КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Просветительские реформы в России XYIII века
Авторская педагогическая концепция свободного воспитания Ж.Ж. Руссо. Ж.-Ж.Руссо (1712-17780) – один из наиболее ярких представителей эпохи Просвещения, философ, романист, автор опер, социальных и педагогических трактатов. Родился в 1712 г. в Женеве, в семье ремесленника – часовщика. Его мать умерла при родах, поэтому воспитывали сына отец и тетка. В жизни переменил много разных профессий: обучался у священника, был учеником нотариуса, а потом гравера; служил лакеем и секретарем; домашним воспитателем и учителем музыки. Систематического школьного образования он не получил, но много занимался самообразованием. Устав от бурной городской жизни, Руссо уединился в имении Шамбери, где изучал «Логику» Пор-Рояля, «Опыты» Локка, сочинения Декарта, Лейбница. По совету Дидро принял участие в конкурсе Дижонской академии; написал трактат «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов» (1750), который принес ему славу философа. Затем последовали работы «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755), «Общественный договор» (1762), «Эмиль, или О воспитании» (1762) и др. Руссо резко критиковал современное ему общество и воспитание, подавляющее личность, подверг осуждению многие предрассудки, пороки и социальные несправедливости, за что подвергся преследованию со стороны правительства. Вынужден был эмигрировать в Пруссию, а затем в Англию. Во Францию вернулся снова только в 1767 г. под именем Рену, где написал автобиографическое сочинение «Исповедь». Умер скоропостижно в Эрмонвиле. Похоронен среди парка, на маленьком поэтическом островке, засаженном пирамидальными тополями. На могиле поставили памятник с надписью: «Здесь лежит человек природы и правды». Сегодня в Швейцарии стоит памятник Ж.Ж. Руссо: великий просветитель восседает в кресле на пьедестале, держит перо и что-то пишет. Ведущие методологические идеи педагогического учения Руссо: 1) о естественных правах человека на жизнь, свободу, собственность, равенство возможностей; 2) приоритетность сенсуалистического (чувственного) восприятия окружающего мира в сочетании с опытным характером знаний; 3) «религия разума», т.е. индивидуального характера веры человека. Руссо - основоположник концепции естественного свободного воспитания личности, которую изложил в художественно-педагогическом романе «Эмиль, или О воспитании». В романе действуют 2 персонажа – Эмиль (от рождения до 25 лет) и воспитатель, выполняющий роль родителей и воспитывающий Эмиля все эти годы вдали от развращающего людей общества, вне социальной среды. Основные теоретические положения педагогической концепции Руссо о естественном свободном воспитании: 1 Цель воспитания - свободное, ненасильственное воспитание гуманного человека, который живет плодами своего труда, ценит и умеет защищать свою свободу, уважая свободу других; 2 Человек от рождения добр и готов к счастью, он наделен природными задатками, которые должно сохранить и развить воспитание Предмет воспитания – прежде всего, мальчики из знатных семей; 3 Человек формируется под влиянием трех основных факторов: природа (внутренний мир ребенка), вещи (среда в широком понимании), люди, которые учат как пользоваться данной средой. 4. Естественное воспитание осуществляется, вдали от цивилизации, на «лоне природы»; природа есть лучший учитель. 5. Свобода – условие естественного воспитания. «…каждый ребенок рождается свободным – это его естественное право, поэтому не допустимы зубрежка, суровая дисциплина, телесные наказания, т.к. это насилие над личностью». 6. Воспитание имеет индивидуальный характер и сообразно возрасту.«Не торопитесь сделать «скороспелые плоды», «юных докторов» и «старичков».