КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Базовая модель портфельного анализа . Определение параметров матриц анализа портфеля продукции
СЕБ используется для позиционирования на матрицах анализа портфеля продукции. Портфельные стратегии. С точки зрения управления различными сферами деятельности и определения стратегического положения бизнес-подразделений выделяются различные портфельные стратегии. Портфельные стратегии выбираются на основе анализа портфеля продукции, который предполагает следующие шаги: Определение стратегических бизнес-единиц (СБЕ). В рамках разработки корпоративной стратегии большинство крупных диверсифицированных компаний выделяют в организационной структуре самостоятельные бизнес-единицы, которые имеют ярко выраженную специализацию, определенный круг поставщиков, потребителей и конкурентов. Каждая СБЕ должна быть реальной административно-хозяйственной единицей и по сути действовать как независимая фирма, отвечающая за конечный результат — прибыль в своей сфере деятельности. Стратегическая единица бизнеса – это:
В виде матрицы раскрывается двухмерное пространство оценки (см. рис..) – базовая модель. В нем размещаются отдельные единицы предприятия. Позиция отдельных единиц позволяет принять решения по выбору стратегии. Для этого необходимо определение параметров (измерения) матриц анализа портфеля продукции. Это нужно, чтобы иметь ясность в отношении сбора необходимой информации, а также для выбора переменных, по которым будет проводиться анализ портфеля. Например: измерение 1 (доля рынка), измерение 2 (рост доли рынка). В качестве параметров могут также использоваться “относительная доля рынка”, “издержки”, “прибыльность по отношению к лидеру” и др. Рис.. Базовая модель портфельного анализа Построение и анализ матриц (позиционирование СЕБ на матрицах) дает представление о текущем состоянии портфеля продукции фирмы, на основе которого руководство сможет сделать прогнозы по поводу будущего состояния матриц, и, соответственно, по поводу ожидаемого портфеля продукции фирмы. Определение желаемого портфеля продукции. Для этого руководство разрабатывает 4 возможных сценария динамики изменения матриц:
Разработка динамики позволяет уяснить, приведет ли переход портфеля в новое состояние к достижению фирмой стоящих перед ней целей. Примечание: Матрицы анализа портфеля продукции сами по себе не является инструментом принятия решения. Они только показывают состояние портфеля продукции, которые должны учиться руководством при принятии решения. Типовыми моделями портфельного анализа являются: BCG (Boston Consulting Group) см. тему 5 Примеры, стр.)– матрица Бостонской консалтинговой группы “доля рынка – темп роста”. матрица McKinsey / GE (General Electric) (см. тему 5 Примеры, стр.) –– матрица МакКинзи, многофакторная модель анализа стратегических позиций конкретных бизнесов. ADL-LC (Life Cycle) (см. приложение.) – матрица Артура Д. Литтла – многофакторная модель для стратегического анализа диверсифицированных компаний, а также инструмент стратегического управления, который обосновывает принятие решений по стратегиям отдельных бизнесов организаций. Модель Томпсона и Стрикленда (см. приложение). По оси Х оценивается конкурентная позиция бизнеса, по оси Y – динамика роста рынка. Примечание: Помимо приведенных моделей, в практике стратегического управления используются также модель Hofer/Schendel (она опиpается на четкое pазгpаничение pазличных уpовней стpатегического планиpования) и модель Shell/DPM (она является своеобразным развитием идеи стратегического позиционирования бизнеса, заложенной в основу модели BCG). Являясь простыми и эффективными инструментами стратегического управления, портфельные матрицы все же имеют ограничения. Ограничения модели BCG:
Ограничения модели GE/МcKinscy:
Пример: Для многопрофильных компаний существуют стратегии двух уровней-, конкурентная стратегия (деловая) для дочерних предприятий и корпоративная стратегия (КС) для компании в целом. Конкурентная стратегия определяет, как каждое дочернее предприятие может добиться конкурентного преимущества на соответствующем рынке. Сущность КС сводится к двум вопросам-, какие направления деятельности будут осуществляться и как головной офис будет руководить всеми этими направлениями через координацию стратегий и целей дочерних предприятий (1). Смысл руководства должен сводиться к превращению компании из набора различных видов бизнеса в единое целое, превышающее сумму направлений бизнеса до объединения. Оба эти вопроса могут решаться исходя из того, какой вклад компания может внести в получение конкурентных преимуществ ее предприятиями.
Подавляющая часть многопрофильных компаний на Западе уделяла гораздо больше внимания первому вопросу, чем второму. Для концернов первый вопрос более или менее ясен, поскольку направления деятельности выбраны давно и могут подвергаться лишь незначительной коррекции. Что касается второго вопроса, то ему большинство западных компаний уделяет слишком мало внимания. Для концернов же он нов, т.к. координацией стратегий предприятий руководство концерна еще не занималось. Координацию целей и стратегий между смежными предприятиями концерна призвана осуществлять горизонтальная стратегия, сформированная на основе взаимосвязей между предприятиями. Предприятия вынуждены будут пойти на некоторые затраты, будучи частью более крупного объединения — концерна. Это накладные расходы и возможные затраты, связанные с тем, что корпоративная политика налагает определенные ограничения на деятельность предприятий. И если концерн не компенсирует эти затраты, внеся свой вклад в получение предприятиями конкурентных преимуществ, то диверсификация станет источником неприятностей. Центральный вопрос для КС концерна состоит в использовании взаимосвязей между дочерними предприятиями с целью сделать концерн в целом более дорогостоящим, чем сумма дочерних предприятий в него входящих и наделить дочерние предприятия конкурентными преимуществами за счет вхождения в концерн. В отсутствие КС не существует серьезной аргументации в пользу эффективной деятельности концерна ни в настоящее время, ни в будущем
Разработка стратегии взаимозависимой деятельности должна быть в значительной степени централизованной, т.к. стратегии дочерних предприятий разрабатываются таким образом, что, как правило, учитывают только интересы этих предприятий. Данное обстоятельство затрудняет процесс реализации взаимосвязей между предприятиями. Таким образом, главная роль в реализации КС принадлежит центральному аппарату компании и без централизации значительной части управленческих функций добиться результата невозможно. Сложность формулирования КС концерна «Созвездие» состоит в том, что дочерние предприятия, вошедшие в его состав, давно работают в режиме абсолютной юридической самостоятельности и очень сомнительно, что они захотят расстаться с нею. Вхождение дочерних предприятий в концерн в значительной степени объясняется тем, что государство вынудило их к этому, т.к. активы большинства предприятий принадлежат государству. Кроме того, предприятия в какой-то мере рассчитывают получить через концерн государственные заказы. В связи с этим налаживание взаимосвязей между дочерними предприятиями наверняка будет встречать сопротивление с их стороны. Для преодоления этого сопротивления необходимо иметь в материнской компании корпоративный центр (КЦ), который должен осуществлять контроль, координацию конкурентных стратегий предприятий, налаживание взаимосвязей для получения синергетического эффекта в масштабах концерна. Все эти вопросы должны быть ядром КС концерна. Главная задача руководства концерна и КЦ должна состоять в создании взаимосвязей между дочерними предприятиями для увеличения их конкурентных преимуществ за счет гибкого использования ресурсов в виде навыков, опыта, инвестиций, запасов материальных ценностей путем их перемещения и координации их использования. Стоимость, создаваемая каждым из дочерних предприятий, должна превышать ту стоимость, которая могла бы быть получена, если бы данные предприятия функционировали вне концерна. Если в концерне не будет структуры, занимающейся контролем распределения ресурсов и координацией их использования, налаживанием взаимосвязей, то нет смысла разрабатывать КС, т.к. она превратится в простую формальность. Дочерние предприятия без эффективно работающего КЦ скоро начнут понимать, что вхождение в концерн ничего им не дает с точки зрения увеличения их конкурентных преимуществ, и это приведет к возникновению центробежных процессов. Для создания стоимости концерн должен уметь тем или иным способом вносить вклад в конкурентоспособность каждого дочернего предприятия. В рамках КС работа дочерних предприятий должна улучшаться благодаря тому, что они входят в концерн (2).
В связи с этим главной задачей КС концерна является не столько обеспечение загрузкой дочерних предприятий, хотя это тоже важно, сколько наделение их конкурентными преимуществами. Таким образом, КС концерна должна быть разработана на основе горизонтальной стратегии, координирующей цели и стратегии дочерних предприятий. При этом КС должна делать упор на партнерство предприятий. В отсутствие КС предприятия будут действовать в тех направлениях, которые они сами определили, что снижает, а вовсе не укрепляет возможности концерна. Еще один пример: Для одной организации, занимающейся дорожным строительством, как и для других компаний, работающих в данной отрасли, существенную проблему представлял сезонный характер их деятельности. Основные деньги зарабатывались летом, а зимой компания проводила кое-какие работы, связанные с содержанием дорог и заготовкой материалов на лето. После проведения стратегического анализа были намечены два основных направления диверсификации, одно из которых также имело сезонный характер, но находилось, как говорится, в противофазе. То есть в зимний период компания формировала из своих производственных подразделений мобильную бригаду и направляла ее на Север выполнять работы по отсыпке земляного полотна для одной крупной нефтяной компании. Другое направление деятельности, сулившее еще большие прибыли, было связано с жилищным строительством и обусловливалось возможностью для компании получить контроль над домостроительным комбинатом. Процесс разработки горизонтальной стратегии следует проводить по схеме. - • выявить все материальные взаимосвязи; • выявить возможные нематериальные взаимосвязи, рассмотреть те виды деятельности, где накоплены ценные знания, технологические секреты, опыт, но только те из них, что дают конкурентные преимущества; • выявить конкурентные взаимосвязи, выделить тех конкурентов, чьи схемы взаимосвязей не совпадают с соответствующей схемой компании; • оценить важность взаимосвязей с точки зрения их значения для получения конкурентных преимуществ; • •разработать стратегию, позволяющую создать и укрепить особо важные взаимосвязи.- • совместное осуществление всех видов деятельности; • диверсификация, которая должна укреплять важные взаимосвязи или создавать новые; • продажа предприятий, не участвующих в формировании важных взаимосвязей или затрудняющих их создание; • координация стратегий смежных предприятий. Концепция взаимоотношений государства и частного бизнеса, определяемая природой безопасности государства, детально изучена в трудах зарубежных ученых. С одной стороны, государство рассматривается как инструмент осуществления руководящей роли в этом союзе, с другой — провозглашается нейтралитет государства и равенство отношений двух сторон. Однако вопросы концессионных* отношений в Российской Федерации с точки зрения механизмов планирования в целях эффективного управления предприятиями в условиях развитого рынка нуждаются в системной разработке.
Для обеспечения баланса экономических интересов государства и участников корпоративных отношений (в том числе предприятий оборонного комплекса, рассмотренных в данной статье на примере ОАО «Концерн "Созвездие"») необходимо решить проблему планирования внутрикорпоративных резервов в сочетании с государственным контролем. *- «концессия» определяется как разрешение (процесс и договор) передачи государственных экономических полномочий крупным корпоративным образованиям с целью достижения эффективности в их управлении без нанесения ущерба региону и стране.
К концессионным механизмам планирования относим: процессы исследования потребностей рынка, использование новейших технологий в целях оптимизации финансирования предприятий, а также учет промежуточных состояний двойного подчинения менеджмента предприятий. Целенаправленное управление концерном возможно на основе производственной программы, положения которой могут быть адаптивными и гибкими и являются во временном масштабе более длительными. Комплексная производственная программа вытекает из государственной и общеорганизационной стратегии и ориентирована на потребителя. Основными составляющими обеспеченности программы развития концессий являются получение государственных заказов и инвестиций в срок, ожидаемое поведение потребителей, акционеров, вклад работников с точки зрения структуры их занятости. Выделены важные составляющие программы концессии: производственная политика с учетом внедрения сертификации продукции, процессов и персонала; кадровая, маркетинговая, финансовая, информационная политика, а также расширение базы НИОКР. Однако учтено, что в каждом дочернем обществе ОАО «Концерн "Созвездие"» существует свой план, поэтому реализация программы требует гибких подходов. Комплекс целей на предприятиях, придерживающихся стратегии предпринимательства (ОАО «Завод "Ревтруд"», г. Тамбов), учитывает усиление политики персонал-новаторства, развитие интеллектуально-индивидуальных качеств работников для участия их в управлении проектами; производственная программа, базирующаяся на стратегии динамического роста (ОАО «Рязанский радиозавод», г. Рязань) основана на быстрой реализации продукции; в организациях, придерживающихся стратегии ликвидности (ОАО «Алмаз», г. Ростов-на-Дону), используются наиболее оптимальные способы сокращения затрат и т.д. Выявлено, что за счет диверсификации, узкой специализации, корпоративных соглашений с другими организациями и с крупными многопрофильными структурами, производства высококонкурентной продукции, оперативных решений производственно-технологических проблем будут происходить по стоянные организационно- структурные и экономические преобразования на крупных хозяйствующих субъектах, требующих высококвалифицированных работников.
Упражнение: Выбор портфельной стратегии Ниже приведено описание трех стратегических единиц бизнеса (СЕБ) которое необходимо для проведения портфельного анализа (А, В и С – виды услуг): Таблица 1
ус.- единиц оказанных услуг Задание: Вам необходимо заполнить недостающие колонки таблицы, чтобы позиционировать стратегические единицы бизнеса на матрице Бостонской консалтинговой группы (в четырех квадрантах матрицы) и предложить стратегии развития СЕБ. По оси ординат наносятся годовые темпы роста рынка (в %). Целесообразно делить квадранты на уровне 10 %. Абсцисса показывает относительный удельный вес на рынке по отношению к конкурентам (в единицах). Отдельные СЕБ вносятся в координатную систему в виде кругов, площадь которых пропорциональна доле оборота стратегической единицы в общем обороте фирмы. Радиус определяется по формуле: Позиционирование СЕБ даст информацию о состоянии дел с программами ОУ и поможет Вам сформулировать рекомендации по их стратегическому развитию. Для выполнения задания отводится 4 акад. часа Органичность корпоративной стратегии По ходу изложения уже не раз упоминалось что, например, продуктово-маркетинговой стратегии необходимо быть глубоко и органично связанной со всеми другими стратегиями основных подсистем организации. Между корпоративной стратегией и ее оперативно-тактическим воплощением должен существовать эффективный органичный переход. Корпоративная стратегия как «разработка» обязана представлять собой органическую проектную целостность; а как долгосрочная программа конкретных действий она такую целостность и органичность должна являть миру практически; и т.д.
Именно поэтому надо акцентировать следующие две позиции. • Достижение действительно полноценной, т.е. всеохватывающей и сквозной, органичности стратегии как по всем ее подсистемам и элементам, так и во всех процессах ее развития — это обязательное существенное требование к стратегии современной организации. Практически в любой сфере бизнеса такое требование задается объективными тенденциями современной конкурентной борьбы.
• Начальная стратегия и в целом первичная модель стратегического управления любой организации должны быть достаточно эффективными. И при этом (причем в некоторых конкретных ситуациях — особенно) они могут! оставаться относительно простыми. Но в дальнейшем долгосрочная траектория движения современной организации должна определяться адекватным развитием ee общей стратегии. Стратегия организации под воздействием уже происходящих, а также возможных изменений неопределенной и постоянно усложняющейся внешней среды обязана сама не прерывно, гибко и адекватно изменяться; т.е. развиваться как относительно самостоятельная и действительно пол неценная органическая система. При выборе корпоративной стратегии необходимо также принять во внимание еще одну значимую составляющую - какой путь развития предпочитает глава компании и его ближайшее окружение. Личные ценности, надежды и идеалы могут и могут оказывать не менее важное влияние на итоговое решение, а потому мнение и желание руководства компании непременно должны войти в состав стратегического решения. И наконец, процесс выбора стратегии включает в себя и этический аспект, который в некоторых областях производства имеет весьма существенное значение И, поскольку неудачная реализация может свести на нет даже самое удачное и обоснованное решение, то необходимо специально рассмотреть процесс осуществления стратегии, который включает в себя ряд компонентов, имеющих преимущественно административный характер.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |