КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 10. Денежное обращение
Обслуживание и погашение государственного долга Республики Беларусь. Реструктуризация государственного долга Управление государственным долгом Республики Беларусь
Управление государственным долгом Республики Беларусь представляет собой деятельность государства по оптимизации его структуры и стоимости обслуживания. Управление государственным долгом Республики Беларусь, кроме долга органов местного управления и самоуправления, осуществляется Правительством Республики Беларусь. Управление долгом органов местного управления и самоуправления осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами. Необходимо отметить, что в настоящее время в Республике Беларусь отсутствует единый нормативный правовой акт, регламентирующий весь комплекс правоотношений, связанных с управлением государственным долгом и долгом органов местного управления и самоуправления. В соответствии с Положением о внешних государственных займах и внешних займах, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах и внешних займах, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь», Министерство финансов Республики Беларусь:
Правительство Республики Беларусь ежеквартально до 10-го числа второго месяца, следующего за истекшим кварталом, представляет Президенту Республики Беларусь отчет о состоянии внешнего государственного долга. В соответствии с положениями Концепции управления валовым внешним долгом Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 мая 2011 года № 574/12 «Об утверждении Концепции управления валовым внешним долгом Республики Беларусь и плана мероприятий по ее реализации», целью управления валовым внешним долгом является поддержание его на безопасном для страны уровне, а также минимизация рисков неисполнения обязательств перед иностранными кредиторами, формирование положительной кредитной истории страны, обеспечение ее инвестиционной привлекательности. Основными условиями достижения цели являются сбалансированное экономическое развитие и минимизация диспропорций в экономике за счет соответствия темпов экономического роста возможности расширения внешнего и внутреннего спроса, стабилизация внешнеторговой позиции, привлечение прямых иностранных инвестиций, наращивание денежного предложения (эмиссии) с учетом соблюдения целевых параметров уровня инфляции и заданного валютного коридора, поддержание жестких бюджетных ограничений, формирование и поддержание на достаточном уровне золотовалютных резервов. Основные задачи для достижения цели:
Принципами управления валовым внешним долгом Республики Беларусь являются:
Сферы ответственности Правительства Республики Беларусь и Национального банка в области учета, мониторинга, анализа, контроля, выработки предложений по управленческим решениям и реализации необходимых мер в области управления валовым внешним долгом для:
Свод и общая координация деятельности по мониторингу, прогнозу, анализу, выработке предложений по управлению валовым внешним долгом для представления в Государственный секретариат Совета Безопасности Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк возлагаются на Министерство экономики. Правительством Республики Беларусь совместно с Национальным банком сформирована следующая система учета и мониторинга валового внешнего долга Республики Беларусь в разрезе ее составляющих. Министерство финансов ежеквартально формирует и представляет в Национальный банк данные о внешнем долге органов государственного управления на отчетную дату, включая данные о предстоящих платежах по основному долгу и процентам.
Национальный банк Республики Беларусь:
Министерство экономики Республики Беларусь:
Как показывает мировой опыт, внешнедолговой портфель может быть подвержен следующим рискам:
Комплексный анализ возможности возникновения указанных рисков позволит минимизировать их влияние на внешнедолговой портфель всех секторов экономики. Регулирование валового внешнего долга осуществляется:
Регулирование валового внешнего долга должно осуществляться с учетом того, что его рост является следствием недостаточного притока прямых иностранных инвестиций для финансирования складывающегося в Республике Беларусь дефицита счета текущих операций. Таким образом, регулирование внешних заимствований государственными органами должно также предусматривать мероприятия, следствием которых является сокращение отрицательного сальдо внешней торговли, а также приток инвестиций, не связанных с долговыми заимствованиями. В первую очередь к ним относятся меры, направленные на поддержание и развитие экспорта, мероприятия по импортозамещению, а также созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в целях притока прямых иностранных инвестиций. Принятие решений, направленных на регулирование внешних заимствований, должно осуществляться на основании прогнозирования социально-экономических процессов и оценки уровня и качества внешних заимствований в перспективе. Прогнозирование внешнего долга осуществляется в секторальном разрезе исходя из фактических данных, полученных в результате мониторинга, а также на основе прогноза операций платежного баланса Республики Беларусь, относимых к внешнему долгу (оцениваемых Министерством экономики при участии Национального банка). Полученный прогноз валового внешнего долга с разбивкой по секторам экономики анализируется Министерством экономики на предмет соответствия установленным критериям безопасности с последующей подготовкой аналитической записки для Совета Министров Республики Беларусь. Предполагается, что система управления валовым внешним долгом будет совершенствоваться по следующим направлениям:
