Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Демократическое государство




Суверенное государство

Важнейшим свойством (состоянием) Российского государства является его суверенитет. Суверенитет государства означает его независимость и самостоятельность в решении всех вопросов внутренней и внешней политики в конституционно очерченных рамках. Носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ России.

Конституция Российской Федерации закрепляет такие элементы суверенитета, как его распространение на всю территорию России; верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов; целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации (ст. 4).

Впервые суверенитет России был провозглашен в Декларации "О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики", принятой первым Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. С тех пор этот день является праздничным, нерабочим.

 

Демократический характер Российского государства находит свое выражение в таких структурных элементах конституционного строя, как народовластие, разделение властей, идеологическое и политическое многообразие, местное самоуправление.

Народовластие осуществляется в следующих основных формах:

непосредственной демократии, т.е. осуществления народом своей власти непосредственно, прежде всего путем референдума и свободных выборов, которые Конституция определяет как высшее непосредственное выражение власти народа;

представительной демократии, т.е. осуществления народом своей власти через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Референдум и выборы проводятся на трех уровнях: федеральном, региональном (субъектов Российской Федерации), местном.

Референдум Российской Федерации — всенародное голосование ее граждан по наиболее важным вопросам государственного значения — проводится на всей территории Федерации на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления граждан при тайном голосовании и свободном участии.

На федеральном уровне было проведено три российских референдума. 17 марта 1991 г. состоялся референдум по вопросу о введении поста Президента Российской Федерации, проводившийся одновременно с референдумом СССР о будущем Союза. 25 апреля 1993 г. на референдум были вынесены вопросы о доверии Президенту Российской Федерации и социально-экономической политике Президента и Правительства Российской Федерации, о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации и народных депутатов Российской Федерации. 12 декабря 1993 г. проводился референдум о принятии новой Конституции Российской Федерации.

Порядок подготовки и проведения общероссийского референдума установлен Федеральным конституционным законом от 10 октября 1995 г. "О референдуме Российской Федерации".

Референдум Российской Федерации проводится по инициативе: не менее чем двух миллионов граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, при условии, что на территории одного субъекта Федерации или в совокупности за пределами территории Федерации проживает не более 10 процентов из них; Конституционного Собрания, если им будет принято решение о вынесении проекта новой Конституции на всенародное голосование.

На референдум не могут выноситься вопросы об изменении статуса субъектов Российской Федерации; досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, о проведении досрочных выборов Президента, Государственной Думы или досрочном формировании Совета Федерации либо об отсрочке таких выборов; принятии и изменении федерального бюджета; исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств государства; введении, изменении и отмене федеральных налогов и сборов; освобождении от их уплаты; принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; амнистии и помилования (ст. 3).

Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения в стране, а также в течение трех месяцев после его отмены.

Решение, принятое на референдуме, действует на всей территории Российской Федерации и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме. Повторный референдум не проводится в течение года после дня официального опубликования результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса (ст. 4).

Под выборами понимаются действия граждан Российской Федерации, избирательных объединений и избирательных блоков, избирательных комиссий и органов государственной власти по составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию и подведению его итогов и другие избирательные действия.

Конституционное закрепление принципа разделения властей является важной предпосылкой эффективного функционирования государственной власти, которая в соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из этих ветвей власти самостоятельна. Тем самым принцип разделения властей закладывает основы разумного баланса властей, невмешательства одной ветви власти в полномочия других. Поэтому последовательная реализация данного принципа есть необходимое условие надежного функционирования всего государственного механизма.

Принцип разделения властей реализуется на всех уровнях осуществления власти: во-первых, на горизонтальном, т.е. федеральном и региональном уровнях; во-вторых, на вертикальном, т.е. между федеральным центром и субъектами Российской Федерации; в-третьих, между государственной властью и местной властью, которую осуществляют органы местного самоуправления. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции).

Данная конституционная конструкция свидетельствует, что три ветви власти четко укладываются в триаду разделения властей. А именно: законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную — Правительство Российской Федерации, судебную — Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и другие федеральные суды.

Президент Российской Федерации не входит прямо ни в одну из ветвей власти, хотя и взаимодействует со всеми ими.

Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч. 2 ст. 11 Конституции). На основании ст. 77 Конституции Российской Федерации система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Федерации самостоятельно. При этом она должна соответствовать основам конституционного строя Российской Федерации и Федеральному закону от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Неотъемлемым свойством (элементом) демократического государства является идеологическое и политическое многообразие, что закреплено в ст. 13 Конституции Российской Федерации.

Идеологическое многообразие означает, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Политическое многообразие означает, во-первых, многопартийность; во-вторых, равенство общественных объединении перед законом; в-третьих, свободу деятельности общественных объединений; в-четвертых, запрещение создания и деятельности общественных объединений, цели и которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, закреплено в ст. 30 Конституции Российской Федерации.

Важным элементом демократизма Российского государства является функционирование местного самоуправления, которое выступает одной из форм осуществления народовластия.

О значимости местного самоуправления для развития российского общества свидетельствуют: закрепление местного самоуправления в гл. 1 Конституции «Основы конституционного строя»; признание и гарантированность местного самоуправления Конституцией; самостоятельность при осуществлении своих полномочий; отделение местного самоуправления от государственной власти (ст. 12).

Местное самоуправление в Российской Федерации — это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Основные направления реформы местного самоуправления предусматривают решение задач, направленных на создание финансово-экономической основы местного самоуправления, формирование муниципальной собственности, организацию эффективного взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.