Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие денежной системы и ее сегменты




Понятие, виды и функции денег

 

 

Правовая, экономическая и социальная природа денег есть крайне сложное и противоречивое явление, однозначной оценки которому человеческая наука до сих пор так и не смогла осуществить.

С одной стороны, деньги есть инструмент реализации гражданско-правовых отношений, выступая в роли всеобщего эквивалента. При этом деньги есть предмет материального мира, обладающий определенным набором физических и химических свойств.

С другой стороны, если проанализировать позицию любого государства, существующего в современном мире, то получается, что денежная купюра, находящаяся в руках конкретного физического лица, представляет собою инструмент осуществления платежа, в действительности принадлежащий не данному физическому лицу, а государству.

Правовая и экономическая науки выделяют следующие функции денег:

  • Деньги – как всеобщий эквивалент стоимости;
  • Деньги – как инструмент осуществления платежа;
  • Деньги – как инструмент сбережения и накопления;
  • Деньги – как средство обращения товаров, работ, услуг, нематериальных благ, имеющих денежное выражение;
  • Деньги – как инструмент осуществления внешнеэкономической деятельности;
  • Деньги – как информационный инструмент, отражающий стоимостное соотношение различных материальных и нематериальных благ.

 

Можно выделить следующие виды денег:

  • Наличные и безналичные деньги;
  • Бумажные, пластиковые и металлические деньги.

 

 

 

В соответствии со статьей 132 Конституции Республики Беларусь, финансово-кредитная система Республики Беларусь включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан. На территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика.

Денежная система – организация денежного обращения в стране, регулируемая государственными законами.

Различаю две системы обращения денег: денежные системы металлического обращения (биметаллизм и монометаллизм), денежные системы обращения кредитных и бумажных денег.

Биметаллизм – денежная система, при которой за двумя металлами (золото и серебро) государство законодательно закрепляет роль денег.

Монометаллизм – денежная система, при которой один металл является всеобщим эквивалентом. Одновременно в обращении функционируют другие знаки стоимости (банкноты, казначейские билеты, монета), разменные на золото.

В зависимости от характера размена знаков стоимости на золото различались три разновидности золотого монометаллизма: золотомонетный стандарт, золотослитковый стандарт, золотодевизный стандарт.

Национальной валютой в Республике Беларусь является белорусский рубль. Введение на территории Республики Беларусь других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещается. Официальное соотношение между рублем и золотом, другими драгоценными металлами не устанавливается.

Можно выделить следующие сегменты денежной системы государства:

  • Национальный банк Республики Беларусь – как государственные орган, в полномочия которого входит регулирование и обеспечение денежного обращения;
  • Наименование денежной единицы Республики Беларусь и ее составные элементы;
  • Виды денежных знаков, находящихся в обращении и имеющих платежную силу;
  • Механизм обеспечения денежных знаков;
  • Структура денежного оборота Республики Беларусь;
  • Механизм эмиссии денег;
  • Механизм установления и поддержания валютного курса.

 

В соответствии с положениями Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2012 год, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2011 года № 591 «Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2012 год», денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2012 году будет направлена на формирование условий для сбалансированного развития экономики.

Цель денежно-кредитной политики в 2012 году – снижение инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики, принимаемых Правительством Республики Беларусь.

Наряду с достижением цели денежно-кредитной политики Национальный банк и Правительство Республики Беларусь продолжат реализацию мер, направленных на поддержание золотовалютных резервов государства на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны.

С учетом погашения Республикой Беларусь обязательств (внутренних и внешних) в иностранной валюте и привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику страны (3,7 млрд. долларов США на чистой основе) предполагается, что международные резервные активы в соответствии с методологией Международного валютного фонда на конец 2012 года составят 6,1–7 млрд. долларов США согласно приложению.

Инструменты денежно-кредитной политики в 2012 году направлены на достижение цели по ограничению инфляции с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий. Национальный банк Республики Беларусь в 2012 году продолжит использование гибкого механизма курсообразования, позволяющего адекватно реагировать на взаимные колебания курсов основных валют и сохранять внутреннюю и внешнюю сбалансированность экономики. Обменный курс белорусского рубля будет формироваться при минимальном непосредственном участии Национального банка исходя из спроса и предложения иностранной валюты под воздействием фундаментальных макроэкономических факторов. Национальный банк планирует проводить валютные интервенции в ограниченном объеме и только в целях сдерживания резких колебаний рублевой стоимости корзины иностранных валют.

Процентная политика в 2012 году будет направлена на достижение положительного уровня (в реальном выражении) процентных ставок в экономике как важного условия сохранности сбережений вкладчиков.

С учетом снижения инфляционных процессов ставка рефинансирования к концу 2012 года составит 20–23 процента годовых.

Для рыночного регулирования уровня ставки на однодневном межбанковском рынке Национальный банк продолжит использовать систему коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит овернайт и своп овернайт, депозиты по фиксированной процентной ставке в Национальном банке).

Кредитная эмиссия Национального банка будет осуществляться исключительно на рыночных условиях и на короткие сроки с использованием стандартных инструментов регулирования ликвидности банков.

Национальный банк продолжит работу по развитию и укреплению банковской системы.

Для повышения устойчивости функционирования и развития банковского сектора будет совершенствоваться система финансирования проектов, включенных в государственные программы. Наряду с деятельностью ОАО «Банк развития Республики Беларусь» по финансированию проектов, включенных в государственные программы, участие банков в таком финансировании должно осуществляться исключительно на конкурсной и добровольной основе.

Продолжится рост нормативного капитала банков до уровня, необходимого для покрытия принятых ими рисков. Важнейшей составляющей этого роста должно стать внесение средств инвесторами в уставные фонды банков.

Основным ориентиром совершенствования принципов и инструментов банковского надзора, в том числе пруденциальных требований и ограничений, будет использование международных стандартов и лучшей мировой практики в данной области.

Продолжится увеличение ресурсной базы банков посредством повышения эффективности их деятельности, привлечения средств национальных и иностранных инвесторов, кредиторов и вкладчиков.

В целях стимулирования деловой активности Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь продолжит формирование стабильного и эффективного финансового рынка путем совершенствования его инструментов, инфраструктуры, а также создания благоприятного инвестиционного климата.

Для повышения инвестиционной привлекательности банковской системы и объективности оценки финансового положения банков будет продолжена работа по сближению национальной системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в банках с международными принципами, правилами и стандартами.

В 2012 году будет обеспечено эффективное, надежное и безопасное функционирование национальной платежной системы.

Национальный банк Республики Беларусь продолжит работу по снятию валютных ограничений по операциям, проводимым между резидентами государств – участников Единого экономического пространства, а также по развитию и укреплению системы внутреннего контроля в банках в целях предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.

В 2012 году продолжится реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Союзного государства, а также банковских систем стран Евразийского экономического сообщества и других государств – участников Содружества Независимых Государств. Особое внимание будет уделено вопросам, связанным с функционированием Таможенного союза и Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также формированием и развитием соответствующей договорно-правовой базы. Продолжится взаимодействие Национального банка и банковского сектора Республики Беларусь с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Международной финансовой корпорацией, Европейским банком реконструкции и развития, Антикризисным фондом ЕврАзЭС, зарубежными центральными (национальными) банками по актуальным вопросам двустороннего сотрудничества.

Реализация денежно-кредитной политики, направленной на сбалансированное развитие экономики, должна создать условия для обеспечения устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе, повышения благосостояния и качества жизни населения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.