Должен осуществляться мониторинг пороговых индикаторов экономической безопасности в сфере валового внешнего долга, определенных Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь, а также индикаторов согласно приложению 1 к Концепции управления валовым внешним долгом Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 мая 2011 года № 574/12 «Об утверждении Концепции управления валовым внешним долгом Республики Беларусь и плана мероприятий по ее реализации». В случае возникновения рисков государственными органами вносятся предложения о необходимости применения мер реагирования согласно приложению 2 к Концепции управления валовым внешним долгом Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 мая 2011 года № 574/12 «Об утверждении Концепции управления валовым внешним долгом Республики Беларусь и плана мероприятий по ее реализации». Следует отметить, что регулирование внешних заимствований невозможно без прогнозирования социально-экономических процессов и оценки уровня и качества внешних заимствований в перспективе. С учетом данных мониторинга, а также на основе прогноза операций платежного баланса Республики Беларусь и фактических данных о валовом внешнем долге должны осуществляться прогнозирование валового внешнего долга с разбивкой по секторам экономики и его анализ на предмет соответствия установленным критериям безопасности. Таким образом, реализация Концепции управления валовым внешним долгом Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 мая 2011 года № 574/12 «Об утверждении Концепции управления валовым внешним долгом Республики Беларусь и плана мероприятий по ее реализации» позволит Правительству Республики Беларусь и Национальному банку эффективно контролировать объем валового внешнего долга и его составляющих по мере развития соответствующего инструментария, внутреннего финансового рынка и накопления кредитной истории. В целях выявления потенциальных рисков, связанных с внешней задолженностью, и обеспечения тем самым основы для надежного управления внешним долгом рассчитываются абсолютные и относительные показатели. Часть из них с установленными пороговыми значениями предлагаются Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь, устанавливающей наиболее важные показатели экономической безопасности в сфере внешних заимствований Республики Беларусь. Помимо установленных Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь критериев оценка уровня внешнего долга должна осуществляться на основании следующих показателей.
· валовой внешний долг на душу населения; · отношение долгосрочного валового внешнего долга к ВВП; · отношение краткосрочного валового внешнего долга к ВВП; · отношение валового внешнего долга к поступлениям по счету текущих операций; · отношение обслуживания валового внешнего долга к экспорту товаров и услуг; · отношение обслуживания валового внешнего долга к ВВП; · отношение международных резервных активов к валовому внешнему долгу; · отношение международных резервных активов к краткосрочному валовому внешнему долгу.
· открытая валютная позиция банков; · доля средств нерезидентов в пассивах банковского сектора.
· отношение балансовой стоимости к собственному капиталу предприятий (левередж); · доля краткосрочного долга в иностранной валюте в общем объеме внешнего долга предприятий в иностранной валюте; · рентабельность активов (до выплаты налогов и процентов); · отношение чистого долга в иностранной валюте к собственному капиталу предприятий.
Комплексное отслеживание динамики указанных индикаторов позволит своевременно и качественно выявлять и минимизировать риски внешнедолгового портфеля всех секторов экономики. Среди основных мер экономического характера комплексно должны использоваться процентная, курсовая, кредитная, налогово-бюджетная политика, иные меры, воздействующие на уровень совокупного спроса и его составляющих, а также на инвестиционный климат. Также на постоянной основе необходима организация информирования иностранных инвесторов о макроэкономической ситуации в Республике Беларусь (включая информацию о состоянии валового внешнего долга) путем проведения презентаций, роуд-шоу и других мероприятий. Дополнительными мерами реагирования, возможными к принятию в случае выявления приближения фактических и прогнозируемых данных о состоянии валового внешнего долга к пороговым индикаторам экономической безопасности, являются:
· ограничение (прекращение) заимствований (за исключением потребности в рефинансировании существующего долга) бюджетами всех уровней; · реструктуризация, секьюритизация, досрочное погашение внешнего долга бюджетами всех уровней · дальнейшее развитие внутреннего рынка государственных долговых инструментов, так как этот рынок обладает низким уровнем кредитного риска; · минимизация валютных рисков путем диверсификации валютного портфеля внешних заимствований; · оптимизация критериев отбора инвестиционных проектов для предоставления государственных гарантий и поручительств; · осуществление операций с производными финансовыми инструментами (фьючерсы, опционы), в том числе сделки по хеджированию внешних государственных займов. Данные финансовые активы позволяют помимо всего прочего нивелировать риски, что особенно актуально в период инфляции.
· ограничение (прекращение) заимствований Национальным банком, банками; · установление пороговых значений (лимитов) краткосрочных обязательств в структуре внешних заимствований банковского сектора.
· для организаций с долей государственной собственности: определение перечня организаций с преобладающим участием государства; разработка порядка осуществления контроля соответствующими государственными органами, обладающими правом владения и распоряжения государственными пакетами акций (долей участия), и (или) соответствующими местными исполнительными органами за эффективным внешним заимствованием, использованием средств займа и управлением рисками внешнего долга организаций с преобладающим участием государства, включая их дочерние организации; оптимизация порядка осуществления внешнеторговой деятельности (в части снижения доли промежуточного импорта); · для организаций частного сектора: совершенствование налогового администрирования; использование механизмов вычетов по отрицательной курсовой разнице в целях снижения подверженности предприятий валютному риску; утверждение механизмов по регулированию объемов внешнего долга негосударственного корпоративного сектора.
Вместе с тем следует учитывать необходимость максимального ограничения прямого вмешательства государства в хозяйственную деятельность частного сектора. В целом меры, направленные на сокращение внешнего долга частного сектора, должны носить регулирующий (косвенный) характер. Применение прямых ограничительных мер по удержанию размера обязательств частного сектора перед нерезидентами может допускаться в исключительных случаях в качестве крайней меры для обеспечения экономической безопасности страны. В зависимости от складывающихся внутренних и внешних условий, целей социально-экономической политики предложения о мерах реагирования могут включать корректировку индикаторов, их пороговых значений и мероприятий.
В соответствии со статьей 57 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, под обслуживанием государственного долга Республики Беларусь понимается уплата процентов или иного вознаграждения заимодавцу (кредитору), штрафов и прочих платежей по государственным займам, за исключением погашения государственного долга Республики Беларусь. Под погашением государственного долга Республики Беларусь понимается уплата, выкуп или иное изъятие из обращения долговых обязательств Республики Беларусь в части основного долга. Республика Беларусь несет безусловные обязательства по обслуживанию и погашению государственного долга Республики Беларусь. Государственный долг Республики Беларусь полностью обеспечивается средствами республиканского бюджета и иным имуществом, находящимся в республиканской собственности. Платежи по обслуживанию и погашению внешнего государственного долга и внутреннего государственного долга предусматриваются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год. В случае возникновения риска превышения расходов на обслуживание и погашение государственного долга Республики Беларусь над объемом средств, предусмотренных на эти цели законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год, Министерство финансов информирует об этом Правительство Республики Беларусь, которое незамедлительно представляет Президенту Республики Беларусь предложения об уточнении показателей республиканского бюджета на очередной финансовый год. Платежи по обслуживанию и погашению государственного долга Республики Беларусь являются первоочередными по отношению к другим платежам при исполнении республиканского бюджета. Поступление в республиканский бюджет средств от государственных заимствований, а также возмещение заемщиками платежей, произведенных из республиканского бюджета в соответствии с гарантиями Правительства Республики Беларусь, подлежат отражению в источниках финансирования дефицита республиканского бюджета путем увеличения объема источников финансирования дефицита республиканского бюджета. Погашение государственного долга Республики Беларусь и осуществление Правительством Республики Беларусь платежей по выданным гарантиям Правительства Республики Беларусь подлежат отражению в источниках финансирования дефицита республиканского бюджета путем уменьшения объема источников финансирования дефицита республиканского бюджета, если иное не установлено законодательными актами. Резиденты Республики Беларусь осуществляют обслуживание и погашение внешних государственных займов и внешних займов, гарантированных Правительством Республики Беларусь, через банки-агенты Правительства Республики Беларусь. В соответствии со статьей 58 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, под реструктуризацией государственного долга Республики Беларусь понимается основанное на соглашении с заимодавцем прекращение долговых обязательств Республики Беларусь, составляющих государственный долг Республики