Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В профильной школе

Информатика и информационные технологии

Переход отечественной школы к профильному обучению в старших классах — сложная многоаспектная задача и в то же время, одно из главных направлений реформирования общего образования.

Согласно Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, принятой в 2002 г., «профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования» [26].

Отметим, что из этого уже следует, что профильное обучение не есть профессиональное обучение. Школа остается общеобразовательным учебным заведением независимо от названия профиля.

Цели профильного обучения определяются в Концепции следующим образом:

Переход к профильному обучению преследует, таким образом, следующие основные цели:

• обеспечить углубленное изучение отдельных дисциплин программы полного общего образования;

• создать условия для значительной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

• способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями;

• расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Среди многих проблем, которые связаны с развитием профильного обучением, выделяются недостаточность учебно-методических материалов необходимость изменения системы подготовки учителей для работы в профильной школе. Перед учителем профильной школы на передний план выходят задачи, которые в традиционной школе находятся в тени.

Учитель должен реально обеспечивать вариативность образовательного процесса, освоить современные проектно-исследовательские и коммуникативные методы, уметь формировать на базе профильного самоопределения учащихся систему компетентностей, необходимых для продолжения профессионального образования, и т.д.

Все это должно происходить на фоне высокой подготовленности учителя в предметной сфере, поскольку преподавание профильных и элективных курсов требует более глубокого знания предмета, чем фиксированных однотипных курсов в традиционной школе.

Учебный план профильной школы предусматривает курсы трех типов.

1. Базовые общеобразовательные курсы, направленные на завершение общеобразовательной подготовки школьников. Например, обязательными базовыми курсами являются «Русский язык» и «Математика».

2. Профильные общеобразовательные курсы — курсы повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Например, в естественно-научном профиле такими могут быть «Физика», «Химия», «Биология».

3. Элективные курсы — обязательные курсы по выбору учащихся. Чаще всего элективные курсы выполняют функции углубления профильного курса, однако они могут развивать содержание и одного из базовых курсов, а также в целом способствовать удовлетворению познавательных интересов учащихся.

Пропорции часов между курсами разных типов определяются профилем (или его отсутствием, поскольку универсальное беспрофильное обучение также сохраняется). Следует подчеркнуть, что перечень профилей, фигурирующий в педагогической литературе, отнюдь не является директивным. Хотя чаще всего упоминаемые профили «Физико-математический», «Социально-экономический», «Гуманитарный», «Естественно-научный», «Информационно-технологический»; они отражают интересы большинства учащихся, возможно появление иных профилей.

Положение курса «Информатика и ИКТ» существенно зависит от профиля — от одного из ведущих (по выделяемым на изучение часам) до полного отсутствия в учебном плане. Сведения, отраженные в табл. 4.1, составлены на основе Базисного учебного плана 2004 г. [27] и Концепции профильного обучения [26].

В таблице приведены часы, выделяемые на 2 года обучения в том или ином блоке того или иного профилей. Так, 8 ч, указанные на курс информатики в физико-математическом профиле в разделе «Профильные общеобразовательные курсы», следует понимать таким образом: школа может выделить под предмет 4 ч в неделю в X кл. и 4 ч в неделю в XI кл. либо поделить этот ресурс как-то иначе (8 + 0, 0 + 8, 6 + 2 и т.д.).

Особого комментария требует колонка «Элективные курсы». Установление их номенклатуры и логическая привязка к профилю реализуется на уровне школы. Таким образом, отсутствие обязательного изучения информатики в школе гуманитарного профиля не означает, что ее не будет в этой школе вообще. Элективные курсы являются в школах предметом конкуренции, и если учитель информатики предложит элективный курс, соотносящийся по целям школе гуманитарного профиля, то информатика может в такой школе занять свое место. В целом, учитывая возможность использования элективной компоненты образования, следует признать, что изучение информатики и информационных технологий в профильной школе представлено адекватно их роли в современном мире.

Контрольные вопросы для обсуждения

1. Общие принципы формирования содержания обучения информатике.

2. Структура и содержание первых отечественных программ учебного предмета ОИВТ. Учебный алгоритмический язык А. П. Ершова.

3. Формирование концепции содержания непрерывного курса информатики для средней школы.

4. Стандартизация обучения информатике в школе.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Глобальные проблемы мирового хозяйства | Боль представляет собой сложное психоэмоциональное неприятное ощущение, реализующееся специальной системой болевой чувствительности и высшими отделами мозга
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.