КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
Конституция Российской Федерации (ст 18) устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Это в полной мере относится к сфере государственного управления. Административные права граждан представляют собой закрепленные нормативными правовыми актами дозволения совершать определенные действия, вести себя в дозволенных границах, требовать от других граждан, государственных органов и их должностных лиц, чтобы они не препятствовали осуществлению этих прав, а содействовали созданию оптимальных возможностей для их реализации. Права граждан в сфере административного права делятся на абсолютные и относительные. Абсолютными считаются такие права, реализация которых зависит только от волеизъявления гражданина. Относительными являются такие права, реализация которых зависит не только от волеизъявления гражданина, но также от наличия фактических возможностей для их осуществления. К абсолютным относятся такие права, как право граждан участвовать в государственном управлении, на поступление на государственную службу, на обращение к органам государственного управления и их должностным лицам, на свободу передвижения, на неприкосновенность личности и жилища, право на защиту, и др. Право граждан на участие в управлении закреплено в ст. 32 Конституции РФ. Участие граждан в управлении может проявляться как непосредственно (выборы, референдум, участие в работе органов власти), так и через избираемых представителей. Новой нормой для российской Конституции является право граждан на равный доступ к государственной службе, что означает равенство исходных возможностей при поступлении на государственную службу. В этом также проявляется право граждан на участие в управлении. Статья 22 Конституции РФ закрепляет право граждан на свободу и личную неприкосновенность. Под правом личной неприкосновенности понимается гарантированная государством личная безопасность и свобода человека, состоящая в недопущении, пресечении и наказуемости посягательств на физическую, нравственную, психическую неприкосновенность и личную безопасность. Право на личную неприкосновенность может быть ограничено в отношении тех лиц, которые совершили правонарушение. В ч. 2 ст. 22 Конституции РФ говорится: «Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо может быть подвергнуто задержанию на срок не более 48 часов». КоАП РФ в качестве одной из мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях предусматривает административное задержание лица, совершившего административный проступок. В соответствии со ст. 27.5 КоАП РФ срок административного задержания не должен превышать три часа. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы РФ и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов. Кроме того, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов. Право граждан на неприкосновенность жилища закреплено в ст. 25 Конституции РФ. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Законное проникновение в жилище помимо воли проживающих в нем лиц возможно в двух ситуациях: 1) при непредвиденных чрезвычайных обстоятельствах (пожарах, обвалах, авариях, землетрясении и т.п.); 2) при защите правопорядка: а) для раскрытия преступления и установления истины по делу; б) для получения сведений о преступлении и подозреваемых в его совершении лицах при осуществлении оперативно-розыскной деятельности; в) для пресечения преступлений и иных правонарушений; г) для исполнения приговоров и иных судебных решений. Статья 27 Конституции РФ закрепляет право на свободу передвижения и свободу выбора места жительства. Данная конституционная норма полностью соответствует статьям Международного пакта о гражданских и политических правах. Принятый 1 октября 1993 г. Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» полностью соответствует положениям Конституции РФ. Он установил лишь основные правила регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства. Именно этим Законом была введена новая система регистрации граждан вместо ранее действующей системы прописки.
ЗАКОН О ПРАВЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, ВЫБОР МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ И ЖИТЕЛЬСТВА В ПРЕДЕЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации
Статья 19.15. Проживание гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации
1. Проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина Российской Федерации, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства - (см. текст в предыдущей редакции)
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей. (см. текст в предыдущей редакции)
2. Допущение лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, проживания гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а равно допущение гражданином проживания в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении лиц без удостоверения личности гражданина (паспорта) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РЕГИСТРАЦИИ И СНЯТИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В ПРЕДЕЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРЕЧНЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА РЕГИСТРАЦИЮ В соответствии с Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию. Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила. 9. Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: (см. текст в предыдущей редакции) документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;
документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение). 16. Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; (см. текст в предыдущей редакции) заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение. В ч.2 ст. 27 Конституции РФ провозглашено право граждан свободно выезжать за пределы Российской Федерации и свободно возвращаться на ее территорию Это конституционная норма нашла свое развитие в Федеральном законе 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане осуществляют выезд из России и въезд на ее территорию, являются: паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка. Федеральный закон исчерпывающе определяет основания возможных ограничений права гражданина на выезд за пределы Российской Федерации: 1) если гражданин осведомлен в сведениях, составляющих государственную тайну; 2) если гражданин призван на военную службу или направлен на альтернативную службу; 3) если гражданин задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого или осужден за совершения преступления; 4) если гражданин сообщил при оформлении документов для выезда заведомо ложные сведения; 5) если он уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом. Следует особо подчеркнуть, что в Законе определяются условия, когда перечисленные ограничения не должны применяться, например истечение установленного срока со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности и т.д. Во всех случаях временного ограничения права на выезд из Российской Федерации орган внутренних дел выдает гражданину уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения. Выезд гражданина за пределы России с целью постоянного проживания или временно пребывания не влечет для гражданина и членов его семьи каких-либо ограничений политических, гражданских, трудовых, жилищных и иных прав. Постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 г. утверждено положение об оформлении свидетельств на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию. В случае если гражданин России утратил паспорт, ему выдается свидетельство на въезд (возвращение) в странну. Выдача свидетельства производится дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации по письменному заявлению гражданина на срок, необходимый для въезда (возвращения) на территорию России, но не свыше 15 дней. В число относительных необходимо включать, например, право граждан на поступление в высшее учебное заведение, право на вождение транспортного средства и ряд других подобных прав. Чтобы право осуществилось, необходим индивидуальный акт публичной администрации, конкретизирующий, признающий или предоставляющий его. А субъект власти − правоприменитель − либо жестко связан законом и фактическими обстоятельствами, либо обладает определенной свободой усмотрения. В зависимости от степени его свободы усмотрения можно различать акты, принятые на основе дискреционных, альтернативных и безальтернативных полномочий [1]. В зависимости от степени связанности гражданина при реализации им своих прав можно различать шесть степеней свободы: − полная; − связанная с обязанностью уведомления субъектов власти (явочный порядок реализации права на митинги, демонстрации и др.); − связанная с обязанностью регистрировать действия, материальные ценности; − ограничения обязанностью получать разрешение, т.е. относительным запретом (органы ФСБ обязаны рассмотреть заявление, отказ в регистрации некоммерческой организации может быть обжалован в судебном порядке); − ограничения дискреционными полномочиями органов власти при выдаче разрешений на осуществление прав (например, прием на военную службу); − полная несвобода (абсолютный запрет). В сфере исполнительной власти реализация гражданами своих субъективных прав предполагает совершение ими определенных действий, которые административным законодательством признаются юридическими и могут быть как правомерными, так и неправомерными. Правомерные действия связаны не только с реализацией гражданами прав, но и выполнением возложенных на них обязанностей. Обязанности граждан в сфере государственного управления дополняют их административно-правовой статус. Важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного права является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц. Таким образом, правам корреспондируют обязанности, состоящие в том, что государство при помощи норм права устанавливает в сфере управления правила, которые гражданин должен соблюдать. Обязанности граждан в сфере государственного управления, также как и права, подразделяются на абсолютные относительные. Абсолютные не зависят от каких-то конкретных обстоятельств, они безусловны, возлагаются на каждого (например, соблюдение законов, уплата установленных налогов). Относительные обязанности возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (например, обязанность собственника автомобиля платить налоги и т.п.). Положения конституции РФ определяют особое место человека в системе конституционных отношений, выдвигают защиту его прав в качестве принципа, действующего в обществе, государстве. В соответствии со ст.2 Конституции РФ «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина − обязанность государства». Развитие этого тезиса должно быть подкреплено наличием действенных механизмов реализации, защиты и гарантий прав личности. Каждому человеку должна быть обеспечена возможность пользования всеми основными правами и свободами. Государство же, в свою очередь, обязано гарантировать реальное их осуществление всеми доступными ему средствами. Гарантированность прав и свобод − это своеобразный внешний механизм ограничения власти, которая всегда стремится к саморасширению и усилению своего присутствия во всех сферах человеческой жизни.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |