КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типичные следы преступления
Занижение в учетных документах сведений о выручке- - заниженное отражение выручки в главной книге о балансе- - заниженное отражение выручкой в отчете о финансовых результатах. Занижение налогооблагаемой прибыли возможно путем: - создания незарегистрированных предприятий; - завышения расходов на оплату труда; - завышения численности работающих; - незаконного получения налоговых льгот. При искажении данных в бухгалтерских документах характерны следующие взаимосвязи:: - если фальсифицированы первичные документы, подложными оказываются и созданные на их основе учетные и отчетные документы; - если ложные сведения внесены в учетные документы, фальсифицируются и отчетные, а первичные очень редко; - если фальсифицируются отчетные документы, то соответствующие изменения очень редко вносится в учетные и еще реже в первичные, так как преступники рассчитывают на формальное отношение работников налоговых инспекций к своим обязанностям и отсутствие ревизий. Однако законодатель не определила, что понимается под иным способом уклонения от уплаты налогов. Ответ на этот вопрос дал Конституционный суд РФ в своем Постановлении № 9-П от 27 мая 2003 г., признав положения ст. 199 УК РФ конституционными и определив, что при наличии умысла «иным» способом уклонения от уплаты налогов может быть расходование сумм, предназначенный внесению в счет погашения задолженности по налогам, на хозяйственные нужды (выдача зарплаты, покупка оборудования и т.д*.) или другие цели.
Совершение налоговых преступлений образует 2 группы следовой информации: а) материальные следы преступления; б) идеальные следы. Материальные следы сосредоточены, главным образом, в документах: финансовых, бухгалтерских и иных[3]. Документальное оформление финансово-хозяйственной деятельности осуществляется несколькими видами документов. К ним относятся первичные учетные документы, балансовые счета и документы аналитического учета, документы бухгалтерской отчетности, представленные в налоговую инспекцию, расчеты налогов. В указанных документах может содержаться следовая информация, которую условно можно разделить на 2 группы: 1. Следы, свидетельствующие о явных признаках преступления: —полное несоответствие реальной хозяйственной операции ее документальному отражению; —несоответствие записей в первичных и учетных документах; —несоответствие записей в учетных и отчетных документах; —наличие материальных подлогов в документах, имеющих отношение к расчету величины дохода (прибыли) и суммы налога. 2. Следы, отражающие не явные признаки преступления: —несоблюдение правил ведения учета и отчетности; —нарушение правил ведения кассовых операций; —-нарушения правил списания товарно-материальных ценностей; —нарушение правил документооборота; —нарушение правил технологической документации[4]. Событие преступления, отдельные его элементы также отражаются и сохраняются в памяти лиц, имеющих отношение к расследуемому событию. Средствами выявления данной информации являются: отобрание объяснений у причастных лиц (на доследственной стадии) и допрос (после возбуждения уголовного дела).
§ 3. Особенности возбуждения уголовных дел. Типичные следственные ситуации первоначального этапа расследования. Следственные версии, |организация и планирование расследования Уголовные дела по фактам совершения налоговых преступлений возбуждаются: —по материалам оперативно-розыскной деятельности органов —по материалам ревизий и иных проверок. В первом случае количество возбужденных уголовных дел бывает относительно небольшим, поскольку выявление преступлений рассматриваемой группы связано с длительной оперативной разработкой объекта, реализацией комплекса мер оперативно-розыскного характера (оперативным внедрением, наблюдением, прослушиванием телефонных переговоров, снятием информации с технических носителей и т.д.). Следственная практика свидетельствует, что основное количество уголовных дел возбуждается по материалам ревизий и иных проверок. Однако в данном случае качество представленных следствию материалов может быть различным. В случае представления акта ревизии (промежуточного акта ревизии) ревизорами КРУ, сведения о фактах налоговых правонарушений отличаются полнотой и объективностью и их, как правило, бывает достаточно для установления признаков преступления и положительного решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Менее информативны и объективны материалы, представленные органами налогового контроля, материалы ревизионных комиссий организаций, аудиторских проверок, проводимых по инициативе администрации организации и т.д. Эти материалы отличаются существенной неполнотой, не охватывают всех сторон хозяйственно-финансовой деятельности, в них не отражаются все случаи нарушения налогового законодательства, причастные к ним лица, отсутствуют документальные подтверждения выявленных фактов налоговых правонарушений. В подобной ситуации возникает необходимость в проведении предварительной (доследственной) проверки материалов о совершенном преступлении (ст. 144 УПК РФ). Ее задачей является проверка выявленных фактов, установление признаков преступления, юридическая квалификация деяния. По результатам предварительной проверки делается вывод о наличии или отсутствии достаточных данных, необходимых для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Содержание действий, проводимых в рамках предварительной проверки, составляют: а) изучение обстановки и обстоятельств: б) получение предметов и документов: в) получение словесной информации: г) исследование с применением специальных познаний; д) комбинированные действия[5]. В ходе проверочных действий изучается информация о налоговом преступлении, которая отражена в материалах предыдущих проверок, рейдов, средствах массовой информации, сообщениях и заявлениях граждан и должностных лиц. Проводится проверка всех поступивших на счета и в кассу предприятия денежных средств, затрат, отнесенных на себестоимость продукции, и финансовые результаты хозяйственной деятельности, прочие расходы в проверяемом периоде. Изучаются договора по совершенным сделкам и контрактам предприятия, проводятся встречные проверки по вызывающим сомнение сделкам, назначаются инвентаризации и ревизии, истребуются необходимые документы, отбираются объяснения у причастных лиц, проводятся исследования, требующие применения специальных познаний, проверяются вновь учрежденные предприятия, учредителями которых являются руководители проверяемого предприятия, проверяются дочерние предприятия, филиалы и представительства проверяемого предприятия, основные партнеры из контрагентов, анализируются источники приобретения товаров, сырья. Представляемые органами дознания материалы оперативно-розыскной деятельности включают: постановление руководителя органа дознания о передаче материалов следователю, рапорт работника органа дознания, протоколы осмотров, заявления и объяснения граждан и должностных лиц, заключения специалистов-криминалистов по проведенным до экспертным исследованиям, справки и заключения государственных и ведомственных инспекций, аудиторских фирм, бухгалтерские документы и другие несекретные материалы, содержащие сведения о событии преступления и лицах, его совершивших. В п. 5 Инструкции «О порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или суду» от 13 мая 1998 г., указывается, что представленные для решения вопроса о возбуждении уголовного дела материалы должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: где, когда и при каких обстоятельствах, какие признаки налогового преступления обнаружены, сведения о причастных лицах, о местонахождении следов преступления, документов и предметов, имеющих отношение к данному событию, о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Следователю также должны представляться для ознакомления материалы оперативно-розыскной деятельности без указания источников и способов их получения. Следователь анализирует и оценивает представленные материалы с позиции наличия в них законных поводов и оснований для возбуждения уголовного дела и возможности их использования в расследовании. Оценка может быть условно разделена на 3 этапа: 1. Внешняя, касающаяся только правильности его оформления: —должен быть первый экземпляр акта налоговой проверки и наличие всех атрибутов, указанных в перечне требований, предъявляемых к акту. 2. Внутренняя оценка затрагивает вопросы соответствия акта налоговому законодательству: —общей части НК РФ; —отдельным законам РФ, предусматривающим обязанность уплаты отдельных видов налогов; —Закону «О государственной налоговой службе РСФСР»; —компетентным ли органом составлен акт (ст. 10 НК РФ) Соответствует ли проведенная проверка всем требованиям, которые закреплены в ст. 89 НК РФ: —имеется ли решение руководителя залогового органа о про —проведена ли она в установленные сроки; —какой период времени охватывает проверка; —когда ранее проводилась выездная проверка на объекте и по —где находятся исследуемые документы, если они изымались. 3. Особо необходимо остановиться на третьем этапе. Оценивая фактические данные акта налоговой проверки, следователь, прокурор должны выяснить следующее: - какие факты сокрытия объектов налогообложения заявлены в акте; - относятся ли эти факты к сокрытию одного объекта налогообложения или разным (должно быть четкое разграничение объектов налогообложения), недочеты устраняются путем допроса налогового инспектора; - указано ли в акте, какими нормативными актами и какие ставки налогов для проверяемой организации установлены; - указана ли в акте общая сумма сокрытых объектов налогообложения по каждому виду налога отдельно за весь проверяемый период и с выделением по срокам платежей и сумма налогов с каждого сокрытого объекта налогообложения (по видам налогов); - сделаны ли сопоставления первичных, учетных и отчетных документов при выявлении фактов в ходе проверки сокрытия объектов налогообложения; - если налоговым инспектором не приняты в ходе проверки в зачет какие-либо документы в уменьшение налогооблагаемой базы, то почему. В том случае, если данные, содержащиеся в представленном материале, недостаточны для принятия решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом, следователь возвращает их через начальника криминальной милиции в оперативное подразделение. При этом в мотивированной справке должно быть указано, что конкретно препятствует решению вопроса о возбуждении уголовного дела и его расследованию, какие обстоятельства необходимо дополнительно установить или проверить. На первоначальном этапе расследования налоговых преступлений складываются следующие типичные следственные ситуации:
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1735; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |