КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Деньги – это строго определенная экономическая категория с четко выраженной сущностью и функциями – особый товар, являющийся всеобщим эквивалентом
Тема 3. Организация финансовой системы и финансовая политика- 2 часа. 1. Понятие и сущность финансов, финансовых отношений и финансовых ресурсов. 2. Финансовая система государства, ее состав. 3. Понятие финансовой политики, ее роль и значение. __________________________________________
Зачем следует изучать финансы? Существует как минимум пять основных причин: 1. Для эффективного управления личными денежными средствами; 2. Для успешной деятельности в мире бизнеса. 3. Для обеспечения интересной и выгодной карьеры; 4. Для принятия решений, оказывающих решающее воздействие на экономику страны; 5. Для расширения кругозора. Латинское объяснение термина «финансы» - доход, платеж при сделке, применялось при торговых операциях в XIII – XV веках. Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяется экономическим строем общества и функциями государства. На развитие финансов повлияли следующие факторы: 1. Общественное разделение труда и деление общества на социальные группы. 2. Развитие товарно-денежных отношений в связи с ростом производства и увеличения НД, изменения функций денег и механизма их обращения. 3. Усложнение сферы деятельности государства. Первые финансовые отношения возникли с разделением общества на классы и образованием государства, и играли определенную роль в получении доходов государством. С развитием капиталистического общества расширялась сфера товарно-денежных отношений. Доходы и расходы государства отделялись от доходов государя, сокращалась доля натуральных податей, расширялся перечень налогов в денежной форме. В обиход финансовых отношений входит понятие «бюджет» представляющий собой фонд денежных средств целевого использования. Финансы непосредственно связаны с деньгами, которые являются обязательным условием существования финансов. Однако деньги нельзя назвать финансами по причине ряда отличительных признаков. Финансы – это определенные экономические отношения, возникающие в момент движения денег. При этом не все экономические отношения можно отнести к финансовым по ряду особенностей: 1) сфера денежных отношений шире финансовых, финансы выражают лишь те денежные отношения, которые связаны с формированием и использованием фондов денежных средств: централизованных и децентрализованных. 2) своеобразие финансовых отношений заключается в том, что они всегда имеют денежную форму выражения. Денежный характер финансовых отношений важный признак финансов. 3) финансы выражают определенную сферу экономических отношений не участвующую в простом товарном обороте, а проявляются на базе безэквивалентного обмена. Сравним финансовые и денежные отношения.
Итак, финансы – это экономические отношения при безэквивалентном перераспределении доходов общества. Финансовые отношения возникают: 1. Между предприятиями и вышестоящими организациями в процессе создания и распределения фондов денежных средств; 2. Внутри предприятия в процессе распределения и использования полученной прибыли; 3. Внутри домашних хозяйств в процессе формирования и использования бюджета семьи; 4. Между государством и предприятиями при уплате предприятиями обязательных платежей в государственный бюджет; 5. В процессе использования сформированных государством бюджетных средств; 6. Между государством и население при уплате населением обязательных платежей, а также при получении населением от государства социальных пособий; 7. При уплате должником кредитору процентов за пользование кредитными ресурсами. 8. Между отдельными звеньями бюджетной системы и др. По характеру финансовые отношения – это производственные (экономические) отношения, поскольку возникают непосредственно в общественном производстве. Финансы, выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение, выступают в качестве экономической категории, где проявляется их сущность. Сущность финансов проявляется в их функциях, под которыми понимают «работу» выполняемую финансами. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции – распределительную и контрольную, некоторые считают, что к этим функциям целесообразно отнести еще воспроизводственную и регулирующую. Воспроизводственная функция финансов заключается в обеспечении непрерывного кругооборота капитала. Активно участвуя на всех стадиях расширенного воспроизводства, финансы способствуют росту собственного капитала и доходности хозяйствующих субъектов. В результате участия финансов в производственной деятельности происходит формирование денежных доходов, фондов накопления и потребления, оптимизируется соотношение между ними. Эту функцию, способствующую эффективному размещению капитала, созданию необходимых денежных фондов и накоплений, называют также функцией обеспечения денежными средствами. Экономическое содержание распределительной функции финансов проявляется в распределении и использовании денежных доходов и прибыли хозяйствующих субъектов. Участие финансов в рациональном размещении капитала, денежных фондов и накоплений обеспечивает эффективное финансирование текущей производственной деятельности. Данная функция находит конкретное проявление в формировании состава и структуры затрат на производство и реализацию продукции, валовой, налогооблагаемой и чистой прибыли; целевых фондов различного назначения. С помощью финансов распределительный процесс протекает во всех сферах общегосударственной жизни – в материальном производстве, сферах обращения и потребления. Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: государственный, территориальный, местный. И наконец, финансовому распределению присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения – внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное. Распределительная функция финансов органически связана с контрольной, в значительной степени ее обуславливает. Контрольная функция финансов заключается в контроле за распределением ВВП, НД по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Финансовый контроль - это контроль рублем за хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий и организаций. Финансовый контроль в организациях, на предприятиях охватывает все направления их деятельности, начиная с платежей поставщикам за сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, топливо и так далее и кончая поступлением выручки от продажи продукции (работ, услуг). Характерно, что финансовый контроль затрагивает не только внутрипроизводственную сферу деятельности хозяйствующего субъекта, но и его финансово-хозяйственные взаимоотношения с другими предприятиями, организациями и системами. Контроль за эффективностью использования финансовых ресурсов поддерживается анализом показателей финансового положения, что повышает действенность и результативность данной функции. Формы финансового контроля разнообразны. Прежде всего, это внутренний контроль со стороны соответствующих служб самой организации. Внешние формы контроля сопутствуют выполнению различных обязательств. Это контроль со стороны финансовых органов, органов федерального казначейства, банков, налоговых органов, аудиторских фирм и других контрагентов. Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов, происходящее как в фондовой, так и в нефондовой формах. Благодаря контрольной функции финансов, ее «сигналам» общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно денежные ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли ими используются и т.д. Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Регулирующая функция финансов показывает, как, в каком направлении происходит перераспределение, формируются отраслевые, территориальные пропорции, темпы экономического роста. Ее действие связано с государственным регулированием экономики через управление совокупным спросом путем трансфертных платежей, государственных закупок, госкредита, изменения налогового бремени. Регулирующая функция может проявляться в зависимости от совокупности используемых мер воздействия на экономику в виде стимулирующей или сдерживающей политики государства. Функции финансов реализуются через финансовый механизм. Финансовый механизм – это составная часть хозяйственного механизма, совокупность финансовых стимулов, рычагов, инструментов, форм и способов регулирования экономических процессов и отношений. Он включает в себя: - финансовые методы - способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. К ним относятся: планирование, прогнозирование, инвестирование, кредитование, материальное стимулирование и другое; - финансовые показатели- параметры состояния финансовой системы, в той или иной мере регулируемые государственной финансовой политикой; - правовое обеспечение - законы, указы Президента, постановления Правительства РФ, Устав юридического лица и др.; - нормативное обеспечение - нормы и нормативы, методические указания, инструкции по расчету финансовых показателей; - информационное обеспечение - бухгалтерская и статистическая отчетность, и другая информация о состоянии финансовой системы.
Итак, финансы – это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Обычно речь идет о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятиях). Важнейшим понятием в области финансов является бюдже́т. Глагол финанси́ровать означает «снабжать денежными средствами». Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса - покрытие затрат за счет финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и государства. Осуществляется в трех формах: - самофинансирование - покрытие затрат за счет собственных финансовых ресурсов организации. При их недостатке снижаются расходы либо привлекаются заемные средства; - кредитование - расходы организаций покрываются за счет ссуды, предоставляемой на условиях платности, срочности, возвратности и гарантированности; - бюджетное финансирование на безвозмездной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов разных уровней власти и управления. На практике все формы применяются одновременно при их оптимальном сочетании. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений и используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы являются материальным носителем финансовых отношений. Принадлежность финансовых ресурсов конкретному субъекту хозяйствования и государству позволяет отделить их от денежных средств населения и, в частности, провести границу между финансами и заработной платой. При широком использовании термина «финансовые ресурсы» толкование его различно. В более общем смысле «ресурс» в словарях рассматривается как запас, выступающий источником удовлетворения потребностей, формирования фондов. Поскольку финансы представляют собой экономические отношения, опосредованные деньгами, очевидно, что под финансовыми ресурсами понимаются только такие ресурсы, которые имеют денежную форму, в отличие от материальных, трудовых, природных и прочих ресурсов. Таким образом, можно сделать первый вывод о том, что финансовые ресурсы существуют только в денежной форме. Однако финансовые ресурсы - это не вся сумма денежных средств, используемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также субъектами хозяйствования. Поэтому важным является выделение таких признаков финансовых ресурсов, которые позволят их вычленить из общего объема денежных средств. В любом обществе финансовые ресурсы не существуют сами по себе, они всегда имеют собственника либо лицо, которому собственником делегированы права ими распоряжаться. Только та часть денежных средств, которая находится в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и органов местного самоуправления и обслуживает процесс общественного воспроизводства, относится к финансовым ресурсам. Однако не все денежные средства субъектов хозяйствования можно отнести к финансовым ресурсам, а лишь те, которые участвуют в финансовых отношениях. Таким образом, под финансовыми ресурсами понимаются денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и местного самоуправления и используемые ими на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей. К источникам формирования финансовых ресурсов принято относить стоимость валового внутреннего продукта, часть национального богатства и поступления от внешнеэкономической деятельности. Часть национального богатства вовлекается в хозяйственный оборот в виде переходящих остатков бюджетных средств; средств от продаж части золотого запаса страны; выручки от реализации излишнего, конфискованного и бесхозного имущества, доходов от приватизации и др. От внешнеэкономической деятельности поступают финансовые ресурсы в виде доходов от внешнеторговых операций, внешних государственных заимствований, иностранных инвестиций и т.п. Виды финансовых ресурсов — это те конкретные формы доходов, поступлений и накоплений, которые образуются у субъектов хозяйствования и субъектов власти в результате финансового распределения. Состав источников финансовых ресурсов и их виды: 1. Собственные средства – на уровне предприятий и домохозяйств – прибыль, доходы домохозяйств; на уровне государства – доходы от деятельности гос.предприятий, приватизаций, от внешнеэкономической деятельности. 2. Мобилизованные на рынке: - на уровне предприятий и домохозяйств – продажа и покупка ценных бумаг, банковские кредиты; на уровне государства – эмиссия ценных бумаг и государственный гредит. 3. Средства, поступающие в порядке перераспределения – на уровне предприятий и домохозяйств – проценты и дивиденды по ценным бумагам; на уровне государства – обязательные платежи и сборы. Субъектами финансовых ресурсов выступают: · Государство, в форме различных бюджетов и внебюджетных фондов; · Предприятия, объединения, компании и т.д., юридические лица, владеющие децентрализованными финансовыми ресурсами; · Домохозяйства. Объектами финансовых ресурсов выступают финансовые потоки, в результате движения которых образуются денежные фонды, которые концентрируются в двух блоках: 1. Централизованные финансовые ресурсы, создающиеся на макро и мезоуровнях, включающие доходы всех бюджетов и внебюджетных фондов. 2. Децентрализованные финансовые ресурсы, которые создаются на микроуровне. На предприятиях идет процесс вычленения из состава валового дохода конкретной формы первичного дохода – прибыли, накопления капитала в форме образования фондов. В домохозяйствах происходит процесс формирования конкретных целевых фондов. На состав источников финансовых ресурсов субъектов хозяйствования будут оказывать влияние сфера деятельности (материальное производство или непроизводственная сфера), способ ведения хозяйства, т.е. преследует ли организация извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеет такой цели и не распределяет полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации), организационно-правовая форма, отраслевые особенности и т.п. Централизованные финансовые ресурсы расходуются на общегосударственные и муниципальные цели. Децентрализованные – на цели, связанные с потребностью предпринимательской деятельности и семьи. Финансы и финансовые ресурсы – это не одно и тоже. Финансовые ресурсы не определяют сущность финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Они являются только инструментом в формировании финансовых отношений. Формирование и использование финансовых ресурсов осуществляется в фондовой или нефондовой форме. Фондовая форма предопределена потребностями органов государственной власти и местного самоуправления, нуждающихся в финансовых ресурсах для обеспечения своего функционирования, и некоторыми потребностями субъектов хозяйствования, осуществляющих расширенное воспроизводство. При формировании и использовании их финансовых ресурсов используются как фонды многоцелевого назначения, так и узкоцелевые. Финансовые фонды имеют, следующие черты: · это обособившаяся часть, выделившаяся из общей суммы денежных средств; · в результате обособления денежный фонд начинает функционировать самостоятельно, причем эта самостоятельность относительна, происходит постоянное пополнение и использование средств; · всегда создается для финансирования какой-либо цели, причем цели могут быть разного порядка, широкие и узкие; · имеет правовое обеспечение, в котором регулируются вопросы порядка его образования и использования. Фондовая форма образования и использования финансовых ресурсов имеет преимущества по сравнению с нефондовой. Формирование обособленно функционирующих финансовых фондов с четкой регламентацией порядка их формирования и использования обеспечивает концентрацию финансовых ресурсов для выполнения неотложных задач, позволяет эффективнее управлять ими и облегчает контроль за их формированием и использованием. Однако если ранее фондовая форма была основной, то в условиях рынка в фондовой форме формируются и используются в основном финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления. Форма использования финансовых ресурсов субъектов хозяйствования в настоящее время в меньшей степени регламентирована государством. Порядок использования финансовых ресурсов коммерческими организациями определяется их учредительными документами, и поэтому здесь возможно сочетание фондовой и нефондовой форм. Часть ресурсов субъектов хозяйствования может быть направлена на образование фондов целевого назначения (например, экономического стимулирования, резервных фондов). Использование финансовых ресурсов на выполнение финансовых обязательств перед бюджетами разных уровней, государственными внебюджетными фондами, банками, страховыми организациями, уплата штрафных санкций осуществляется в нефондовой форме. ___________________________________________
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1171; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |