КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Становление харизматического подхода
Становление харизматического подхода Тема 7: ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВУ
План: 1. Становление харизматического подхода (ранняя теория харизматического руководства, поведенческая теория харизматического руководства) • 2. Современный этап развития харизматического подхода: - драматургическая модель руководства, - модель харизматического руководства СЕО
Харизматический подход относится к числу наиболее поздних направлений исследования руководства. Очень часто он рассматривается в тесной связи с другим современным подходом к руководству, получившим название трансформационного (или преобразующего). Первые связанные с ними крупные (но единичные) работы датируются второй половиной 70-х годов. Однако уже в следующем десятилетии интерес к этим подходам значительно возрастает, с годами усиливаясь и привлекая внимание все большего круга исследователей. Под трансформационным руководством понимается процесс изменения организационной культуры и на его основе выработка договоренностей относительно основных изменений в организационных целях и стратегиях. Трансформационное руководство предполагает влияние руководителя на подчиненных. Итогом этого процесса является наделение части подчиненных определенными властными полномочиями, вследствие чего они сами начинают выполнять управленческие функции и становятся своеобразными агентами перемен в ходе организационных преобразований. Таким образом, трансформационное руководство рассматривается как преимущественно распределенный процесс, включающий действия руководителей разных уровней и организационных подразделений, а не только генеральных директоров. Что же касается харизматического руководства, то в основном речь идет о восприятии подчиненными руководителя как обладающего особыми, вдохновляющими качествами личности, которые не только вызывают к нему доверие и уважение окружающих (что имеет место и в случае трансформационного руководства), но также и возбуждают преклонение перед ним как суперменом, героем или некоей божественной фигурой, словом, Лидером с большой буквы, в подлинно психологическом понимании этой роли. Таким образом, харизматическое руководство представлено скорее отдельной фигурой руководителя, нежели развернутым процессом организационного управления, реализуемым многими руководителями. Вначале несколько слов относительно термина «харизма». Как отмечают исследователи харизматического руководства, харизма является греческим словом, означающим в системе понятий, возникших в раннем христианстве, «дар». Ранняя теория харизматического руководства. Ее автором является известный специалист в области организационных процессов Р. Хаус. Теория содержит два основных предположения. Первое из них касается наличия у харизматических руководителей ряда специфических личностных и поведенческих характеристик, отсутствующих у руководителей-нехаризматиков. К числу личностных характеристик, увеличивающих вероятность восприятия руководителя как харизматика, были отнесены: • сильная потребность во власти; • высокий уровень уверенности в себе; • твердая убежденность в своих взглядах. Поведенческие характеристики типичных харизматических руководителей, согласно теории Р. Хауса, включают: • управление впечатлениями с целью поддержания у подчиненных уверенности в руководителе; • формулирование привлекательного для подчиненных видения, определяющего направление их усилий и стимулирующего к принятию на себя обязательств; • декларирование высоких ожиданий от работы подчиненных; • выражение надежды, что подчиненные способны сформировать у себя уверенность в собственных силах; • возбуждение у подчиненных мотивации к выполнению поставленных задач; • инициирование поведенческого моделирования со стороны подчиненных (поведение руководителя выступает в качестве образца для подчиненных). Второе предположение теории относится к поведению подчиненных. Согласно Р. Хаусу, существует ряд поведенческих индикаторов, позволяющих отдифференцировать подчиненных харизматического руководителя от подчиненных руководителя-нехаризматика. К числу такого рода индикаторам ученым были отнесены: • вера подчиненных в правильность взглядов руководителя; • абсолютное принятие ими руководителя; • переживание чувства привязанности к нему; • готовность к подчинению. Позднее круг этих индикаторов был несколько расширен. В него также вошли: • подражание руководителю и идентификация с ним; • подстройка мнений подчиненных под мнение руководителя; • эмоциональное включение подчиненных в миссию руководителя; • ощущение хотя бы частью подчиненных, что они способны содействовать выполнению руководителем своей миссии. Таким образом, в этой теоретической модели речь идет не о харизме отдельно взятого руководителя, но фактически имеется в виду своего рода харизматическое отношение в системе «руководитель - подчиненный». Поведенческая теория харизматического руководства. При ее формулировании исследователи отнесли к числу главных своих задач, во-первых, освобождение харизмы от ауры мистицизма и, во-вторых, рассмотрение ее в контексте поведенческого процесса. Подобная модель основывается на предположении, что харизма представляет собой атрибутивный феномен. В ходе выполнения рабочих заданий подчиненные приписывают харизматические качества руководителю, основываясь на своих наблюдениях за его поведением и связанных с ним результатах. По мнению Д. Конджера и Р. Канунго, харизматические руководители заявляют о своем видении будущего и стратегиях его достижения, опираясь на два процесса: 1) они четко обозначают контекст действий, имея в виду: статус-кво организации; сущность видения будущего; способ, посредством которого в случае реализации видения будущего устраняются источники неудовлетворенности персонала и обеспечивается осуществление надежд и устремлений людей; план действий по реализации видения; 2) во-вторых, харизматические руководители заявляют также о своей мотивации (готовности) лидировать, т. е. в данном случае - вести за собой подчиненных к достижению поставленной цели. Используя насыщенные экспрессией вербальные и невербальные средства, руководители заявляют о своих взглядах, демонстрируют уверенность и преданность декларируемой идее. Тем самым они стремятся придать большую правдоподобность своим заявлениям. Чтобы усилить эффект декларируемой мотивации лидировать, харизматические руководители прибегают, по наблюдениям Д. Конджера и Р. Канунго, к ряду приемов управления впечатлениями. Например, они используют риторику, подбирая слова, в которых отражены напористость, уверенность в себе, компетентность, интерес к нуждам подчиненных. Тем же целям служит внешний вид, подбор одежды и другие формы так называемого языка тела. В итоге своеобразие демонстрируемой риторики и невербальных форм по ведения создают предпосылки для диспозиционной (т. е. отнесенной к личности индивида) атрибуции харизмы. Как полагают авторы обсуждаемой модели, потребность в харизматических руководителях усиливается в кризисных дли организаций ситуациях, требующих серьезных перемен в сложившемся статус-кво. Д. Конджер и Р. Канунго полагают, что, исходя из восприятия подчиненными поведения харизматических руководителей, последнее может быть разбито на три стадии. 1. На первой из них (стадия оценки окружающей обстановки) отличительными особенностями харизматического руководства, как они видятся подчиненным, являются желание изменить статус-кво и высокая сензитивность к окружающей обстановке. 2. На второй стадии (стадия формулирования видения) к числу таких поведенческих особенностей относятся формулирование разделяемого подчиненными идеализированного видения и эффективная его артикуляция, вызывающая у людей эмоциональный подъем и рост мотивации. 3. На третьей стадии (стадия реализации) харизматические руководители воспринимаются как стремящиеся к большему личному риску и готовые идти на жертвы, что усиливает доверие к ним. Кроме того, на этой стадии руководители воспринимаются также как использующие разного рода инновационные и нетрадиционные средства для реализации своего видения, что опять-таки усиливает их эмоциональное влияние на подчиненных.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |