КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория развития и функционирования психики человека в общественной деятельности
Вводимые в психологию методологические принципы Субъект с самого начала находится «не перед миром», а «внутри мира», развивающегося по объективным материальным законам; субъект составляет часть объективного мира. Любой психический процесс следует рассматривать в системе (в составе) конкретной практической или умственной деятельности субъекта. Психика формируется в различных формах активности, действий, деятельности. Психика исходно представляет собой ориентировочно-исследовательские действия живого организма, результатом которых выступает постоянно совершенствующийся образ окружающего мира. На основе образа мира (вторично, производно) организуются все более сложные формы поведения и деятельности. Психологическая наука охватывается тремя основными взаимосвязанными проблемами: - психология образа: развитие всех когнитивных процессов, включая внимание и сознание; - психология деятельности: формирование и развитие различных видов, форм и уровней; - психология личности, развитие человека от индивида к личности; формирование различных индивидуально-психологических и личностных свойств. 1. Предмет исследования психологии как самостоятельной науки. Психология – наука о порождении и функционировании в деятельности индивида психического отражения реальности – «образа мира», который обеспечивает ориентировку субъекта в предметном мире и организацию деятельности (поведения). Психику следует изучать «от жизни (деятельности) к мозгу», а не «от мозга к жизни». Психику человека следует изучать в развитии от внешних социальных форм к индивидуальным умственным формам. Психика представляет собой сложную активность, которая обеспечивает живому организму предварительную ориентировку, организацию и регуляцию выполнения разнообразных действий и деятельностей на основе формирующегося «образа мира». 2. Деятельность – это единица жизни, опосредствованная психическим отражением, психической ориентировкой, которая представляет системный процесс: а) имеющий сложное функциональное строение, б) развивающийся на основе внутренних и внешних движущих противоречий, в) порождающий психику – «образ мира». Реальная жизнь людей – это иерархия сменяющих друг друга деятельностей. Анализ человеческой деятельности может иметь: - исполнительно-технологический характер, когда деятельность анализируется на основе внешне наблюдаемых результатов и способов их получения: деятельность – действия – операции; - смысловой (собственно психологический) характер, где любая активность человека: а) по отношению к мотиву субъекта выступает в качестве деятельности, имеющей личностный смысл; б) по отношению к поставленным субъектом целям – в качестве действия или системы действий; в) по отношению к конкретным способам психической ориентировки, планирования и исполнения в конкретных предметных условиях – как операция или система операций. 3. Основания для психологического анализа действий и деятельности. В психологическом анализе структуры действий и деятельностей следует выделять: - мотивационную (интенциональную) сторону – то, что побуждает и направляет деятельность и действия – мотивы, цели и их формирование; - операциональную сторону – способы и средства достижения целей, реализации мотивов и удовлетворения потребностей в различных предметных условиях. С точки зрения фазовой динамики действий и деятельности следует выделять: - фазу ориентировки и планирования действий и деятельности; - фазу исполнения действий и деятельностей в соответствии с планом; - фазу контроля и коррекции получаемых результатов в процессе выполнения действий. 4. Психологическая структура деятельности включает ряд составляющих компонентов. Потребность – внутреннее побуждение организма к активности, в основе которого лежит нужда организма в каких-либо внешних предметах или условиях. Исходно потребности запускают ненаправленное поисковое поведение, которое обеспечивает обнаружение предметов, удовлетворяющих потребности. Предметы, обеспечивающие удовлетворение потребностей, в последующем начинают направлять активность организма, преобразуясь в мотивы. Мотив – «опредмеченная потребность» – предмет (воспринимаемый или представляемый), который удовлетворяет потребность и на который направляется активность (деятельность). Развитие предметного содержания потребностей и мотивов в процессах реализации деятельности есть процесс развития потребностно-мотивационной сферы человека. В человеческом обществе мотивы формируются и развиваются через производство новых предметов и овладение способами их использования. Человека могут мотивировать к деятельности различные стороны одного предмета. Мотивы в деятельности человека выполняют побудительную, направляющую и смыслообразующую функции. Один и тот же мотив (предмет) может удовлетворять разные потребности; одна и та же потребность может удовлетворяться через разные мотивы (предметы). Осознаваемые цели, которые достигаются посредством действий, благодаря чему реализуется процесс деятельности. Процесс деятельности реализуется посредством действий, каждое из которых подчиняется промежуточной осознаваемой цели и включает ориентировочную и исполнительную части. По отношению к любому текущему целенаправленному действию человека мотивы выстраиваются в иерархические отношения и связи друг с другом. Всякое действие и всякую цель можно рассматривать: а) в объективных предметных связях и отношениях – как имеющие объективные значения; б) в отношении к потребностям и мотивам субъекта – как приобретающие субъективный личностный смысл. Автоматизированные, неосознанно реализуемые способы ориентировки, планирования, исполнения, контроля и коррекции в составе целенаправленных действий – операции. Каждое действие складывается из операций, которые представляют собой автоматизированные способы ориентировки, планирования, реализации, контроля и коррекции целенаправленного действия. Следует условно различать технологические, исполнительные операции и психические операции, обеспечивающие предварительную ориентировку и планирование действий. Используемые операции зависят: а) от внешних средств и условий, в которых действие реализуется; б) от имеющихся у субъекта автоматизированных способов ориентировки, планирования и автоматизированных способов реализации действий. 5. Психический образ предметного мира и его образование. В качестве ориентировочной основы в организацию и осуществление любого действия или деятельности включается образ предметного мира. Образ мира – это психическое образование, производное от реализуемых субъектом действий и операций. - Ориентировочные операции и действия, исходно выполняемые субъектом посредством органов чувств по отношению к объектам, являются средством формирования образа. Образ исходно есть продукт, результат определенных ориентировочных операций и действий. - Внешние (предметные) и внутренние (умственные) операции выступают психологическим механизмом порождения и существования образа: актуализация образа – это процесс сокращенного выполнения тех операций, которые лежат в основе построения образа. - Использование образа в процессе решения различных задач происходит путем включения его в то или иное действие в качестве ориентировочной основы. 6. Формирование сознания человека происходит путем интериоризации опосредствованных языком (речью) способов организации и выполнения действий и операций, которые отделяются от исходной внешней предметной формы. Это обеспечивает формирование внутреннего плана умственных действий над представлениями и понятиями, которые организуются сначала внешними, а затем внутренними способами использования языковых и других знаково-символических средств. 7. Соотношение внешних и внутренних (умственных) формы человеческих операций, действий и деятельностей. Исходно внешние ориентировочно-исследовательские и исполнительные, «технологические» составляющие деятельности, по мере овладения ими субъектом, преобразуются в психические образы и представления – умственные операции и действия, образующие внутренние формы психической деятельности. Психика производна от внешних форм деятельности – это результат интериоризации внешних операций и действий путем их преобразования в сокращенные умственные(психические, идеальные) формы. Внешние и внутренние составляющие деятельности имеют одинаковый состав (функционально и структурно изоморфны), но различаются по предметному содержанию условий, целей, мотивов. Внешние и внутренние составляющие компоненты деятельности представляют единство и могут переходить друг в друга. Развитые внутренние умственные формы действий над представлениями и понятиями могут преобразовываться во внешние формы, реализуясь в новых знаковых и вещественно-предметных продуктах человеческой культуры(экстериоризироваться). 8. Психическое развитие человека, формирование его сознания и личности обеспечивается присвоением индивидом общественно-исторического опыта, путем овладения с помощью других людей разнообразными видами операций, действий и деятельностей, которые соответствуют предметам материальной и духовной культуры и фиксированы в орудиях и знаково-символических средствах. При этом наследственная анатомо-физиологическая организация не имеет решающего значения для формирования и развития сознания, личности, способностей человека, а выступает только необходимым условием. 9. Личность человека есть формирующееся и развивающееся в течение индивидуальной жизни человека психологическое новообразование. Основой личности является совокупность общественных отношений к миру, в которые включается человек. Такие отношения формируются в реализуемых человеком связях с людьми через различные виды деятельностей.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |