КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Объяснительные принципы
Теоретическое уточнение и конкретизация выделенного А.Н. Леонтьевым предмета исследования психологии в работах П.Я. Гальперина
А.Н. Леонтьев: психология должна исследовать скрытые за психической феноменологией реальные предметные и идеальные формы действий. Психология – наука о порождении и функционировании в деятельности индивида психического отражения реальности – «образа мира», обеспечивающего ориентировку субъекта в предметном мире и организацию деятельности. П.Я. Гальперин: предмет изучения психологии – ориентировочная основа намечаемого и выполняемого поведения, ориентировочные компоненты деятельности, которые и составляют психический образ.
4. П.Я. Гальперин. Психические явления как ориентировочные составляющие действий и деятельности
Необходимо радикальное изменение методологии психологического исследования. Исследование психического развития человека следует осуществлять от анализа объективно-заданной общественно-историческим опытом конечной формы поведения (результатов действий и способов их получения) к ее становлению у ребенка. От констатации и фиксирования уже сформированных психических явлений следует перейти к выявлению причин и условий, обеспечивающих формирование психического процесса или психического образования с заданными свойствами. 1. Переход живых организмов к жизни в условиях быстро меняющейся окружающей среды не может осуществляться посредством стереотипных наследственно передаваемых форм поведения. Поэтому необходимой жизненной задачей становится адекватная ориентировка: а) в значимых, существенных взаимосвязях элементов меняющейся окружающей среды; б) в процессах планирования и исполнения действий. 2. Поведение в сложной меняющейся среде характеризуется тем, что раздражители, вызывающие действия, должны быть обобщенными, а организация и исполнение действия требуют конкретности и точности. 3. Точность действий может быть обеспечена только путем их предварительного пробного выполнения, но не в реальных условиях, где нельзя допускать ошибку, а на основе ориентировки в плане образа – в «идеальном» поле возможных действий. 4. Предмет изучения психологии – ориентировочная основа намечаемого и выполняемого поведения, ориентировочные компоненты деятельности, которые и составляют психический образ. Психический образ обеспечивает ориентировку в неповторяющихся, изменяющихся, нестандартных ситуациях, открывает субъекту поле возможных действий и служит условием выбора эффективного поведения. 5. Задача психологии – изучать строение, законы, особенности формирования и развития ориентировочных операций, действий на разных этапах онтогенеза. Генеральными функциями ориентировочных операций и действий выступают: - построение образа, который включает: а) ориентировку во внутренней среде организма, которая отражается в интерорецепторных и эмоциональных переживаниях, - ориентировку во внешней среде жизнедеятельности на основе чувственных образов, а также понятий (у человека); - уточнение значения взаимосвязанных элементов такого образа с точки зрения актуально доминирующей потребности субъекта; - построение плана решения стоящей проблемы; - контроль над реализацией принятого решения и коррекция хода и плана решения; - оценка результатов. 6. Физиологические процессы в человеческом мозге потенциально могут обеспечивать осуществление самых разнообразных ориентировочных и исполнительных операций и действий в составе различных видов деятельности, поведения, но не дают их готовых форм. Конкретные формы психики субъекта исходно задаются совместной с другими людьми ориентировочной активностью и деятельностью во внешнем мире. Каждое новое действие субъекта во внешнем мире детерминирует формирование новой функциональной системы нейрофизиологических процессов, которые обеспечивают эффективное выполнение ориентировочных и исполнительных составляющих действия. 7. Коренное отличие психики животных и психики человека: - животное свободно лишь в выборе конкретного пути удовлетворения потребности в конкретной ситуации, способ удовлетворения задан животному биологическими механизмами и условиями обитания; - в процессе онтогенетического развития человек должен: а) освоить человеческие способы удовлетворения своих потребностей; б) овладеть человеческими критериями оценки и определиться в своих отношениях к кругу предметов и средств такого удовлетворения; в) осознать необходимость своей принадлежности к обществу, которая порождает нелинейное отношение не только к предметам потребностей, но и к самим потребностям, условиям их возникновения и удовлетворения; - ориентировочные и исполнительные составляющие человеческих действий опосредствованы орудиями, языком, символами, знаками, в которых сконцентрирован общественный опыт, обеспечивающий решение различных задач. 8. Побуждения, переживания, образы и действия в плане представлений составляют психическую деятельность субъекта. Все формы психики человека (душевной жизни) представляют собой ориентировочную деятельность, которая включает: - интеллектуальные функции – от восприятия до мышления – служат ориентировке во внешнем поле жизнедеятельности; - потребности – побуждают к выделению в ситуации объектов и условий (мотивы), которые необходимы для поддержания жизнедеятельности (удовлетворения потребностей); - чувства, эмоции – возникают при решении задач с такими условиями, в состав которых входит сам субъект, а также которые предполагают изменение оценки предмета или ситуации; - воля – представляет особую форму ориентировки субъекта в таких положениях, где ни интеллектуальной, ни аффективной оценки недостаточно; это особый способ решения задач в специфически человеческих ситуациях – в ситуациях моральной ответственности, требующих принятия социально значимых решений. 9. Психические феномены, «идеальные» явления и процессы есть совокупность умственных действий и образов, которые являются результатом многоплановых функционально-генетических изменений ориентировочных компонентов внешних предметных действий.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |