КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сравнительная характеристика структурных особенностей базовых деловых стратегий
Сочетание разнородных структур при управлении различными видами деятельности в организации — отличительный признак лучших систем управления. Приведение организационной структуры в соответствие с деловой стратегией. При проектировании организационной структуры во внимание должны приниматься не только общие корпоративные стратегии развития организации, но и деловые стратегии, связанные с главной проблемой СБЕ — достижением конкурентного преимущества. Продолжим рассмотрение особенностей таких противоречивых базовых конкурентных стратегий, как лидерство по издержкам и дифференциация, но уже во взаимосвязи с требованиями, предъявляемыми к организационной структуре, способствующей их эффективной реализации.
Стратегия лидерства по издержкам ориентируется на стабильное окружение, где присутствуют эластичный спрос и предсказуемые конкуренты, а также на стандартизированную продукцию массового производства. Лидерство по издержкам через массовый выпуск продукции должно основываться на тщательно разработанной и высокоспециализированнойструктуре производства. Очевидно, что производство становится стратегически значимым видом деятельности. Характер выпускаемой продукции во многом определяет необходимую для снижения издержек организационную структуру. Стремление к эффективности требует рутинной работы, навыков в планировании производства, эффективных систем контроля, стиля управления, направленного на поддержание дисциплины и порядка, четко определенной иерархии и описания работ. Для такой ситуации в большей степени подходит организационная структура механистического типа, или, по определению Г. Минцберга, машинная бюрократия, в основе которой лежат ¨ стандартизация процессов, ¨ централизация решений ¨ и наличие взаимосвязанной системы обобщенных формальных правил, процедур, стандартов и норм поведения персонала (табл.). Таблица
Следует выделить две характерные особенности, которые должны быть учтены при проектировании структуры организации, придерживающейся стратегии лидерства по издержкам. Во-первых, поскольку в большинстве своем производственные процедуры однообразны, масштаб первичного контроля (норма управляемости) на уровне линейных руководителей может быть достаточно широким (до 50 работников). Другая особенность заключается в том, что для обеспечения производственного процесса, разработки процедур и систем требуется техноструктура (инженеры-технологи, инженеры по труду, нормировщики, контролеры качества и объема выпуска, плановики). Эта группа специалистов, занятых стандартизацией работы, является необходимой частью в структуре организации, ориентированной на массовое производство. Они имеют непосредственное отношение к производственной деятельности и наделяются штабными (аппаратными) полномочиями. Данная группа сотрудников не является частью линейного руководства организацией, и тем не менее, им отводится значительная роль в реализации стратегии минимизации издержек. Стратегия дифференциации, как уже было ранее отмечено, предполагает прежде всего удовлетворение изменяющихся потребностей, где основой является способность организации предвидеть эволюцию рынка посредством тщательного изучения потребностей и поведения потребителей. Отсюда стратегически значимым видом деятельности становится маркетинг, а постоянные инновации являются одним из критических факторов успеха. Существенным является и установление равновесия между различными функциональными областями организации, что подразумевает координацию деятельности НИОКР, производства и маркетинга. Приведение структуры в соответствие со стратегией дифференциации связано с двумя вытекающими из стратегических особенностей факторами: гибкостью и децентрализацией в принятии решений. Такие качества в определенной степени присущи адаптивным типам структур, описанным в табл. 7.4. Кроме того, по сравнению со стратегией лидерства по издержкам отпадает необходимость в стандартизации работ и подробном их описании, четком разграничении функций персонала и строгой управленческой иерархии. Соответственно, в организационную структуру не входит группа специалистов по разработке процедур и систем (техноструктура), средний управленческий уровень достаточно узок, топ-менеджеры непосредственно вовлекаются в деятельность проектных команд, сотрудники «первого ряда», близкие к проблемам потребителей и клиентов, могут свободно принимать решения. В структуру организации, ориентирующуюся на стратегию дифференциации, могут входить автономно работающие группы высококвалифицированных работников, которые формируются и переформируютсяпо мере реализации отдельных проектов (проектная структура). Перечисленные характеристики свойственны, с точки зрения классификации организационных структур по Г. Минцбергу, профессиональной бюрократии, предполагающей сочетание самостоятельности и высокого профессионализма работников (табл.). Литература: 1. Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 2. Коллис Д., Монтгомери С. Корпоративная стратегия. Ресурсный подход. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2007. 3. Владимир Штефан, Инна Штефан, Виктор Лутченко,/ Корпоративная стратегия крупной многопрофильной компании // журнал Экономические стратегии № 7/2008 4.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |