представляемый), который удовлетворя­ет потребность и на который направляется активность (дея­тельность). Развитие предметного содержания потребностей и моти­вов в процессах реализации деятельности есть процесс раз­вития потребностно-мотивационной сферы человека. В человеческом обществе мотивы формируются и развива­ются через производство новых предметов и овладение способами их использования. Человека могут мотивировать к деятельности различные стороны одного предмета. Мотивы в деятельности человека выполняют побудитель­ную, направляющую и смыслообразующую функции. Один и тот же мотив (предмет) может удовлетворять раз­ные потребности; одна и та же потребность может удовлет­воряться через разные мотивы (предметы).

Осознаваемые цели, которые достигаются посредством действий, благодаря чему реализуется процесс деятельности. Процесс деятельности реализуется посредством действий, каждое из которых подчиняется промежуточной осознава­емой цели и включает ориентировочную и исполнитель­ную части. По отношению к любому текущему целенаправленному действию человека мотивы выстраиваются в иерархиче­ские отношения и связи друг с другом. Всякое действие и всякую цель можно рассматривать: а) в объективных предметных связях и отношениях – как име­ющие объективные значения; б) в отношении к потребно­стям и мотивам субъекта – как приобретающие субъек­тивный личностный смысл.

Автоматизированные, неосознанно реализуемые способы ориентировки, планирования, исполнения, контроля и коррек­ции в составе целенаправленных действий – операции. Каждое действие складывается из операций, которые представляют собой автоматизированные способы ориен­тировки, планирования, реализации, контроля и коррек­ции целенаправленного действия.

Следует условно различать технологические, исполнитель­ные операции и психические операции, обеспечивающие предварительную ориентировку и планирование действий.

Используемые операции зависят: а) от внешних средств и условий, в которых действие реализуется; б) от имеющихся у субъекта автоматизированных способов ориентировки, планирования и автоматизированных способов реализа­ции действий.

5. Психический образ предметного мира и его образование. В качестве ориентировочной основы в организацию и осуществление любого действия или деятельности включа­ется образ предметного мира. Образ мира – это психическое образование, производное от реализуемых субъектом дейст­вий и операций.

- Ориентировочные операции и действия, исходно выпол­няемые субъектом посредством органов чувств по отноше­нию к объектам, являются средством формирования обра­за. Образ исходно есть продукт, результат определенных ориентировочных операций и действий.

- Внешние (предметные) и внутренние (умственные) опера­ции выступают психологическим механизмом порожде­ния и существования образа: актуализация образа – это процесс сокращенного выполнения тех операций, кото­рые лежат в основе построения образа.

- Использование образа в процессе решения различных за­дач происходит путем включения его в то или иное дейст­вие в качестве ориентировочной основы.

6. Формирование сознания человека происходит путем интериоризации опосредствованных языком (речью) способов организации и выполнения действий и операций, которые отделяются от исходной внешней предметной формы. Это обеспечивает формирование внутреннего плана умственных действий над представлениями и понятиями, которые орга­низуются сначала внешними, а затем внутренними способа­ми использования языковых и других знаково-символических средств.

7. Соотношение внешних и внутренних (умственных) формы человеческих операций, действий и деятельностей.

Исходно внешние ориентировочно-исследовательские и исполнительные, «технологические» составляющие дея­тельности, по мере овладения ими субъектом, преобразу­ются в психические образы и представления – умственные операции и действия, образующие внутренние формы пси­хической деятельности.

Психика производна от внешних форм деятельности – это результат интериоризации внешних операций и действий путем их преобразования в сокращенные умственные(психические, идеальные) формы.

Внешние и внутренние составляющие деятельности име­ют одинаковый состав (функционально и структурно изо­морфны), но различаются по предметному содержанию условий, целей, мотивов. Внешние и внутренние составляющие компоненты дея­тельности представляют единство и могут переходить друг в друга.

Развитые внутренние умственные формы действий над представлениями и понятиями могут преобразовываться во внешние формы, реализуясь в новых знаковых и веще­ственно-предметных продуктах человеческой культуры(экстериоризироваться).

8. Психическое развитие человека, формирование его созна­ния и личности обеспечивается присвоением индивидом общественно-исторического опыта, путем овладения с по­мощью других людей разнообразными видами операций, действий и деятельностей, которые соответствуют предме­там материальной и духовной культуры и фиксированы в орудиях и знаково-символических средствах. При этом наследственная анатомо-физиологическая орга­низация не имеет решающего значения для формирования и развития сознания, личности, способностей человека, а выступает только необходимым условием.

9. Личность человека есть формирующееся и развивающее­ся в течение индивидуальной жизни человека психологиче­ское новообразование. Основой личности является совокупность общественных отношений к миру, в которые включается человек. Такие отношения формируются в реализуемых человеком связях с людьми через различные виды деятельностей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.