Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Познание




Понятия "сознание", "мышление", "познание", "дух", "интеллект", "идеальное" и др. фиксируют свойства и признаки явлений и процессов одного класса, но не являются си­нонимами, поскольку акцентируют разные аспекты и стороны одного и того же феномена.

Сознание - имманентное, атрибутивное (неотъемлемое) свойство высо­коорганизованной материи, позволяющее реалистически, но творчески пре­образовывать окружающий мир в соответствии с поставленными целями. Понятие сознания является родовым по отношению ко всем действиям чело­века, которые он совершает в сфере идеального. Оно описывает феномен ак­тивно-творческого отношения человека к миру в общем виде, фиксируя спе­циальным образом лишь самые общие черты проблемы - историческое про­исхождение, меру зависимости от материального носителя, основные спосо­бы существования и проявления, механизмы и критерии содержания и т.п.

Общепризнанно, что сознание - способ жизнедеятельности человека, требующий умения путем мыслительной деятельности строить и кратко­срочную, и долгосрочную программу целенаправленных действий независи­мых (или не вполне зависимых) от давления внешней среды. Биологическими предпосылками этой способности у человека являются развитый мозг, разви­тые для тонкого манипулирования верхние конечности и гортань, позволяю­щая модулированное и артикулированное звукопроизношение. Социальными предпосылками данной способности является необходимость в передаче чле­нам сообщества той части индивидуального опыта, который невозможно пе­редать биологическим путем, т.е. по наследству.

Признание всех вышеперечисленных свойств сознания и его предпосы­лок в качестве исходных принципов исследования проблемы сознания в це­лом, позволяет сформулировать и методологические установки, на базе кото­рых возможно логически последовательным образом поставить и исследо­вать проблему функционирования сознания, т.е. - проблему познания.

Познание, таким образом, можно определить как "сознание в действии", как процесс последовательного (т. е. целенаправленного) движения индиви­дуального и коллективного знания. Общей целью познания при этом являет­ся постижение истины, и достижение этой цели является результатом "пра­вильно" направленной деятельности сознания.

Краеугольным камнем понимания познания и, соответственно, основой его исследования, является положение о сознании как активно-творческом отражении действительности. Максимальную сложность проблеме придает необходимость объяснения творческой сущности мышления (под мышлени­ем обычно понимают "сознание в действии" без акцентирования его целена­правленности). Понятие "творчество" подчеркивает неоднозначность ответ­ной реакции сознания на внешние воздействия. Вопрос "где истина?" - не случайно постоянный вопрос философии во все времена. Если мышление "неоднозначно по определению", можно ли верить в его достоверность даже при условии наличия цели мышления?

К слову сказать, само умение сознания ставить цель, заслуживает специ­ального осмысления. Еще в Античной Греции это умение сознания было сформулировано как парадокс: "Как мы можем искать то, чего совсем не зна­ем, а если знаем, Что нам искать, то зачем тогда искать"? Дело в том, что мышление начинает работать в режиме познания лишь в том случае, если оно "определило" наличие проблемной ситуации. Если проблемной ситуа­ции, предполагающей многовариантное решение, в наличии не имеется, соз­нание попросту бездействует ("спит"), а человек если и действует при без­действующем сознании, то только на основании инстинктов и/или рефлексов, как животное. (учебник Крюков)

А) Принципы гносеологии




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.