Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право РФ

Проблемы федерации.

Распад СССР подтолкнул «парад суверенитетов» бывших автономных республик в самой России. Необходимо помнить, что любая федерация живет до тех пор, пока субъектам, входящим в федерацию, живется в ней лучше, нежели вне ее пределов. А здесь замаячила перспектива образования самостоятельной государственности и, следовательно, переходом полноты власти в руки местной элиты.

Осенью 1991г. все автономные республики России провозгласили себя суверенными государствами, а большинство автономных областей заявило о своем преобразовании в республики. Края и области также начали открытую борьбу за равноправие субъектов Федерации (например, в Туле даже обсуждалась собственная конституция). Головной болью федеральных властей в 90-х гг. стало противоречие регионального законодательства общероссийскому. До принятия новой конституции этим грешили в основном республики, затем, получив разрешение на формирование собственной правовой базы, на путь принятия актов, противоречащих Основному закону РФ, стали другие субъекты федерации.

В конце концов, в их нормативных актах разной юридической силы появились нормы, идущие вразрез не только с конституцией страны, но и с принципами федерализма: право выхода из РФ, введение гражданство, о верховенстве региональных законов, о владении воздушным пространством и т.д. Особый правовой беспредел царил в Калмыкии, где, в частности, без уведомления федеральных властей была создана оффшорная зона, что позволяло прокручивать капитал более 200 коммерческих структур и банков, находившихся за пределами республики. В 90-е гг. практически нигде федеральный закон не считался выше, нежели региональный.

Иными словами, после распада СССР, республики РСФСР, утратив возможность стать субъектами Союза, старались выговорить себе преференции в составе России вплоть до суверенитета, встав на защиту Федеративного Договора. В начале 1992г. в ряде республик прошли съезды национальных движений под лозунгами борьбы за национальную независимость. Местные власти требовали, чтобы Россия стала федерацией национальных государств с преимущественными правами титульных национальностей на территорию, ресурсы, производственные мощности, официальный статус языка.

Федеративный договор РФ со своими субъектами был подписан 31 марта 1992г., причем некоторые из них (в том числе Татарстан и Чечня) от подписи отказались. Часть республик закрепили за собой право выхода из Федерации, а часть – перестали отчислять налоги в федеральный бюджет, хотя центр передавал туда деньги. Свердловская область объявила о создании Уральской республики.

Угроза распада России оказала воздействие на процесс подготовки новой Конституции, предусматривавшей равенство прав субъектов Федерации. Наиболее тяжелой оказалась ситуация в Чеченской республике, президентом которой 27 октября 1991г. был избран генерал Д. Дудаев. Попытка введения в республике чрезвычайного положения провалилась, в 1991г. Дудаев объявил Чечню суверенной, в 1993г. был распущен парламент, утвердив в Чечне авторитарный режим генерала Дудаева. Апофеоз центробежных настроений – мятеж в Чеченской республике.

По действующему в России законодательству нормативные акты, прежде всего, по предметам совместного ведения, принятые в субъектах федерации, должны были поступать на экспертизу в Министерство юстиции РФ и с целью информирования – в Администрацию Президента. Субъекты федерации вполне осознанно не спешили с этим, а некоторые и посчитали необязательным для себя. Проблеме влияния на законодательный процесс в регионах были посвящены парламентские слушания мая 1994г. Результатом стали следующие рекомендации:

1.необходимо выработать и законодательно оформить механизм обеспечения соответствия законодательства субъектов федерации федеральному законодательству.

2.новые федеральные законы должны обязательно учитывать закрепленные в конституции предметы совместного ведения центра и субъектов.

3.государственную собственность необходимо поделить на федеральную и субъектов.

4.необходимо отказаться от подписания двусторонних договоров с теми субъектами, где законодательство противоречит российской Конституции.

5.выработать механизм координации законотворческой деятельности Федерального Собрания РФ и законодательных органов власти субъектов.

По рекомендациям этих слушаний началась публикация конституций и уставов субъектов федерации. Процесс принятия этих документов затянулся до конца 90-х гг., т.к. федеральной власти не хватало силы и воли, а региональную устраивала вольность. Закалившаяся в борьбе с федеральным центром, овладевшая механизмом борьбы, еще более окрепшая региональная бюрократия оформилась в кланы, причем в республиках по национальному признаку, которые зачастую ставили свои интересы выше общероссийских. В ряде субъектов федерации предпринимались попытки переподчинения им некоторых федеральных органов.

До 2000г. действенный механизм приведения законодательства субъектов федерации в соответствие с федеральным законом, отсутствовал (вообще, к осени 2000г. из 89 субъектов договор с федеральным центром имели лишь 68 субъектов федерации). Если в 1998г. начитывалось около 2 тыс. несоответствий регионального законодательства федеральному, то в 2000г. – уже 6 тыс. Отсюда – создание новым Президентом РФ В. В. Путиным федеральных округов и института полномочных представителей президента в них. Одной из задач их стало приведение законодательства субъектов федерации в соответствие с федеральными законами.

В августе 2000г. были приняты поправки в закон 1999г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», в соответствии с которыми Президент получил право после соответствующего предупреждения, обращения в суд, через принятие закона Государственной думой распустить законодательный орган субъекта, своим указом отрешить от должности высшее должностное лицо. По существу, этот закон регламентировал процедуру федерального вмешательства в политическую практику субъекта федерации. Закономерным итогом, подводящим разногласия как в правовом, так и в государствообразующем поле, стало изменение практики выборов главы субъекта федерации: с 2004г. правом их назначения обладает Президент РФ, что, безусловно, сыграло громадную роль на пути предотвращения «расползания» федерации к суверенным образованиям.

Россия как настоящая федерация молода, ее федерализм – переходный, он несет в себе как черты старого, так и новые черты, связанные с изменением политического строя в 1991г. Из 24 федеративных государств мира, в России самое большое количество субъектов федерации, входящих в 6 разновидностей: республика, область, край, автономный округ, автономная область, город федерального значения. Хотя четкой взаимосвязи между федерацией и демократией, между унитарным гос-вом и авторитаризмом нет (в мире масса примеров смешения этих форм), но большинство политиков федерацию и демократию предпочитают ставить рядом.

Опыт становления и эволюции федеративных государственных образований свидетельствует в пользу того, что прочная, стабильная, эффективно действующая федерация – это союз государственных структур, наделенных равными правами и добровольно взявших на себя равные (или сопоставимые) обязанности. Создание института полномочных представителей главы государства в федеральных округах, открывшего новый этап на пути от договорного федерализма к централизованному федерализму, становится важным условием ликвидации правового и фактического неравенства отдельных субъектов федерации. Отдается приоритет территориальному, а не национальному принципу построения федерации.

Оценивая опыт последнего десятилетия 20в., рассматривая всего его плюсы и минусы, важно не забывать, что это – опыт кризисного развития, опыт переходного состояния общества. Перед Россией, как и перед другими странами, стоит задача обретения и внедрения в практику критериев, параметров, принципов и границ в становлении и укреплении такого типа сильной центральной и местной исполнительной власти, который обладал бы необходимым запасом устойчивости от бюрократического, авторитарного перерождения. Только на этом пути вырисовывается тенденция воплощения в жизнь принципа «сильный центр – сильные регионы». Будущее России – в сильной государственности.

Сила власти, однако, не сводится к ее авторитарности. Она базируется на ценностях гражданского общества, на примате права, на принципах социально ориентированной государственности. Только на данном пути в государственно-правовом строительстве можно ожидать настоящих прорывов как в настоящем, так и в длительной перспективе. В 1993г. была принята новая Конституция, провозгласившая Россию демократическим, светским, правовым, социальным государством и открывшая новые возможности для ее политического и социально-экономического развития, для расширения взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами, и полноценного вхождения с мировое сообщество.

Но с точки зрения национальной политики существенных изменений не произошло. В России, как и в СССР, сохраняются причины и движущие силы национально-этнических конфликтов:

1.все национальные образования объявили о своем суверенитете, который при ухудшении экономического положения может быть легко реанимирован.

2.несмотря на колоссальные изменения в территориальном размещении наций и народностей, границы между национальными образованиями и областями остаются прежними, что делает вероятным национально-территориальные конфликты.

3.в Конституции не заложен механизм изменения статуса национального образования при изменении соотношения численности титульного народа и других национальностей. Эта проблема решается посредством поправок в Конституцию, в виде укрупнения субъектов Федерации, когда национальные области сливаются с промышленно развитыми.

4.не решена проблема малых этносов, не имеющих своих национальных территорий.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 30.2 | Конституция 1993г
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.