Беларусь, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами Республики Беларусь, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения долговых обязательств Республики Беларусь. Порядок и условия реструктуризации долговых обязательств перед республиканским бюджетом по платежам, выполненным Правительством Республики Беларусь в связи с исполнением гарантийных обязательств по займам (кредитам), определяются Президентом Республики Беларусь. Реструктуризация задолженности по займу (кредиту) перед республиканским бюджетом осуществляется на основе платности, срочности и возвратности. Государственный долг Республики Беларусь включает в себя подлежащую возврату и невозвращенную сумму внутренних государственных займов и внешних государственных займов, фактически полученных Республикой Беларусь от резидентов и нерезидентов Республики Беларусь. Обслуживание и погашение внешних государственных займов осуществляются Министерством финансов Республики Беларусь за счет средств республиканского бюджета. Платежи по обслуживанию и погашению внешнего государственного долга осуществляются в соответствии с перечнем внешних государственных займов, обслуживание и погашение которых осуществляются с привлечением средств республиканского бюджета. Обслуживание и погашение внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, осуществляются резидентами Республики Беларусь за счет собственных средств, если иное не предусмотрено решениями Президента Республики Беларусь или Правительства Республики Беларусь. В случае неисполнения заемщиком обязательств платежи осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством. Средства внешних государственных займов и внешних займов, гарантированных Правительством Республики Беларусь, могут привлекаться заемщиками в целях их предоставления пользователям внешних займов. Обслуживание и погашение таких займов осуществляются пользователем внешнего займа за счет собственных средств, если иное не предусмотрено решениями Президента Республики Беларусь или Правительства Республики Беларусь. Пользователи внешнего займа несут ответственность за исполнение обязательств по предоставленным внешним государственным займам или внешним займам, привлеченным под гарантии Правительства Республики Беларусь, перед заемщиками в соответствии с законодательством и договорами. Гарантии Правительства Республики Беларусь, выданные по внешним займам, привлекаемым в целях предоставления пользователям внешних займов, являются обеспечением исполнения обязательств пользователя внешних займов перед заемщиком без предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам банков Республики Беларусь. При невозможности исполнения пользователем внешнего займа обязательств по предоставленному ему внешнему займу, привлеченному под гарантию Правительства Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь осуществляет перечисление средств на счет заемщика для выполнения платежей по займу перед нерезидентом за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на исполнение гарантийных обязательств по внешним займам, привлеченным под гарантии Правительства Республики Беларусь. Указанные платежи взыскиваются Министерством финансов Республики Беларусь в бесспорном порядке в республиканский бюджет со счетов пользователей внешних займов со взиманием процентов по ставке, установленной законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год. Министерство финансов Республики Беларусь ведет учет внешнего государственного долга и внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь, и осуществляет регистрацию внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь. Обслуживание и погашение внутреннего государственного долга осуществляются Министерством финансов Республики Беларусь за счет средств республиканского бюджета. Обслуживание и погашение кредитов, выданных банками Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь резидентам Республики Беларусь, осуществляются резидентами Республики Беларусь за счет собственных средств, если иное не предусмотрено Правительством Республики Беларусь. В случае неисполнения заемщиком обязательств платежи осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством. Учет внутреннего государственного долга и внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь, осуществляется Министерством финансов Республики Беларусь посредством ведения соответствующего реестра.
1. Понятие, виды и функции денег. 2. Понятие денежной системы и ее сегменты. 3. Порядок эмиссии наличных и безналичных денег. 4. Порядок установления и поддержания валютного курса. 5. Наличное и безналичное денежное обращение. 6. Общие правила осуществления расчетов. 7. Полномочия Национального банка Республики Беларусь в области наличного денежного обращения.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 897; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |