Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституция 1993г

Конституция является уникальным учредительным правовым актом, юридически закрепляющим суверенитет, независимость и верховенство государственной власти. Она выступает правовой основой становления и развития гражданского общества, закрепляет основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, форму государственного устройства, систему институтов государственной власти и местного самоуправления. Конституция обеспечивает стабильность строя, создает баланс институтов гос. власти.

Конституция РФ – это нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройства страны, систему и принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Необходимость подготовки новой Конституции РФ была провозглашена еще 1-м съездом народных депутатов РСФСР (1990г.), на котором была создана Конституционная комиссия во главе с Председателем Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельциным. На 5-м съезде народных депутатов РСФСР проект новой Конституции был принят к сведению, и Конституционной комиссии, которая подготовила этот проект, было поручено доработать его с учетом замечаний и предложений народных депутатов, и внести его на рассмотрение очередного Съезда. Однако, 6-й Съезд, на котором предполагалось принять новую Конституцию, не сделал этого, ограничившись лишь одобрением общей концепции, положенной в основу конституционного проекта, а также важнейших его положений, предварительно одобренных Верховным Советом РСФСР. Было также принято решение о доработке ряда глав с учетом предложений и замечаний Президента РСФСР.

Судьба проекта напрямую зависела от той политической борьбы, которая разворачивалась в стране. Разработка новой конституции заметно активизировалась после апрельского референдума 1993г. Инициатива исходила от Президента, поскольку Б. Н. Ельцин намеревался принять собственный проект Конституции, согласно которому страна становилась бы президентской республикой. В соответствии с его указом в июне 1993г. для завершения подготовки проекта конституции было созвано Конституционное совещание, работа которого проходила в основном в 5 группах, сформированных из представителей федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации, местного самоуправления, политических партий, общественных объединений, массовых движений и религиозных конфессий, товаропроизводителей и предпринимателей. В работе совещания принимали участие представители Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генеральной прокуратуры.

Использование избирательного корпуса (референдума) как самостоятельного способа принятия конституции, без участия в ее разработке представительного органа – довольно редкое явление в развитых странах. Проект российской Конституции, вынесенный на референдум в декабре 1993г., также был разработан без непосредственного участия представительного органа: Конституционное совещание, в котором принимали участие некоторые народные депутаты, было невыборным консультативным органом. В июне-июле 1993г. Конституционное совещание в основном завершило подготовку проекта конституции. В работе учитывался и проект, рассмотренный на 6-м съезде народных депутатов РСФСР.

Главное различие между президентским и депутатским проектами состояло в том, что 1-й предусматривал институт сильного президента, а депутатский проект исходил из идеи парламентской республики. Дело решилось противостоянием начала октября 1993г. После роспуска парламента доработка проекта велась созданной Ельциным комиссией с участием ученых и юристов. Над проектом также работали Государственная и Общественная палаты Конституционного совещания, объединившие 5 ранее действовавших рабочих групп.

Спорные теоретические вопросы передавались на рассмотрение специально созданной Комиссии конституционного арбитража, состоявшей из высококвалифицированных юристов. Окончательный проект Конституции был опубликован за месяц до ее принятия. Конституционные проекты были представлены в Венецианскую Комиссию Совета Европы (Европейская комиссия за демократию через право), где проект был отрецензирован. Также необходимо отметить, что в ряде субъектов федерации, куда проект был отправлен на отзыв, конституция подержана не была (как правило, это были национальные республики), а в Татарстане и Чечне референдум вообще не состоялся.

12 декабря 1993г. окончательный проект был вынесен на общероссийский референдум, по результатам которого Конституция вступила в силу со дня опубликования – 25 декабря 1993г. К моменту принятия новой Конституции в России еще не закончилось формирование политических и экономических структур нового общества. Не оформились новые социальные группы и партии. В силу этих причин Конституция несет в себе черты переходного времени, определенных компромиссов. Наиболее очевидным из них является заметный дисбаланс силы между Президентом и парламентом.

Тем не менее, Конституция РФ предусматривает, что государственная власть осуществляется на основе разделения властей на 3 ветви, причем органы каждой из этих ветвей власти самостоятельны и не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией и законодательством. Т.о., принцип разделения властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и реальное, взаимное ее уравновешивание, при котором ни одна из 3 ветвей власти не может ущемить или подчинить себе другие, и обязывает действовать в условиях взаимопонимания и взаимосотрудничества. Для того, чтобы обеспечить реализацию принципа разделения властей не только в верхних эшелонах государственной власти, но и во всей иерархии государственных органов, ст.5 Конституции предусматривает сочетание принципа разделения властей с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и составляющими ее субъектами.

Главное конституционное полномочие парламента – принятие законов, обязательных для всех, и в этом состоит особое предназначение этого органа государственной власти. Однако, законотворчество может быть эффективным только тогда, когда исполнительная власть неукоснительно исполняет принятые законы, а судебная власть не менее неукоснительно осуществляет контроль над исполнением действующего законодательства. Только в этом случае можно рассчитывать, что в стране удастся построить правовое государство, о преданности которому заявляют лидеры нашей страны.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Право РФ | Лекция №3. Растворы имеют важное значение в жизни и практической деятельности человека
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1074; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.