Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Признание существования объективного мира




- безусловная познаваемость мира для человека (парадокс случаного человека, репрезентативная область в познании) «Решительно никакой принципиальной разницы между явлением и вещью в себе, — писал Ленин, — нет и быть не может. Различие есть просто между тем, что познано, и тем, что еще не познано...»1.

- диалектический характер познания (силлогизм – единичное есть общее) уже в простейших предложениях «Иван есть человек. Жучка есть собака. Листья дерева зелены» есть зачатки всех черт диалектики, например, тождества противоположностей (единичного и общего). Всему процессу познания свойственно противоречие между знанием и незнанием. Диалектический характер имеет соотношение объективного и субъективного в ощущениях, восприятиях, представлениях, понятиях. Диалектична взаимосвязь чувственного и логического познания. Нельзя понять природы познавательного процесса, не раскрыв диалектики теории и практики, объективной, абсолютной и относительной истин.

- общественно-историческая практика – критерий истины Познание носит исторический характер, т.е. оно развивается вместе с развитием человека и человечества. Каждое новое поколение усваивает накопленные знания прошлых поколений, одновременно обогащая и расширяя их. Рост интересов и потребностей заставляет человечество все глубже познавать окружающий мир, его закономерности. В каждый исторический период людям начинает казаться, что им все известно, все стало доступным. Характерен в этом плане пример древнегреческих «мудрецов», писавших мощные по замыслу трактаты «О природе», «О богах», «О душе», «О природе вещей» и т.п. Вне всякого сомнения, что изложенные в этих фундаментальных по замыслу работах «истины» сегодня могут вызвать только улыбку даже у школьника средних способностей, поскольку реальный ход познания бытия показал, что до раскрытия «природы вещей» ещё очень далеко!

Обыденный здравый смысл вкладывает в термин «познание» в общем и целом правильный смысл: познание означает, что мы узнаем вещи такими, какими они являются на самом деле, объективно. Однако за этим принципиально верным смыслом могут скрываться различные толкования

Проблему ощущения, его отношения к объективному миру, в основном решил уже Фейербах. С его точки зрения, цвет, запах, соленость и т. д. — это субъективное выражение объективных свойств вещей. «...Мой вкусовой нерв,—писал Фейербах, — такое же произведение природы, как соль, но из этого не следует, чтобы вкус соли непосредственно, как таковой, был объективным свойством ее, — чтобы тем, чем является соль лишь в качестве предмета ощущения, она была также сама по себе, — чтобы ощущение соли на языке было свойством соли, как мы ее мыслим без ощущения... Горечь, как вкус, есть субъективное выражение объективного свойства соли»1.

«...Вне нас, независимо от нас и от нашего сознания существует движение материи, скажем, волны эфира определенной длины и определенной быстроты, которые, действуя на сетчатку, производят в человеке ощущение того или иного цвета»2.

Отсутствие абсолютного, зеркального подобия ощущения и предмета в истории науки послужило основанием для агностической знаковой концепции познания, согласно которой цвета, запахи, вкусы и т.п. суть знаки, а не образы вещей.

Для агностика отрицание возможности познания это тоже одна из форм догмы. Если, например, вы спросите агностика:"Бог существует?", То он сразу же ответит:"Я не знаю". Но если вы спросите его же:"Клод существует?". То он тут же справедливо спросит:"А кто это?" Агностик не задает такой же вопрос, отвечая на вопрос о Боге. Это происходит потому, что он считает, что понятие "Бог" известно ему.

 

Ярким примером проявления сознания является так хорошо знакомая всем память. Память – это присутствие в нашем сознании идеальных картин и связей реального прошлого. Каждый человек несет в себе воспоминания о своем детстве, помнит своих друзей и недругов (а в детские годы тех и других особенно много), с радостью вспоминает счастливые моменты и старается реже вспоминать грустное. С памятью вплотную сталкивается студент в период экзаменационных сессий, когда сталкивается с необходимостью восстановить в сознании всё, что было необходимо усвоить за семестр или целый год. И вообще, весь период обучения – это подготовка своей памяти к будущей деятельности. Память есть усвоенный и закрепленный в сознании опыт; что было бы с человечеством, если бы все постигнутое и понятое нами моментально уходило в забвение? Тогда бы люди каждый шаг в своей жизни начинали бы с «чистого нуля», поскольку они ничего бы не знали, ничего бы не умели. Все сотни тысячелетий своего существования дикарь оставался бы в своем «первозданном» существовании, а человеческой истории просто не было бы.

В своей практической деятельности мы опираемся на весь прежний опыт, зафиксированный в нашем сознании в виде памяти. Мы в состоянии планировать свой рабочий день, распределяем решение тех или иных задач по их сложности и важности, логической очередности; в итоге наше сознание помогает нам «вписываться» в реальность не только природную, но и социальную. Следовательно, вопрос о природе, сущности и назначении сознания – это не абстрактно-теоретическая проблема, а наша жесткая повседневность, поскольку без сознания не было бы ни человека, ни человечества. К примеру, удивляющие нас хвостатые и клыкастые «звезды» цирковых номеров, прирученные адекватно реагировать на голос и жесты дрессировщика, никогда не смогут стать членами общества: если к этим «умным» животным выйдет другой дрессировщик, в другой одежде, несущей иные запахи, то на те же самые слова, те же самые жесты последуют не фокусы, а агрессивно-защитная реакция. Руководителю «хвостатых талантов» просто придется спасаться бегством. У цирковых артистов только притупили природные инстинкты, выработав взамен их новые, «смирительные», используя очень распространенный и в человеческом обществе метод «кнута и пряника». Мыслить не в состоянии даже самое «умное» животное: у него просто нет того, что человек называет умом.

Принципы научной теории познания.

1. Принцип материализма – чтобы познать мир, необходимо признать факт его об.сущ-ия.

2. Принцип материального монизма – идея единства и сходства людей как природных существ – результат развития природы, мира. Человек – вершина развивающегося мира и нет факторов которые бы ограничивали возможности человека. Он не рядовое явление природы, тк он обладает универсальной природой отражения. Границы его познания постоянно расширяются. Человек может управлять законами мира, тк он их познал, значит понял.

В своей сущности, познание есть отражение мира в научных представлениях, гипотезах и теориях. Под отражением обычно понимают воспроизведение свойств одного объекта (оригинала) в свойствах другого, взаимодействующего с ним объекта (отражающей системы). В случае познания в качестве отражения как раз и выступает научный образ изучаемого объекта, представленный в форме научных фактов, гипотез, теорий. Между отражением, данным в научном образе, и изучаемым объектом существуют отношения структурного сходства. Это означает, что элементы образа соответствуют элементам изучаемого объекта.

 

3. Прицнип диалектики – познание способно углубляться. Предмет необходимо рассматривать в его изменении.

4. принцип практики – Маркс Энгельс – до середины 19века философия носила созерцательный характер. Материализм способен опровергнуть агностицизм только благодаря практике. Современная наука руководствуется практикой. Без практики не возможно познать сущность вещей. Практика- критерий истины (Ленин).

 

Дадим определения субъекта и объекта познания, без которых невозможен сам процесс познания.

Субъект познания – это тот, кто его реализует, т.е. творческая личность, формирующая новое знание. Субъекты познания в своей совокупности образуют научное сообщество. Оно, в свою очередь, исторически развивается и организуется в различные социальные и профессиональные формы (академии, университеты, НИИ, лаборатории и т.д.).

С гносеологической точки зрения можно отметить, что субъект познания является общественно-историческим существом, реализующим общественные цели и осуществляющим познавательную деятельность на основе исторически развивающихся методов научного исследования.

Объект познания – это фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе внимания исследователя. Говоря просто, объектом познания является то, что исследуется ученым: электрон, клетка, семья. Им могут быть как явления и процессы объективного мира, так и субъективный мир человека: образ мышления, психическое состояние, общественное мнение. Также объектом научного анализа могут быть как бы «вторичные продукты» самой интеллектуальной деятельности: художественные особенности литературного произведения, закономерности развития мифологии, религии и т.д. Объект объективен в отличие от собственных представлений о нем исследователя.

 

Б) Ступени познания

- чувственное: ощущение (анализатор: рецептор+нервный ток+ большие полушария или подкорка), 87% - зрение, 7 органов чувств; восприятие; представление – познание явления

- логическое – познание сущности (в явлении)

- логические процессы: обобщение, абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция

- формы логического познания: понятие, суждение, умазаключение

- законы формальной логики (тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания), диалектическая логика

- язык: средство формирования, сохранения и передачи мысли; словарный запас и грамматика

- обыденное и научное познание (новизна, актуальность, основа - факты): эмпирическое (наблюдение и эксперимент) и теоретическое (проблема, гипотеза, теория)

3. Диалектические законы.

Формы познания:

  Чувственное  
формы познания Ощущениеформа ЧП, отражающая отдельные свойства и признаки предмета, воздействующие на органы чувств. По форме субъективна, по содержанию объективна. Через ощущения осуществляется связь сознания с окружающим миром тем более полно, чем больше органов чувств задействовано в данный момент. Бывают случаи, когда один или несколько органов чувств у человека повреждены или не действуют вообще. Тогда восприимчивость остальных обостряется и даже в той или иной мере восполняет функции недостающих.
  Восприятиеформа ЧП, в которой отражается целостный образ предмета, воздействующий на наши органы чувств карандаш, опущенный в воду, воспринимается как изломанный.
  Представлениецелостный образ предмета, который в данный момент не воздействует на наши органы чувств. Это обобщенный образ предмета, а не конкретный признак, как в Восприятии. Различают образы памяти и воображения. Обычно образы являются нечеткими, расплывчатыми, усредненными, но зато в образах обычно выделены наиболее важные свойства предмета и отброшены несущественные.

 

 

Рациональное  
Понятиене м.возникнуть никак кроме как в результате обобщения. Это форма ЛП в которой отражаются сущностные свойства, связи предмета, явлений, процессов окружающей действительности. понятия "студент":Давайте спросим, кто такой студент, 1.девочку "Студенты — это молодые веселые дяди и тети, они еще иногда говорят нехорошие слова". 2. разухабистого подростка 14 лет, "Студенты любят балдеть". 3.служащую банка, "Студент — это тот, кто учится в среднем или высшем учебном заведении". 4.преподавателя. "Студент — это тот, кто учась в техникуме или вузе, ответственно относится к своим занятиям". Мы видим, как неодинаково оценивают студента разные люди. Понятие есть особая мысль, не любая, а максимально действенная, которая позволит многое объяснить. Понятие есть главная мысль о чем-либо, обобщение, интерпретация. Преподаватель утверждает, что моральное лицо студента определяет его отношение к учебе, от этого зависит, сколько в студенте студенческого. Разумеется, студент не только учится. У него много дел, много забав, но этим он не отличается от других молодых людей.   Мышление умственно отсталого ребенка также имеет свои особенности. Характеризуя тот или иной объект, первоклассники вспомогательной школы обычно указывают на его постоянные признаки, общие для всех предметовподобного рода, а особенности, своеобразные черты пропускают. Кроме того, полноценный анализ требует, чтобы школьники обладали соответствующими языковыми средствами для обозначения частей предмета и выделения его свойств. Отсутствие в словарном запасе умственно отсталых учащихся слов, нужных для характеристики частей и свойств предмета, в большей степени мешает его познанию, не дает возможности детям осмыслить роль каждой части и связи между частями.
Суждениемысль, в которой что-то утверждается, отрицается. Сравним два выражения: "Электропроводность всех металлов" и "Все металлы проводят электрический ток". В первом выражении нет ни утверждения, ни отрицания, оно не является суждением. Во втором выражении утверждается, что металлы проводят электрический ток. Это — суждение.
Умозаключениеформа логического познания, в которой из двух суждений выводится новое суждение, дающее новое знание о действительности Все металлы — проводники Медь — металл ________________________ Медь — проводник

В реальной жизни люди сталкиваются с быстро меняющимися ситуациями. Поэтому

наряду с решениями, основанными на общепринятых нормах поведения, им приходится

принимать нестандартные решения. Такой процесс обычно и называется творчеством.

Процесс творчества не противостоит чувственной и рациональной ступеням познания, а дополняет и даже организует их. Механизмы творчества, протекая подсознательно и не подчиняясь определенным правилам и стандартам рациональной деятельности, на уровне результатов могут быть консолидированы с рациональной деятельностью и включены в нее (это касается и индивидуального и коллективного творчества).

Характерные черты интуитивного знания:

1. Имеет характер непосредственного постижения истины

2. Постижение истины происходит на уровне бессознательного акта.

3. Не противостоит ЧП и РП а связано с ним.

4. Истина. Критерий истины, ее роль в познании. Конкретная, объективная, относительная, абсолютная.

 

Истина — одна из центральных философем теории познания. Ни одна другая наука не решает вопрос о том, что такое истина, но в то же время цель любого познание – достижение истины. Что такое истина?

В современной философии особенно отчетливо выделяются три концепции истины: соответствия, когерентности и прагматичности. Рассмотрим их.

1. Согласно концепции соответствия, истинными являются высказывания (а вслед за ними также чувства, мысли, интерпретации), которые соответствуют действительности. Высказывание "снег бел" истинно, если снег действительно бел; высказывание "снег бел" ложно, если снег на самом деле не бел. При этом мы должны объяснить, что значит "снег бел". Объяснить надо таким образом, чтобы даже дальтоник мог проверить, например приборами, бел снег или нет.

2. Под когерентностью понимают сцепление и непротиворечивость высказываний. Концепция когерентности истины не отменяет, а обогащает концепцию соответствия. НО многие ненаучные теории внурти себя могут быть безупречны и непротиворечивы.

3. Концепция, в которой критерием истинности выступает практика, называется прагматической концепцией истины (греческое слово прагма означает дело, действие). Смысл новой концепции истины очень прост: надо на деле, в действии проверять суждения на истинность и ложность, не ограничивать себя всего лишь теоретическими рассуждениями. Пирс. НО, истина не всегда приносит пользу,а порой и вред.

Три концепции истины составляют первые три критерия истинности в научной философии. А вот следующие критерии истины:

4. Верификации: предложен неопозитивистами имеют смысл сужения, которые могут быть верифицированы, те можно указать на конкретный способ проверки. Против бессмыслецы. Неопозитивисты призывал к тому, чтобы разбить данные всех наук на простейшие предложения, на «капли опыта» и провести проверку исходных положений. НО тогда сам принцип не возможно проверить на опыте. Шаровая молния не получена в лаборатории, и пока нет научных экспериментов, изучающих ее свойства. Несмотря на то, что очевидцы - ненадежный источник информации, мы убеждены, что шаровая молния существует: свидетельства сходятся. Что же касается ее свойств, то они выяснятся только после научно поставленных экспериментов.

5. Фальсификации: критический рационализм, принцип опровержения, те надо находить данные опровергающие теорию, а если таковых нет, то теория истинна. (Поппер)

6. Конвенциализм: свойственно для таких наук как математика. – смысл имеют те утверждения науки, которые соотвествуют принятым между учеными соглашениям. Математические аксиомы. НО любые конвенции должны иметь объективные основания, те математические аксиомы отнюдь не чисто конфенциональный продукт, они отображают свойства и отношения внешнего мира.

Марксизм предложил универсальный критерий истинности – практика, опыт.

 

«Сомнение доставляет мне не меньшее наслаждение, чем знание»

Данте

Существуют 4 вида истины: объективная, конкретная, относительная и абсолютная.

1. Объективная истина – содержание нашего знания не зависящее от сознания. Например, сила земного притяжения действует независимо от того, верите вы в это или нет. До того, как был открыт закон земного притяжения, яблоки падали на землю как обычно, правда?

2. Конкретная истина – это вся действительность во всем многообразии ее сторон, связей, отношений. Знание полученное из познания конечного отрезка бесконечного объективного мира. Истина всегда конкретна, тк это знание конкретного предмета, в конрктеноисторический период.

3. Относительная истина – неполное, ограниченное знание о мире, из-за бесконечности мира и конечности человеческого познания. Всякое знание в сиу своей конкретности всегда относительно.

4. Абсолютная истина – это исчерпывающие достоверные знания о природе, человеке и обществе, знания, которые абсолютны в своей полноте и никогда не могут быть опровергнуты. Абсолютная истина в процессе познания остается идеалом, и скорее может рассматриваться как свойство объективно-истинного знания, проявляющееся в стремлении к росту и объективности знания. она недостижима в полном объеме. Человек приближается, но не достигает, тк мир постоянно изменяется.

 

Средние века – солнце и планеты вращаются вокруг Земли. Это ложь ли истина? Человеческие наблюдения с земли приводили его к ложным выводам.

Коперник – центром планетарной системы является солнце. Здесь объективное содержание растет.

Кеплер – планеты вращаются вокруг солнца не по окружности а по эллипсу.

пример из сравнения школьного и вузовского образования. Школьник получает абсолютное знание изучаемых дисциплин до определенного уровня. При встрече с вузовской программой оказывается, что его знаний недостаточно, объекты исследований физики, химии, обществоведения оказываются гораздо шире, чем он представлял себе в школе. Абсолютное знание превратилось в относительное, выступая одновременно абсолютным в пределах школьной программы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 823; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.