Воспитание в соответствие с природными особенностями детей делится на четыре периода: младенчество – от рождения до 2 лет; детство – от 2 до 12 лет; отрочество – от 12 до 15; юношество – от 15 до вступления в брак. Первые годы жизни – это время физического развития, поэтому ребенок особо нуждается в движениях. Нельзя стеснять его свободы, нужно укреплять физические силы и закаливать. В детском возрасте происходит накопление чувственного опыта, без которого деятельность ума лишена всякого содержания. В отроческом возрасте главное – это систематическое умственное и трудовое воспитание на основе непосредственного интереса ребенка, его открытий, усвоения практической ценности знания. Юношеский возраст – период «бурь и страстей», наиболее значимый для нравственного воспитания, развития «добрых» чувств, суждений, воли. 7. Ребенку ничего не навязывается: ни наука, ни правила поведения; но он, движимый интересом, приобретает опыт, из которого и формулируются выводы. 8. Роль воспитателя - направляющая, корректирующая. «Есть единственная в мире профессия, которая не покупается и не продается – это профессия учителя». Главная функция воспитателя – так руководить интересами ребенка, чтобы ребенок этого не замечал. Позиция учителя: «не в том, чтобы учить истине и добру, но в том, чтобы предохранять сердце от пороков, а ум от заблуждений». Учитель по возможности должен быть молодым, «чтобы сделать товарищем ученика и разделять его радости». Наряду с положительными моментами предлагаемая Руссо педагогическая концепция свободного воспитания имела ряд недостатков: идеализация ребенка, недооценка возможностей цивилизации, патриархальный взгляд на воспитание девочек. Несмотря на это, педагогическая теория Руссо получила дальнейшее развитие в русле реформаторской педагогики конца XIX – начала XX столетия. Лев Толстой также был последователем идей Руссо; с 15 лет носил на груди медальон с его портретом, прочитал все его сочинения в 12 томах, включая «Музыкальный словарь». Однако он доказал, что система свободного воспитания может быть реализована в практике школы и в воспитании крестьянских детей.
XVIII век для России – время позднего феодализма, появления новых буржуазных отношений. Развитие образовательной системы было обусловлено влиянием западноевропейских стран, а также наличием собственных педагогических традиций. В этом процессе можно выделить несколько периодов: 1.Первая четверть XYIII века - определение приоритетов государственной политики в сфере школьного образования; создание первых светских школ, дававших не только общие, но и профессиональные знания. 2. Вторая четверть XVIII века – возникновение закрытых дворянских учебных заведений; создание университета. 3.Вторая половина XVIII века (1762-1796) - реализация идей просвещения; появление воспитательно-образовательных учреждений нового типа; школьная реформа (1782-1786гг), создание государственной системы народного образования. Изменения в политической, экономической, культурной жизни страны, начавшиеся еще в середине предыдущего столетия, продолжились и усилились в эпоху правления Петра I (1672-1725). Для русского государства этого периода было характерно: усиление абсолютизма, подчинение церкви государству, укрепление обороноспособности и активная внешняя политика, рост товарно-денежных отношений и развитие капиталистического производства. В результате возникло противоречие между потребностью государства в грамотных людях, кадрах специалистов (офицеров, моряков, инженеров артиллеристов, врачей, ученых, государственных служащих, учителях) и существующим состоянием образования. На его разрешение была направлена реформаторская деятельность Петра I. Она осуществлялась двумя путями: - «европеизация» российского просвещения; - создание собственной системы образования. «Европеизация» российского просвещения выражалась в разных формах: обучение русских специалистов за рубежом, приглашение иностранных учителей в Россию, перевод зарубежных книг (в том числе книги Я.А.Коменского «Мир чувственных вещей в картинках»), Создание собственной системы образования было подчинено интересам государства и осуществлялось в соответствие с принципами: светскости, сословности, единства общего и профессионального образования. В результате единый тип образования, характерный для допетровского времени, разделился на церковное и светское, при этом в рамках последнего шло становление профессиональной школы. Мероприятия по организации государственного светского школьного образования: 1. Создание цифирных школ - сети государственных начальных школ (1714) для обучения детей из семей дворян, государственных служащих, зажиточных мещан в возрасте от 10 до 15 лет. Обучали чтению, письму, арифметике, началам геометрии. Учителями были воспитанники школы математических и навигацких наук. Впервые в истории европейской школы учителю была установлена постоянная плата -36 рублей в год. В 1744 г. были преобразованы в гарнизонные школы или слились с архиерейскими. 2. Открытие профессиональных школ - гарнизонных и адмиралтейских для подготовки младшего командного состава армии и флота, мастеров по строительству и обслуживанию кораблей (первая- в 1698 году при артиллерийской школе Преображенского полка; с 1721 года – при каждом полку); горнозаводских – для подготовки квалифицированных рабочих и мастеров (1716, при Петровском заводе в Карелии); артиллерийско-инженерной школы – для обучения «пушкарских и иных посторонних чинов людей детей их словесной письменной грамоте, цифири и иным инженерным наукам» (1701, Москва); Хирургической школы – для подготовки врачей (1707, Москва). Школа математических и навигацких наук – первая в Европе государственная реальная школа, открытая по Указу Петра I в 1701 году в Москве в помещении Сухаревой башни. Руководитель школы – Фарварсон, профессор Абердинского университета, приглашенный из Англии. Предназначалась для подготовки специалистов военного и морского дела, судостроителей, геодезистов и др. В школу принимались подростки в возрасте от 12 до 17 (иногда до 20) лет всех сословий, кроме крепостных крестьян, с предпочтением дворянскому. Состояла из трех ступеней: «российская школа»; «арифметическая школа» и старшие (специальные) классы. В школе обучалось до 500 человек. «Учащиеся получали кормовые деньги (3-5 алтын в день)…жили частью в школе, частью поблизости на наемных квартирах…По Указу 1701 года за прогульные дни («неты») учащимся грозил очень высокий штраф: за первый день 5 руб, за второй 10 руб. и за каждый следующий по 15 руб. Штраф взыскивался при помощи правежа: публично били до тех пор, пока родственники или товарищи не внесут денег; у родителей, если они владели имуществом производили конфискацию, За побег из школы полагалась смертная казнь, родным за ходатайство об освобождении от школы грозила каторга». В 1715 году специальные классы были переведены из Москвы в Петербург; на их основе была создана Морская Академия – в отличие от Навигацкой школы была военным учебным заведением. Осуществлялось внедрение зарубежного опыта авторских частных школ. Пример – создание гимназии Э. Глюка (1703, Москва), предполагавшей лингвистическое образование (греческий, латинский, итальянский французский, немецкий, латинский и др. языки, «философская мудрость», «светские науки» - танцы, этикет, верховая езда и др.). Появилась Санкт_Петербургская академия наук (1725) с подчиненными ей академическими университетом и гимназией (1726). Изменения в духовном образовании: - сложившиеся ранее епархиальные школы и духовные семинарии стали более закрытыми; - создавались новые духовные школы, которые были закрытыми учебными заведениями (1721, «Духовный регламент» Петра Феофана Прокоповича, проф. Киевской Академии, сторонника реформ): архиерейские, семинарии, академии; не исключалось сочетание со светским образованием; - духовные школы находились в лучшем состоянии и имели больше учащихся, чем светские училища (в 1723 г. в школах одной Новгородской епархии насчитывалось более 500 учащихся, тогда как в Московской, самой многочисленной из всех светских, в 1721 г. – не более 70 человек). В период царствования Екатерины II (1762–1796) образование в России претерпело существенные изменения, в связи с проводимой ею политикой «просвещенного абсолютизма». На первом этапе (1760-е гг.) заметно влияние французской педагогической традиции; на втором (с начала 1780-х гг.) – германского школьно-педагогического опыта. За годы ее правления было создано 223 учебных заведения; приняты проекты, которые содействовали окончательному оформлению отечественной системы государственного образования; развивалась просветительская деятельность. Основные направления государственной политики в области образования определял «Наказ императрицы Екатерины II»: -формирование законопослушного и преданного самодержавию гражданина согласно его сословной принадлежности путем правильного воспитания; -воспитание должно начинаться с детства, с внушения «страха Божия» как основы приучения детей к выполнению функций, соответствующих его сословию; -надо прививать в детях любовь к отечеству, уважение к законам и правительству; -детей с раннего детства необходимо приучать к трудолюбию, поскольку праздность является источником зла; -воспитатель сам должен быть образцом истинной гражданственности. Педагогические проекты, разработанные в 1760-70-е годы: 1. «Генеральное учреждение о воспитании юношества обоего пола» (1764, Иван Иванович Бецкой, главный советник по вопросам образования) – документ, ориентировавший на создание учебных заведений закрытого типа – воспитательных училищ. 2. План учреждения начальных училищ, гимназий, университетов и заведений для подготовки воспитателей дворянских детей из представителей крепостного сословия (дядских школ) – 1764, Фридрих Генрих Дильтей, профессор Московского университета. 3. Проект организации закрытых казенных учебных заведений для детей с 5-6 лет «без различия звания» (исключая крепостных) – Комиссия по учебной реформе, 1766 г. В течение 1760-начала1770-х гг. по инициативе И.И.Бецкого были открыты новые гражданские учебно-воспитательные учреждения специального и повышенного образования: - воспитательные дома для сирот, подкидышей, детей из бедных семей при Академии художеств (1764), Академии наук (1765); - коммерческое училище в Москве, с учетом пожеланий П.Демидова, для подготовки образованных торгово-промышленных людей (1772); - Смольный институт благородных девиц при Воскресенском монастыре для воспитания девочек с8-11лет и девушек до 18-19 лет; с двумя отделениями: дворянским и мещанским, куда принимали девочек всех сословий, включая крепостных, отпущенных помещиками – первое государственное женское среднее учебное заведение в Европе (1764). При активном участии Н.И.Новикова (1744-1818) при Московском университете была открыта первая в России учительская семинария (1779). В 1782 г. Екатерина II назначила Комиссию по учреждению народных училищ, в деятельности которой принял активное участие сербско-хорватский мыслитель Федор Иванович Янкович де Мириево (1741-1814). 1786 г. – Устав народных училищ Российской империи. В нем утверждалось, что -воспитание – единственное средство общественного блага; -воспитание «следует начинать с малолетства, чтобы семена нужных и полезных знаний в юношеских летах возрастали, а в мужских, созревши, обществу плод приносили»; -школы должны быть бесплатные, для мальчиков и девочек, находиться вне контроля церкви; - малые народные училища – в уездных городах, со сроком обучения 2года, предполагали подготовку грамотных, умеющих хорошо писать и считать людей, знающих основы православия и правила поведения; - главные народные училища – в губернских городах, со сроком обучения 5 лет на многопредметной основе: помимо предметов малых училищ в курс обучения входили евангелие, история, география, геометрия, механика, физика, естествознание, архитектура; для желающих – латинский и живые иностранные языки (татарский, персидский, китайский), элементы педагогического образования; -преподавание необходимо осуществлять на русском языке; -вводится классно-урочная система обучения; -книга «О должностях человека и гражданина» - обязательное учебное пособие (перевод труда австрийского педагога Иоганна Фельбигера, отредактированный Екатериной II). Таким образом, в результате проведенных преобразований и реформ 1.Утвердились принципы государственности, светскости, сословности, связи общего образования с реальным. 2.Сложилась школьная система, где вершиной являлись университеты, учреждения повышенного образования (кадетские корпуса, воспитательные дома, Смольный институт и др.), а внизу- народные училища. 3.Прогрессивный европейский опыт школьного образования и воспитания сочетался с деятельностью отечественных просветителей (М.В.Ломоносова, Н.И.Новикова, А.Н.Радищева, Ф.И.Янковича и др.).
Система образования в России к концу XIII века.
(по Г.М.Коджаспировой)
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |