КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Матричная форма организации
Матричная форма организации относится к основным типам адаптивных структур. Предпосылкой к созданию организационных структур матричного типа служит рост интереса со стороны фирм к стратегиям, реализация которых связана с одновременным развитием нескольких одинаково приоритетных стратегических направлений. К таким направлениям стратегического развития могут относиться: функция, проект, продукт, потребитель, регион, сегмент рынка, технология, процесс. Отличительной особенностью такой формы организации является наложение специально созданных, временных целевых структур (например, проектных) на постоянную для данной организации функциональную структуру. При этом система подчинения носит двойственный характер: члены целевых групп подчиняются как руководителю временной проектной группы, так и руководителям функциональных отделов, тем самым нарушается классический принцип единства распорядительства. Матричная структура предполагает назначение менеджера на каждое из направлений стратегического развития, обеспечивая таким образом непосредственное руководство каждым из стратегически важных направлений и их включение в общую организационную схему управления.
В настоящее время получили распространение разновидности матричных структур, основанных на сочетании осуществляемых функций с территориальной структурой, типом потребителей, видом выпускаемой продукции. Возможен и вариант трехмерной рыночно-стратегической матричной структуры, например типа «продукт-функция-регион». Здесь предполагается: достижение ¨ экономичности использования ресурсов посредством функциональной стратегической ориентации; ¨ обеспечение конкурентоспособности, исходя из региональных специфических условий; ¨ активная политика в области продуктовой инновации.
Матричная структура при ее эффективном использовании дает организации возможность получать определенные стратегические преимущества: • достигается определенная гибкость, которая нехарактерна для функциональных структур; • создаются большие возможности координации родственных видов работ, что затруднено при дивизиональных структурах; • согласуются стратегические и текущие приоритеты; • полномочия и ресурсы распределяются внутри компании на основе принципа «лучше для всех»; • в диверсифицированных компаниях обеспечиваются стратегическиесоответствия на функциональной основе. Основной недостаток матричной формы организации заключается в том, что это сложноуправляемая организационная структура. При такой структуре управления много проблем возникает из-за наложения вертикальных и горизонтальных полномочий, что часто приводит к конфликтам, конформизму при принятии групповых решений. Из-за разделения ответственности менеджерам трудно действовать самостоятельно: решения нужно принимать с предварительным обсуждением и получив одобрение менеджеров, работающих в другой сфере. На установление таких связей, контактов и различные согласования уходит много времени и энергии. Существенным недостатком матричных структур являются и чрезмерные накладные расходы, связанные с ведением деловых операций и удлинением сроков принятия решений, что может привести к уменьшению доходов. Несмотря на возможные сложности, в некоторых случаях матричная структура в наибольшей степени способствует достижению корпоративных стратегических целей. В основном это относится к компаниям, которые нуждаются в раздельном управлении стратегически важными направлениями развития. Множественная организационная структура характерна для фирм, ориентирующихся на стратегию диверсификации. Такая структура может представлять собой большое количество децентрализованных бизнес-единиц, действующих как «центры прибыли», которые могут выбирать различные организационные формы, наиболее соответствующие их деятельности, внешнему окружению и потребностям различных СЗХ. Очевидно, что деятельность диверсифицированных компаний невозможно уместить в рамках какой-либо одной системы или структуры, поэтому руководство такой компании дает возможность руководству каждой входящей в ее состав стратегической бизнес-единицы выбрать ту структуру управления, которая ей больше всего подходит. Примером ранней множественной структуры является холдинг — компания, которая, владея акциями многих фирм, непосредственно не контролирует ни их стратегию, ни структурную организацию. Более поздним примером диверсифицированных многофункциональных структур являются конгломераты, концерны, финансово-промышленные группы (ФПГ), появившиеся как следствие интеграционных бизнес-процессов. Существенной проблемой эффективного управления множественными организационными структурами становится разделение управленческих функций, а также координация деятельности компании на корпоративном и бизнес-уровне. Необходимые координация, организационно-финансовое взаимодействие и выполнение вспомогательных операций (корпоративные службы) для групп, отделений и других бизнес-единиц могут обеспечиваться главной штаб-квартирой компании. В стратегическую роль штаб-квартиры входят следующие функции. 1. Быстрое реагирование и своевременный ответ на проблемы стратегического характера. 2. Определение стратегической ответственности для соответствующих бизнес-единиц, входящих в состав хозяйственного портфеля компании. 3. Составление набора СБЕ путем приобретения новых предприятий и избавления от бизнес-единиц, не отвечающих требованиямn общекорпоративного уровня. 4. Обеспечение перераспределения стратегических ресурсов между СБЕ. 5. Стратегическое развитие фирмы «изнутри» в противоположность поглощениям и слияниям. «Центры прибыли» - стратегические хозяйственные центры (СХЦ)
Другим механизмом координации, часто применяющимся при концентрической диверсификации, когда количество децентрализованных бизнес-единиц велико, является создание стратегических хозяйственных центров (СХЦ) как набора однопрофильных «центров прибыли». Это позволяет использовать выгоды стратегического соответствия между ними и действиями родственных хозяйственных подразделений. Концепция СХЦ, объединяющая связанные сферы деятельности компании, это, по сути, централизация однотипных действий на корпоративном уровне. В то же время следует учитывать, что при таком подходе добавляется еще один уровень управления. Главный критерий образования СХЦ внутри компании — эффективность развития по данному стратегическому направлению, что является одним из определяющих параметров организационной структуры в целом. Впервые в практике бизнеса концепцию выделения СХЦ применила фирма General Electric, объединив 190 бизнес-единиц в 43 СХЦ. В рамках реструктуризации фирма распределила свои отделения текущей коммерческой деятельности (группы заводов, сбытовые службы, конструкторские бюро и т. д.) между этими СХЦ, устранив тем самым двойную стратегическую ответственность, о которой шла речь выше. Интеграция различных форм организации в рамках единой структуры. Все рассмотренные организационные структуры имеют свои особенности, стратегические достоинства и недостатки, ограничивающие их практическое применение. Повторимся, что с точки зрения ситуации «лучшего способа» управления не существует, соответственно не существует одной оптимальной для всех стратегий структуры организации. Ни одна из перечисленных базовых организационных структур не может в полной мере обеспечить решения задач по реализации выбранной стратегии. Поэтому все типы рассмотренных структур обычно используются в комбинации, позволяющей устранять или минимизировать их недостатки применением двух или более типов организационных структур одновременно. Многие, особенно крупные, компании используют сложную структуру, состоящую из структур различных базовых типов и их модификаций. Кроме внешних факторов, влияющих на относительную эффективность того или иного типа организационной структуры, во внимание необходимо принимать и особенности внутренней ситуации, связанные со спецификой отдельных подразделений организации. Если одни подразделения организации функционируют в окружении, отличающемся от окружения других подразделений, то соответственно должны различаться и их структуры. Например, финансовая сфера деятельности, производственные подразделения организации в большей степени должны ориентироваться на использование преимуществ централизованных структур, а такие виды деятельности, как НИОКР или маркетинг, более эффективны в рамках децентрализованных структур.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |