Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовая политика представляет совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами




Выделяют три основных типа финансовой политики: классический, регулирующий, планово-директивный.

1. До конца 20-х годов прошлого столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический, основанный на теориях А. Смита и Д.Рикардо о минимальном вмешательстве государства в экономику. Государство, по образному выражению А.Смита, должно быть «ночным сторожем».

2. С 1920-1930 г. осуществляется переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского экономиста Дж. М. Кейнса (1883-1946) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства в экономику и регулирования государством ее циклического развития. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос, поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности.

Кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в индустриально развитых странах. Она обеспечила в 30-60-х годах прошлого века стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.

В 1970-е годы в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, которая ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства и другие процессы, находящиеся в кризисном состоянии.

Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам.

 

3. Планово-директивная финансовая политика применялась в странах, использовавших административно-командную систему управления экономикой. Цель финансовой политики в этих условиях -обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства; их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

 

Особенностью современного этапа финансовой политики является то, что она должна учитывать требования глобализации финансовых процессов:

· глобальном контроле над деньгами и их потоками (глобальный монетаризм);

· кредите, организованном во всемирном масштабе;

· глобальном контроле за движением фиктивного капитала (на рынке ценных бумаг);

· глобальной ренте («виртуальной» по форме).

В результате национальные финансовые рынки превращаются в интернациональные торговые площадки, на которых хозяйствующие субъекты оперируют виртуальными финансовыми инструментами, в том числе, и деньгами, в рамках национального законодательстваКочетков Э.Г. Глобалистика: Теория, методология, практика: Учебник для вузов. М.: Изд-во «Норма», 2002. С. 328—359..

 

Субъектами финансовой политики являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые определяют и утверждают ее основные направления.

Объектом финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов

Элементами финансовой политики являются:

- выработка научно обоснованной концепции развития финансов;

- определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;

- разработка конкретных путей реализации финансовой политики.

 

При этом приоритетные задачи финансовой политики:

• формирование законодательных основ, обеспечивающих благоприятный

инвестиционный климат и способствующих развитию предпринимательства;

• существенное снижение налогового бремени и повышение эффективности

налоговой и таможенной системы;

• создание условий для развития финансовой инфраструктуры и

достижения среднесрочной финансовой стабильности;

• достижение сбалансированности бюджетной системы и повышения

эффективности ее функционирования;

Глава 3. Финансы, финансовая система, финансовая политика 83

• реформирование естественных монополий;

• создание условий для интеграции России в мировом сообществе.

Бюджетная политика государства – главная составная часть финансовой политики государства, она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов и в ходе осуществления бюджетных расходов. Основные цели и задачи бюджетной политики определяются в ежегодном Бюджетном послании Президента Федеральному собранию РФ, и Программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу.

Политика в области государственного социального страхования позволяет сгладить воздействие неблагоприятное воздействие рыночных условий на социально незащищенные слои населения.

 

Финансовая политика в сфере финансов субъектов хозяйствования включает разработку основных мероприятий в области государственной амортизационной политики, развития приоритетных видов деятельности, регулирования деловой активности предприятий в соответствии с экономическими целями государства.

Государственная финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций.

Главной целью государственной финансовой политики должно стать создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Наряду с государственной финансовой политикой существует и финансовая политика предприятий, представляющая собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса. Целями финансовой политики предприятия быть:

(а) выживание предприятия в условиях конкурентной;

(б) избежание банкротства и крупных финансовых неудач;

В) лидерство в борьбе с конкурентами;

(г) максимизация рыночной стоимости предприятия;

(д) устойчивые темпы роста экономического лала предприятия;

(е) рост объемов производства и реализации; (ж) максимизация прибыли;

(з) минимизация расходов;

(и) обеспечение рентабельной деятельности и т. д.

Приоритетность той или иной цели финансовой политики предприятия предопределяется прежде всего целями ведения бизнеса. Для достижения поставленной цели используется соответствующий финансовый механизм.

