Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и сущность административно-правового статуса гражданина




 

Взаимосвязи государства и личности требуют четкой урегулированности и упорядоченности. Правовой статус индивида законодательно закрепляется государством в конституции и других нормативных правовых актах.

Конституция Российской Федерации в статьях, касающихся прав, свобод, обязанностей индивида, не отождествляет правовой статус личности и гражданина. Человеку как таковому отводится автономное поле деятельности, где движущей силой выступают его индивидуальные интересы. Реализация их происходит в обществе и опирается на естественные права человека. Статус гражданина основывается на правовом контакте с государством.

Термин «гражданин» в административном праве имеет три значения. Первое − это синоним физического лица независимо от того, является ли оно гражданином Российской Федерации или не является. Второе − под гражданином понимается физическое лицо, которое не является должностным лицом. А в третьем случае под «гражданином» понимается «лицо», которое не находится в устойчивых административно-правовых отношениях с данной организацией.

Главной особенностью граждан как участников административных правоотношений является то, что они выступают в качестве частных лиц, т.е. реализуют свои личные общегражданские права и обязанности в сфере исполнительной власти, а не права государственных или негосударственных организаций, их должностных лиц. Поэтому административные правоотношения между гражданами в качестве одной стороны, обладающей правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, и другой стороной в лице соответствующего органа (должностного лица), наделенного государственно-властными полномочиями, могут складываться в связи:

- с реализацией гражданами принадлежащих им по закону прав в сфере исполнительной власти;

- с выполнением возложенных на граждан обязанностей в сфере исполнительной власти;

- с нарушением гражданами своих правовых обязанностей в этой сфере;

- с нарушением органами исполнительной власти или их должностными лицами прав и законных интересов граждан.

Права и обязанности граждан в сфере административного права в основном производны от конституционных и конкретизируются во многих законах и подзаконных актах.

Содержание административно-правового статуса человека и гражданина составляют:

а) комплекс их прав и обязанностей, закрепленный нормами административного права;

б) гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления.

Однако не все права и обязанности человека и гражданина производны от его конституционного правового статуса. Не мало и таких, которые находятся за пределами такого статуса и устанавливаются конкретными нормативными актами.

Нормы административного права о статусе человека и гражданина содержатся:

а) в комплексных правовых актах, включающих лишь часть норм, имеющих отношение к статусу человека и гражданина и б) в специальных правовых актах, регламентирующих конкретные вопросы статуса человека и гражданина. К таким нормативным правовым актам относятся: Основы законодательства об охране здоровья граждан; Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Федеральные законы «О гражданстве Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О воинской обязанности и военной службе», «Об общественных объединениях», Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», Указ президента РФ «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации», а также ряд других нормативных правовых актов.

Во многих случаях актами органов государственного управления и местного самоуправления конкретизируются права и обязанности, установленные в общем виде конституциями, отдельными законодательными актами (например, конституционное право на высшее образование конкретизировано не только Законом РФ «Об образовании», но и Типовым положением о высшем учебном заведении, утвержденным Правительством РФ).

Органы государственного управления в пределах своей компетенции непосредственно, в качестве первичных, устанавливают права и обязанности граждан, в том числе административно-правового характера (например, они предусмотрены правилами дорожного движения РФ, утвержденными Правительством РФ).

Нормы административного права, определяющие административно-правовой статус граждан, регулируют, в частности, порядок решения органами государственного управления и местного самоуправления многих индивидуальных дел, устанавливают отдельные гарантии их прав и обязанностей.

Правовой статус граждан в административном праве определяется предоставленными им законодательством правами, возложенными на них обязанностями и установленной нормами административного права ответственностью

Административно-правовой статус гражданина определяется содержанием его административной правосубъектности, включающей в себе административную правоспособность и дееспособность.

Гражданин, чтобы стать участником административно-правовых отношении, должен обладать административной правоспособностью, т.е. реальной возможностью иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности, установленные административно-правовой нормой. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Объем и содержание названной правоспособности устанавливается и изменяется при помощи норм административного права.

Ст. 19 Конституции провозглашает равенство всех граждан перед законом и судом, что гарантируется государством независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема. Её объём изменяется только законом. Для отдельных граждан эта правоспособность может быть временно ограничена в случаях и в порядке, определяемых законодательством, например, в связи с совершением уголовного или административного правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишение специальных прав и другие правоограничения. Так, УК РФ устанавливает в качестве меры наказания возможность лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или например, согласно ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только после достижения ими возраста 18 лет. От призыа на военную службу освобождаются граждане, признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья. В случаях определенных указанным ФЗ, гражданам может быть предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по состоянию здоровья, семейномй положению и для продолжения образования.

Административное право также устанавливает исключительные случаи временного лишения или ограничения отдельных граждан некоторых прав за нарушения (ст. 3.8. КоАП предусмотрена возможность временного лишения гражданина специально предоставленного ему права, например, права управления транспортными средствами).

Административная дееспособность представляет собой способность гражданина своими действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере реализации государственного управления.

Административная дееспособность граждан РФ возникает позднее правоспособности. Момент ее наступления законом не установлен. Как правило, это происходит по достижении гражданином 18-летнего возраста, но в некоторых случаях она может возникать и раньше, например получение паспорта с 14 лет. Граждане, как правило, обладают равной административной дееспособностью. Однако по состоянию здоровья (душевная болезнь, слабоумие) некоторые из них могут быть признаны частично или полностью недееспособны. Например, ст. 2.8. КоАП установлено, что вовсе не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находился в состоянии невменяемости. В административном праве отсутствуют правовые нормы, которые бы определяли возможность и основания ограничения дееспособности граждан, а также каким органом и в какой форме мог бы решаться данный вопрос. Но, скорее всего, общие основания ограничения дееспособности граждан служат таковыми и для ограничения их административной дееспособности.

В ряде случаев частичная дееспособность может наступать и ранее 18-летнего возраста. Так, согласно ст. 2.3. КоАП административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. Однако, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной законодательством о защите прав несовершеннолетних.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.