Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основная трудность учения об идеях

Отсюда следует вывод

Апофатическое рассуждение

Каковы свойства этого Единого?

Что значит быть единым?

Что значит быть многим?

Это означает не просто быть чем-то определенным, но и, в не меньшей степени, быть одним из членов множества, так как быть определенным, значит быть отличным от другого, причем такого другого, которое одновременно может быть как-то соотнесено с другим. Иными словами, аспект многого уже подразумевает аспект единства. В противном случае мы не могли бы дать определения сущности отдельной вещи (т.е. найти ее идею), поскольку любое определение подразумевает сопоставление свойств этой вещи с другими вещами, то есть нахождения не только различия, но и сходства. Вещь, которую ни по каким свойствам нельзя сравнить с другими вещами, окажется непроницаемой для нашего познания. А значит, вспомним парменидовский тезис о тождественности бытия и мышления, окажется за пределами бытия.

У единого тоже существуют два различных аспекта.

¨ Аспект первый: единое в соотношении со многим. Речь идет о том, что любое единство подразумевает единство многого. Всегда существует понятие, посредством которого многое соотносится между собой.

¨ Аспект второй: единое как единое, то есть исключающее любую множественность по определению, так сказать, единое само по себе. Это и будет идея Единого в чистом виде.

1) Единое подразумевает многое (это означает, что множественность идей оказывается просто иной стороной Единого, которое является онтологическим условием существования умопостигаемого космоса и вообще бытия всякой вещи в ее самотождественности).

2) Единое как само по себе (В качестве непричастного множественности Единое оказывается невыразимым в понятии, то есть,

  1. находится за пределами нашего познания
  2. оно находится за пределами бытия (трансцендентно ему), поскольку прибавление предиката бытия к Единому приведет к тому, что оно становится двойственным.)

Перед нами пример так называемого апофатического рассуждения: познания предмета с помощью выяснения не того, чем оно является, а того, чем оно не является, то есть отличается от всего остального.

Понятно, почему оно может именоваться Богом как причина, обусловливающая бытие как таковое. Благом же трансцендентное Единое называется потому, что для всякой вещи и всякого существа высшее благо заключается в том, чтобы быть и быть самим собой в самой высокой и совершенной степени.

Как видим, Платон весьма оригинально справляется с проблемой соотношения единого и многого, чего нельзя сказать о другой проблеме, связанной с объяснением того, как соотносятся между собой идеи и вещи чувственного мира. Дело в том, что любая идея существует в единственном числе, чего нельзя сказать о предметах чувственного мира. Например, идея человека одна, а людей много. Не может быть идеи единичного хотя бы потому, что единичные вещи чувственного мира являются преходящими, в отличие от вечных идей. Платон, впрочем, и сам прекрасно осознавал эту трудность, рассмотренную им в диалоге «Парменид». Эта трудность так и осталась без ответа и позднее станет основой для критики Аристотелем платоновского учения об идеях.

 

Космология ( диалог «Тимей»)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Иерархия идей: умопостигаемый космос | Аргументы в пользу бессмертия души
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.