В разработке государственной финансовой политики в России участвуют все ветви государственной власти. В то же время в силу особенностей конституционного строя приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу.

Государственная финансовая политика последнего десятилетия в России оторвана от решения задач социально-экономического разви­тия общества, зачастую носит самодостаточный характер. Принятие в качестве приоритетных целей финансовой политики России «вхо­ждение в мировую финансовую систему», «недопущение бюджетного дефицита», «осуществление финансовой стабилизации» вряд ли можно признать оправданными. Правомерно рассматривать их как средства решения определенных социально-экономических задач об­щества. В этом случае и для «вхождения в мировую финансовую систему», и для «недопущения бюджетного дефицита», и для «дос­тижения финансовой стабилизации» могли бы быть использованы механизмы, направленные на развитие экономики, социальной сфе­ры, а не на их разрушение.

В реальной действительности финансовая политика последнего десятилетия была направлена на быстрое изменение социального строя общества. Цель эта в основном достигнута. Возврат к центра­лизованно распределительной системе уже невозможен. Другой во­прос — какой ценой достигнут этот результат и каковы перспективы повышения жизненного уровня населения, учитывая, что доходы его в целом имеют тенденцию к сокращению.

В настоящее время очевидно, что проведение реформ можно было осуществить с меньшими издержками для значительной части населения страны посредством проведения сбалансированной финан­совой политики, предполагающей учет интересов всех участников рыночных преобразований.

Финансовая политика неразрывно связана с кредитно-денежной по­литикой государства.

Кредитно-денежная политика - это совокупность мероприятий по обеспечению устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляцией и обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов хозяйстве.

В качестве важнейших составляющих финансовой политики госу­дарства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная, социаль­ная и таможенная политика.

Бюджетная политика — это совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами законодательной (представительной) и исполнительной власти мер, связанных с определением основных направлений бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства.

Бюджетная политика Российской Федерации основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму, бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Собственно бюджетная политика выражается в структуре, расходной части бюджета, в распределении расходов меж­ду бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государствен­ным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социаль­но-экономическая направленность бюджетной политики, тип по­строения модели бюджетного федерализма в государствах с федера­тивным устройством

Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы.

Налоговая политика — система мероприятий, проводимых государством в области налогов, составная часть фискальной политики.

Налоговые системы в развитых стра­нах мира характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогопла­тельщиков с налоговыми органами.

Инвестиционная политика – это политика, связанная с созданием условий для при­влечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор экономики.

Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государствен­ного управления и управления финансами хозяйствующих субъек­тов. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убега­ли» из России, а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.

Социальная политика —это проводимая государством политика, курс действий в отношении осуществления социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения

Она связана прежде всего с решением задач фи­нансового обеспечения прав граждан России, установленных в Кон­ституции РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, мигра­ционную, финансовой помощи отдельным социальным группам насе­ления и др.

Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны.

Таможенная политика – это часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объём, структуру и условия экспорта и импорта товаров.

Таможенная поли­тика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной по­литики, направленной на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей.

 

Контрольные вопросы.

1. Возникновение и роль финансов.

2. Отличия финансов от денег.

3. Характеристика финансовых отношений.

4. Сущность финансов.

5. Роль финансов в воспроизводственном процессе.

6. Понятие финансовых ресурсов их роль и значение.

7. Источники и виды финансовых ресурсов различных субъектов

хозяйствования.

8. Субъекты и объекты финансовых ресурсов, характеристика фондов финансовых ресурсов.

9. Особенности фондовой и нефондовой формы использования финансовых ресурсов.

1. Определение понятий «система финансов» и «финансовая

система».

2. Основные звенья системы финансов и их определения.

3. Состав сферы государственных и муниципальных финансов.

6. Понятие финансовой политики и роль и значение.

7. Основные направления финансовой политики государства.

8. Объекты и субъекты финансовой политики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1978; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.