Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План лекции. Тема: Введение в предмет. Литература как вид искусства. Литературоведение как наука.




Лекция 1-2.

Тема: Введение в предмет. Литература как вид искусства. Литературоведение как наука.

1. Введение в гуманитарные знания. Специфика гуманитарных знаний. Филология как «служба понимания» и «нить Ариадны».

2. Цели и задачи курса. Структура курса. Требования к работе студентов на лекциях, семинарах, требования к самостоятельной работе и к зачету.

3. Гуманитарные науки. Филология. Литературоведение как наука. Три раздела литературоведения. Вспомогательные науки. Связь литературоведения с другими науками. Философия литературной критики.

4. Литература как вид искусства, искусство как одна из форм общественного сознания. Искусство как способ познания мира (внешнего и внутреннего). Особенности художетвенного отражения действительности. Функции искусства. Классификации видов искусства.

5. Пути развития теоретико-литературной мысли XIX – XX столетий.

 

 

Вопрос 1

Введение в гуманитарные знания. Специфика гуманитарных знаний.

Филология как «служба понимания» и «нить Ариадны».

Поэма Н. Матвеевой «Питер Брейгель старший» - эпиграф ко всему курсу. Читаю текст поэмы. Особая ценность и точность «неточности» гуманитарных наук. Неоднозначность ответов на проблемы культурологи. Гармония и дисгармония мирового искусства и культуры как полюсы одного единства.

NB: Написать свои впечатления от данного произведения.

 

Общее понятие о гуманитарных науках:

А) Предмет гуманитарных наук – это:

- мир представлений человека о природе и обществе,

- мир его идеалов, его ценностных ориентаций, мотивов и надежд,

- мир его культурного сознания, закрепляемый в различных знаковых системах

Б) Что такое знаковые системы в данном случае:

- социальные нормы жизни

- мифы и современное мифотворчество

- ритуалы

- произведения общественно-политической мысли

- произведения искусства

В) Принципы гуманитарных наук:

1-й принцип - Разделение области природы и культуры, культура – это то. что создал человек, а природа - это то, что создал не человек и человеку неизвестно, кто ее создал (БОГ?) (Конт); - круговращение в природе не тождественно развитию всемирной истории, три закона диалектики в природе и в обществе и в культуре действую по разному (Гегель) (вспомним: украинская народная песня «Стоїть гора високая…»)

2-ой принцип - Историзм

3-ий принцип – Деятельно-субъективный и генетический принцип

 

Социализация и индивидуализация:

Процесс социализации человека, начинающийся сразу же после его рождения - это непрерывный процесс овладения культурой, но одновременно – это и непрерывный процесс индивидуализация человека. Эти две противоположности – социализация (обобществление) и индивидуализация (личностное отделение, отчуждение) парадоксально соединяются в прямо пропорциональной зависимости в процессе овладения культурой.

Например: постигая новые культурные ценности, человек формирует свое жизненное кредо. У меня оно состоит из двух полюсов одного единства, в котором социальное и индивидуальное слито в одной целостности:

1) «Аще и вси, но не аз» - в переводе с церковно-славянского это значит: «Пусть хоть все, но не я» (в случает круговой поруки зла, в которое каждый решает за себя – участвовать или не участвовать?)

2) «Если не я, то кто же?» (лозунг Жанны Дарк необходим в случае, когда никто не хочет совершать мужественный и благородный поступок, и его нельзя требовать ни от кого, кроме как от себя)

Какое ваше жизненное кредо было сформировано под влиянием вашего приобщения к культуре? - NB

Н. Бердяев писал: «…будучи асоциален и антисоциален в одном смысле, в другом смысле я был социален, так как стремился к социальной правде и справедливости, к социальному освобождению, к братской общности людей». В этом, как всегда у Бердяева, парадоксальном утверждении синтезируются противоположные понятия: за свои революционные протестные воззрения и действия он считался антисоциальным элементом в царской России и не раз был судим. В этом была его индивидуализация, но одновременно она проявилась как высшая забота об обществе, как социальный альтруизм, а значит, обернулась высшей социализацией.

«Понять другого человека можно только в зеркале абсолютного сочувствия» - сказал выдающийся мыслитель и филолог ХХ века Михаил Бахтин.

 

Специфика - уникальность! - гуманитарных (филологических) знаний:

- Корень слова «фило» в переводе с латинского обозначает «любить», этот корень слова есть только у двух гуманитарных наук – филологии и философии, любовь к слову и любовь к мудрствованию

- Высокое образование отличается от высшего образования тем, что оно не заканчивается вместе с получением диплома. Высокое образование – это приобщение к ноосфере (термин Вернадского). М. Бахтин (филолог, литературовед, культуролог, выдающийся мыслитель ХХ века): «Значение произведения доступно каждому, но ценностно-смысловой момент значим лишь для тех, кто связан узами братства на высоком уровне, здесь – приобщение к высшей ценности»

- Филологические (шире – гуманитарные) знания обладают уникальной способностью переходить в самосознание. В этом случае происходит взаимопереход образования и духовного мира человека, профессиональный рост совпадает с личностным ростом, работа («кусок хлеба») становится призванием, мировоззрением, личной жизнью человека. Перечень основных этапов перехода гуманитарных знаний в самосознание: внешний мир искусства и культуры → внутренний мир человека, внешняя культура → внутренняя культура, чужие художественный открытия → собственные открытия личности, чужие произведения искусства → часть внутреннего неэмпирического опыта, вымышленные события и персонажи → факт личной биографии, профессиональный рост = личностный рост, духовный мир художников всех времен и народов – личный внутренний духовный мир, кругозор, мировоззрение. Таким образом, формируются Убеждения – Поступок – Биография – Судьба – Душа – Карма

- С. С. Аверинцев: «Филология – это содружество гуманитарных дисциплин, изучающих историю и сущность духовной культуры человечества через языковой и стилистический анализ письменных текстов».

- «Филология - это служба понимания, это нить Ариадны в истории человечества, это задача спасения человеческого рода» (С.С. Аверинцев) - Как вы это понимаете? - NB

- «Истину недостаточно знать – по истине нужно жить» - Как вы это понимаете? - NB

- «Литература как самый лучший собеседник» (Д. Пристли)

- «Надежды маленький реестрик» (Б. Окуджава)

- философ Э. Фромм (ученик и продолжатель З. Фрейда): «Технически мы живем в атомном возрасте, в то время как эмоционально большинство людей живет в каменном веке». Как вы это понимаете? - NB

 

Мировая культура и литература и значение гуманитарных знаний для развития личности:

1) «Великая мудрость – велика печаль» (Библия) – но и великая радость? NB

1) «Не каждому дано – но каждому воздастся» (поэтических перифраз из Библии, Н. Глебова)

2) Ж. – Ж. Руссо: «Я согласен, что не все взрослые люди способны постичь и понять философию, но мне глубоко противна та мысль, что это разница заложена в людях от рождения» - Как вы это понимаете? NB

3) «Ты не один в этот грозный миг. Рядом герои любимых книг. Мой милый друг, гордись своей судьбой, книги напишут и о нас с тобой…» (советская пионерская песня)

4) «Я возьму этот большой мир, Каждый день, каждый его час. Если что-то я забуду, Вряд ли звезды примут нас…» (песня из к-ф «Москва – Кассиопея»)

5) «Кто не видит вещим оком Глуби трех тысячелетий, Тот в невежестве глубоком День за днем живет на свете…» (Гете) – Как вы это понимаете? NB

6) «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов» (Ньютон)

7) «Значит, нужные книги ты в детстве читал…», «Я зла не помню – я опять его возьму…» (В. Высоцкий)

8) «Игра в бисер» – Г.Гессе

 

9) Искусство и Жизнь – антиномия или единство? «Парадокс Эйнштейна» (дневники Эйнштейна, Дон – Кихот, русские писатели ХІХ –ХХ веков в их стремлении преодолеть пропасть между искусством и действительностью). М. Бахтин, его статья 1919 года «Искусство и ответственность» и стихотворение Ю. Кима «Театральный монолог» решают вопрос: как преодолеть пропасть между прекрасной литературой и искусством – и безобразной действительностью?

Даже если просто оглянуться на свою жизнь, мы видим, что ещё в первые годы своей жизни мы с замиранием сердца слушаем о приключениях своих любимых героев: радуемся их счастью, плачем, когда несчастье прокрадывается в строки любимых сказок и негодуем, ощущая несправедливость со всей своей детской открытостью и непосредственностью. Мы клянемся себе никогда не приносить несчастье и всегда быть столь же благородными, как рыцари Круглого стола. Мы переносим сказки в свою жизнь, не отторгаем их от себя, а себя – от действительности, созданной искусством. Детская непосредственность, как и первобытный синкретизм, сливает воедино реальное, воображаемое и фантастическое.

Но так длится не долго. Первые шаги в реальную жизнь меняют наше восприятие мира. Школа дает нам знания и навыки, необходимые для выживания. И именно тут сталкивают лбами два мира – мир искусства и реальной жизни. Высокопарные речи на уроках литературы, позже – патетика искусствоведенья оказываются лицом к лицу с обманом, подлостью и предательством на уроках живой жизни, за стенами школы. И встреча эта происходит не где-либо, а именно в наших душах. Мы уже «просекли», что нужно «вертеться, что бы выжить», не брезгуя наплевательством на идеалы. Нас всех с ранней юности уже подстерегает «обыкновенная история» Александра Адуева (И. Гончаров) или «деградация личности» чеховского Ионыча.

Становясь «взрослыми», мы «толстой стеной отделяем свою жизнь от искусства» (Альберт Эйнштейн, личные дневники). Мы можем восхищаться Артуром Реваресом – Оводом (Э.-Л. Войнич), при этом боясь сказать слово «против» в реальности; приходим в восторг от пушкинской Татьяны, сами не сохраняя верность любви; механически киваем головами, соглашаясь с убеждением пушкинского же Гринева «береги честь смолоду», давно утратив свою честь; преклоняемся перед трудолюбием Мартина Идена, а сами ленивы и нелюбопытны; смеёмся над пороками гоголевского Акакия Акакиевича Башмачкина, а сами каждый день раболепствуем перед начальством…

«Если литература не заставляется человека становится лучше и делать жизнь лучше, следовательно, она не выполняет свою роль» (Дневники Альберта Эйнштейна).

В последнее время всё больше людей сокрушаются о том, что искусство всё больше становится пошлым и безыдейным, что человечество планеты Земля бесчестно, беспринципно, безответственно. И корни этого зрят во всём, только не в себе. Но афоризмом уже стала мысль Толстого и Достоевского о путях перемены внешнего социального мира только через личное самосовершенствование. Очевидно: чтобы поменять мир, сначала нужно изменить себя.

В финале классического фильма итальянского неореализма «Мы так любили друг друга» (М. Антониони) молодые герои в говорят: «Мы хотели изменить мир – но мир изменил нас…» Антитезис можем услышать из уст гениального Вл. Маяковского: «Молодые – это те, Кто бойцовым рядам поределым, Скажет именем всех детей: Мы земную жизнь переделаем!»

«Культура - это тонкое капроновое покрывало, которое покрывает животную сущность человека. Только в нем отличие человека от животного. Но - сквозь него в любой критический момент жизни вылазят – прорываются ослиные уши» - сказал европейский писатель ХХ века. Лишь только искусство (культура) делает нас людьми и отличает нас от животных. Искусство, которое пробуждает совесть, порождает катарсис, помогает услышать тонкий звук нежной струны в наших душах, не дает заглушить «вещь в себе» (И. Кант) и ослушаться «категорического императива» (И. Кант).

И не просто искусство как явление, а влияние его на человека, именно то, как он следует своим идеалам, сформированным искусством. Вы можете опровергнуть это ярким образом Дона Кихота – якобы он полностью жил по книжным рыцарским идеалам, но, несмотря на всю симпатию, всё равно остается лишь карикатурой, таким себе «дурачком», который поверил в действительность, созданную искусством. Но образ Дорн-Кихота лишь задумывался его автором как пародия на рыцарские романы, а в результате гениальности Сервантеса он стал вечным трагическим образом бессильных и безнадежных попыток соединения искусства и действительности.

После вымышленного Дон-Кихота эти же попытки безуспешно предпринимали многие реальные люди – писатели пытались своими литературными произведениями повлиять на действительную жизнь, укрепляя эти попытки личными поступками и судьбой. Благодаря этому их образному великому Слову можно абсолютно поверить. Это Н. Гоголь, который написал второй том «Мертвых душ» с картиной обновленной идеальной Руси, но почувствовал его фальшь и сошел с ума. Это Ф. Достоевский, который ставил неразрешимые вопросы, создав образ, аналогичный Иисусу Христу («Идиот»), и заболел эпилепсией. Это Лев Толстой, который реализовал свои убеждения о богатстве и эксплуатации крестьян, в 80 лет ушел из дома, как подросток. Это А. Чехов, который не только описал вишневый сад как символ России, но и своими руками посадил перед смертью сад вокруг своего дома в Ялте. Это Вячеслав Иванов, разработавший теории «соборности» поэзии и воплощавший ее в своей «Башне». Это Александр Блок, не только создавший образ Прекрасной Дамы, и воплотивший свое отношение к ней в реальной женщине – своей жене. Это Николай Островский, сначала совершивший подвиги ради революции и освобождения человечества, а потом создавший образ в литературе на основе своих Поступков.

Гениальный философ и литературовед М.Бахтин ХХ века в своей первой юношеской статье «Искусство и действительность» (1919) нашел выход из этой дурной бесконечности. Вот его логика:

1) …в творчество человек уходит на время из "житейского волненья" как в другой мир "вдохновенья, звуков сладких и молитв".

2) Что же в результате? Искусство слишком дерзко-самоуверенно, слишком патетично, ведь ему же нечего отвечать за жизнь, которая, конечно, за таким искусством не угонится. "Да и где нам, - говорит жизнь, - то - искусство, а у нас житейская проза".

3) Когда человек в искусстве, его нет в жизни, и обратно. Heт между ними единства и взаимопроникновения внутреннего в единстве личности.

4) Что же гарантирует внутреннюю связь элементов личности? Только единство ответственности. За то, что я пережил и понял в искусстве, я должен отвечать своей жизнью, чтобы все пережитое и понятое не осталось бездейственным в ней.

5) Но с ответственностью связана и вина… Поэт должен помнить, что в пошлой прозе жизни виновата его поэзия, а человек жизни пусть знает, что в бесплодности искусства виновата его нетребовательность и несерьезность его жизненных вопросов.

6) Личность должна стать сплошь ответственной: все ее моменты должны не только укладываться рядом во временном ряду ее жизни, но проникать друг друга в единстве вины и ответственности.

7) И нечего для оправдания безответственности ссылаться на "вдохновенье"… ибо легче творить, не отвечая за жизнь, и легче жить, не считаясь с искусством.

8) Искусство и жизнь не одно, но должны стать во мне единым, в единстве моей ответственности.

 

А всем, смеющимся над Дон-Кихотом, я хочу ответить словами песни «Театральный эпилог» Юлия Кима, этой песней заканчивает все свои концерты Елена Камбурова:

Слава отважным героям,
Слава великим поэтам,
Слава бессмертным легендам,
Ура, ура, ура!

Подвиг души благородной,
Пусть вам послужит примером,
Яркой звездой путеводной
Пусть вам послужит!
А нам пора:

Как только этот занавес
Дадут последний раз,
Последний прозвучит аплодисмент,
Коня, копье и щит,
Сдадим мы в реквизит,
Сдадим и, уходя, потушим свет,


И сняв долой парик седой и бороды отклеив,
Мы пустимся в обычные дела, дела, дела,
И нет и не было героев и злодеев,
И подвигов во имя добра или зла.

А есть одинадцать часов и выход из театра,
Есть дети и семья и дом родной --- ой, ой! ---
Есть летние гастроли, репетиция на завтра
И в пятницу законный выходной,

Есть роли, гастроли,
Успех --- чего же боле?
И слава Богу, что никто из нас
В жизни не осмелится
Накинуться на мельницы,
Имея на голове дырявый таз!

--- Только я, очарованный зритель,
Глубоко потрясенный до слез,
Я, ведь, брошу родную обитель
И коня оседлаю всерьез.

И поеду скакать и бороться
Против темных таинственных сил,
Ибо есть на земле благородство:
Я в себе его вдруг ощутил.

И в беде никого не покину,
И удары приму на себя
И, наверно, конечно, погибну
А потом вы играйте меня.

--- В добрый путь! Мы смеяться не станем,
А, когда утомишься от ран,
Приходи, мы еще раз обманем:
Ты умеешь поверить в обман,
Ты умеешь поверить в обман.

Две ЗВЕЗДЫ: стихотворения «Звезда» - Иннокентия Анненского и Иосифа Бродского.

 

 

Заключение: вывод по данному вопросу:

Культура и искусство – это и есть большой обман… Но именно этот «обман» и отличает человека от животного: сначала это умение создать «обман», потом – способность в него поверить, и, наконец, изменять жизнь по его образу и подобию. Этот «обман» - это совесть, пробуждаемая в нас прекрасными произведениями мировой культуры и искусства. И в особенности – литературы.

Вопрос 2.

Цели и задачи курса. Структура курса. Требования к работе студентов на лекциях, семинарах, требования к самостоятельной работе и к зачету.

Тематика лекций:

1. Введение в предмет. Литературоведение и литература.

2. Художественный образ.

3. Литературное произведение.

4. Тема – проблема – идея.

5. Сюжет и композиция.

6. Литературный характер.

7. Роды и жанры литературы.

8. Стихосложение.

9. Язык художественной литературы.

10. Литературный процесс. Стиль. Творческий метод.

Завдання курсу:

- теоретичні: підготовка базових знань з літературознавства задля проведення науково-дослідницької та науково-методичної роботи студентів; володіння всіма інструментами цілісного літературознавчого аналізу текста

- практичні: вміння застосовувати на практиці літературознавчого аналізу тексту теоретичних знань з категорій стилю, творчого методу, родів та жанрів літератури, поетики, метрики, закономірностей літературного процесу та художньої специфіки провідних літературних течій, напрямків; освоєння різних підходів до аналізу літературного твору; сформувати навички опрацювання наукової літератури та літературознавчого аналізу художніх текстів.

 

Требования к модулям и зачету:

 

Распечатка текстов, высланных в электронном виде – в одной папке:

- Конспект всех 16-ти лекций по предмету с титульной страницей

- Приложение «Гаспаров о Горации».

- Планы семинарских занятий

- Модули самостоятельной работы

- Творческие задания по доработке лекций

- Словарь терминов – литературоведение и культурология

- Формулы литературоведческих понятий

- Вопросы и практические задания – на зачет

- Требования к Модулям и Зачету (письменные формы работы)

 

Письменные виды работ и оценки за них:

1. Оценка за индивидуальную работу:

1) Письменно: отдельная тетрадь для СЕМИНАРОВ. Всего 8 семинаров. Выписать тему и вопросы каждого семинара, сделать краткий опорный конспект ответов на все теоретические вопросы, письменно выполнить все практические задания к каждому семинару в одной тетради.

2) Письменно: словарик литературоведческих терминов, данных в практических заданиях после каждого семинара по его теме

 

2. Оценка за самостоятельную работу:

1) Письменно: отдельная ТЕТРАДЬ для Модулей самостоятельной работы, всего 6 заданий- вопросов. Сдавать в конце каждого модуля.

 

3. Оценка за творческую работу:

1) Письменно: творческая доработка всех текстов лекций в тетради для ЛЕКЦИЙ. Все эти задания в тексте лекций выделены желтым цветом и помечены значком NB. Кроме того, все задания собраны вместе в отдельном файле и высланы студентам в электронном виде

Оценки за устные формы работы во время ответов на семинарах.

 

 

Вопрос 3

Литературоведение как наука. Три раздела литературоведения.

Вспомогательные науки. Связь литературоведения с другими науками. Философия литературной критики

Литературоведение - это наука о законах отражения жизни с помощью образов, создаваемых словом.

История литературы.

Теория литературы.

Литературная критика.

 

С.С. Аверинцев:

Филология – это широкая, самозаконная форма знания, которая определяется не столько границами предмета, сколько специфическим подходом к нему.

Моральная основа филологического труда – вера в высочайшую значимость текста.

Филолог переселяется душой вовнутрь текста, следовательно, для филологии противопоказан схематизирующий и округляющий «взгляд издали»

В наше время попытки «формализации» филологии лишили ее произвола субъективности.

Но нечто в атмосфере филологии упорно сопротивляется этому.

Что? – интуиция и житейская мудрость, знание жизни.

Точные методы возможны лишь на периферических участках филологии и не затрагиваю ее сути. В этом ее слабость.

Но эта слабость постоянно преодолевается напряжением интеллектуальной воли.

Но в этом же ее сила и гордость.

С этой опасность. Филолог каждый день встречается лицом к лицу, и преодолевает ее вновь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.