Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Денежные потоки. Финансовый профиль проекта




 

Показатели   Стадия
строительство освоение производство
1992 г. 1993 г. 1994г. 1995г. 1996г. ….
Производственная программа
    50% 75% 100%  
А. Приток наличности            
1. Доход от продаж            
2. Ликвидационная стоимость предприятия            
Б. Отток наличности            
1. Инвестиции в основной капитал (-)            
2. Вложения в оборотный капитал (-)            
3. Производственно-сбытовые издержки            
4. Налоги (-)            
В. Чистый денежный поток (Net Casp Flow - NCF) = приток наличности — отток наличности            
Г. Кумулятивный чистый денежный поток (Cumulative Casp Flow), т. е. нарастающий итог            
Д. Чистая текущая стоимость (NPV), т. е. дисконтированный чистый денежный поток            

 

Графическое отображение динамики показателя дисконтированного чистого денежного потока, рассчитанного нарастающим итогом, представляет собой так называемый финансовый профиль проекта (рис. 3.3).

Рис. 2.2. Финансовый профиль проекта

 

 
 

 

 


Такие обобщающие показатели, как интегральный экономический эффект, мак­симальный денежный отток, период возврата капитальных вложений, получают с помощью финансового профиля проекта наглядную графическую интерпретацию.

Кроме оценки экономических показателей при подготовке, принятии и реали­зации предпринимательских решений необходимо: уточнить цели расчетов; обеспе­чить использование предварительных результатов при проведении переговоров с поставщиками, покупателями, соисполнителями; принять во внимание результаты

расчетов при подготовке учредительных документов, контрактов, соглашений; подготовить решение о начале реализации проектов и т.д. Расчеты обычно служат следующим целям:

•отбор проектов для разработки и реализации (определяется, в какой бизнес вкладывать деньги, в какой отрасли работать, какие проблемы решать в процессе предпринимательской деятельности);

•выбор лучших альтернатив, т.е. лучших решений в рамках рассматриваемого проекта;

•установление цен на выпускаемую продукцию;

•выявление влияния проекта на эффективность деятельности.

 

В этом случае окончательные показатели проекта определяются только по результатам переговоров между заинтересованными сторонами. Приступая к та­ким переговорам, предприниматель должен уже иметь представление о потенциаль­ном эффекте проекта. Для этого следует провести предварительные расчеты на основе доступной в данный момент информации. В ходе переговоров некоторые исходные параметры проекта могут измениться, что повлечет за собой изменение значений обобщающих показателей.

Повышению надежности получаемых оценок в процессе технико-экономиче­ского обоснования служит так называемый анализ чувствительности, представляющий собой расчет зависимости обобщающих финансово-экономиче­ских показателей от тех или иных изменений исходных параметров проекта. Ина­че говоря, выявляются закономерности взаимосвязи обобщающих показателей с наиболее важными параметрами (размер предприятия, цены, условия кредитов, уровень дивидендов, уровень издержек производства в зависимости от техничес­ких условий производства, затраты на рекламу и сбыт, влияющие на спрос, и т.д.).

При использовании анализа чувствительности предприниматель имеет дело не с единственным вариантом обоснования, а с определенным набором значений для каждого показателя эффективности проекта в виде набора таблиц или графи­ков. Это усложняет алгоритм принятия решения, но позволяет учесть большее коли­чество факторов и условий реализации проекта и способствует снижению предпри­нимательского риска[28].

 

III. Составление бизнес-плана. Структура бизнес-плана.

 

Бизнес-план — это документ, составляемый на предмет получения средств для финансирования долгосрочных экономических мероприятий, а частности организации предприятия.

 

Он включает в себя следующие разделы:

1. описание фирмы;

2. маркетинговая стра­тегия;

3. сведения о конкурентах;

4. план производства;

5. организационный план;

6. юридический план;

7. кадровая политика;

8. риск и финансирование;

9. финансовый план;

10. страте­гия планирования и финансирования.

 

Рассмотрим подробнее содержание каждого раздела.

Описание компании. В этом разделе бизнес-плана необходимо кратко рассказать о характере деятельности, производственно-сбытовой и организационной структурах, финансовом положении и престиже фирмы. В частности, нужно указать:

•полное и сокращенное наименование фирмы;

•почтовый адрес фирмы, страну регистрации, номер расчетного счета в банке, название банка, номер телекса, телефакса и телефона;

•величину фирмы (крупная, средняя, малая) и размер акционерного капитала, активов, оборотов, объемов продаж;

•характер собственности фирмы (акционерное общество открытого или закрытого типа, товарищество с ограниченной, смешанной или полной ответственностью, единоличная, государственная фирма);

•характер капитала и контроля (национальный, иностранный, смешанный);

•год основания и пути развития фирмы (данные о крупных слияниях, поглощениях, реорганизации, изменении наименования и юридического статуса);

•сферу деятельности с указанием вида (промышленная, торговая, транспортно-экспедиторская фирма);

•ассортимент выпускаемой и реализуемой продукции, основные товары или группы товаров, направление специализации;

•номенклатуру экспорта и импорта, место фирмы на внешнем и внутреннем рынках, удельный вес в производстве основных товаров, доля в экспорте страны;

•банки, через которые фирма осуществляет свои операции;

•владельцев фирмы или материнскую компанию (для дочерних компаний), тип монополистического объединения, в которое входит фирма, и ее положение в нем, представительства фирмы;

•состав руководящих органов, организационную структуру аппарата управления, численный и персональный состав правления, фамилии главных администраторов фирмы, название производственных отделений фирмы, закрепленную за ними номенклатуру изделий;

•производственную и материально-техническую базу фирмы, число и местонахождение предприятий, их мощность, число и местонахождение сбытовых организа­ций, складов, станций технического обслуживания;

•число занятых в фирме с подразделением на основной промышленный персо­нал, вспомогательных рабочих, аппарат управления:

•основные показатели финансового положения и деятельности фирмы за ряд лет и последний год, в том числе акционерный или паевой капитал, активы (основной и оборотный капиталы), собственный капитал, объемы продаж, чистую прибыль, капиталовложения, кредиторскую задолженность и др.;

•важнейших контрагентов по выпускаемой и реализуемой продукции;

•принадлежность к национальным союзам предпринимателей;

•производственно-технические и прочие связи с другими фирмами (указать наименование фирм и формы связей).

Многие из этих сведений будут рассмотрены подробнее в других разделах, но такое дублирование коммерческой информации оправданно, потому что служит для косвенной проверки представленных сведений.

В описании фирмы необходимо кратко охарактеризовать проект, под который заемщик хочет получить кредит и конечную цель его реализации.

Стратегия маркетинга. Маркетинговую программу фирмы составляют на осно­ве: анализа маркетинговой среды; комплексного изучения требований потребителя к товару, конъюнктуры рынка, его емкости и рыночного спроса, системы ценообра­зования, форм и методов сбыта; оценки производственно-ресурсных и сбытовых возможностей фирмы; определения уровня конкурентоспособности фирмы на различных сегментах рынка.

Для реализации поставленных целей формулируется маркетинговая стратегия, определяющая действия фирмы в конкретных условиях предложения и спроса, складывающихся на рынке. Следует определить цели предпринимательской деятельности на определенный период. Они могут быть количественными (скажем, увеличение объема продаж на 20% или увеличение доли на рынке на 10%) и качественными (совершенствование организационной структуры управления, по­вышение престижа фирмы и т.д.). Цели должны быть непротиворечивыми и избира­тельными. Маркетологи пользуются методом построения дерева целей, который заключается в следующем: исходя из главной цели и для ее достижения формируется несколько уровней промежуточных целей.

Основой маркетинговой программы служат данные маркетинговых исследований, которые предполагают:

• изучение требований потребителей к свойствам продукта и набору сопутствующих продаже и потреблению услуг, определение уровня конкурентоспособности продукции;

•изучение экономической конъюнктуры, соотношения спроса и предложения;

•сегментацию рынка;

•анализ социально-психологических особенностей покупателей на конкретных рынков, мотивации решений о покупке.

Маркетинговые исследования включают в себя изучение вторичной информации (справочники, периодические издания и др.) и сбор первичной информации у потребителей товара путем опроса, наблюдения, эксперимента и имитации. На основе данных исследований предприниматель строит ценовую, ассортиментную и сбытовую политику.

Цена товара формируется под воздействием множества факторов: общественной цены производства, конкуренции, государственного регулирования цен, объема поставок, условий поставок, франкирования[29] цены и др.

Для выбора оптимального уровня цены пользуются специальными методами расчета - так называемыми прайсингами, позволяющими с достаточной степенью точности определить затраты на производство товаров и их соотношение с возможной прибылью при различных масштабах производства, реализации и уровнях, складывающихся на рынке цен.

Применяются различные варианты прайсингов, базирующиеся на расчете полных, усредненных, стандартных, прямых затрат или ценовой нормы прибыли. Выбор метода определяется достигнутыми масштабами производства и степенью монополистического контроля над производством и сбытом. Например, при использовании метода полных затрат, т.е. определении расчетной цены исходя из совокупности всех издержек производства и реализации товара, к которым добавляется определенная прибыль (фиксированная или переменная), фирма должна иметь полную гарантию реализации своего товара.

Описание ценовой политики следует подкреплять сметой затрат. Оно должно давать ясное представление о методе определения цены на товар или услугу, а так­же использовании надбавок или скидок.

Товарная политика состоит в повышении конкурентоспособности выпускаемой продукции, совершенствовании ее качественных характеристик в соответствии с запросами потребителей, создании новых товаров, оптимизации их ассортимента, удлинении жизненного цикла товара.

Необходимо охарактеризовать товар с точки зрения того, насколько его свойства отвечают функциям, которые он предназначен выполнять, каковы его эргономические, эстетические и экологические параметры.

Следует произвести позиционирование товара — определение особенностей, характерных черт, отличающих его от аналогичного товара фирм- конкурентов.

Оптимизация ассортимента может строиться по следующим направлениям:

•товарная дифференциация — выделение фирмой своих товаров и услуг в качестве особых, отличных от товаров и услуг конкурентов;

•узкая товарная специализация — работа в довольно узком сегменте рынка, ограничение сферы сбыта продукции;

•товарная диверсификация — значительное расширение сферы деятельности и производство большого числа не связанных друг с другом товаров и услуг;

•товарная вертикальная интеграция — расширение деятельности предприятия по вертикали (освоение производства или услуги по одной технологической цепочке, например сырьевых продуктов, базовых материалов, полуфабрикатов, деталей и узлов, а также сбытовых функций по одному товару или немногочисленной товарной группе).

В соответствующем разделе бизнес-плана необходимо указать, какой ассортиментной политики придерживается фирма и чем обоснован ее выбор.

Сбытовая политика — это организация сети оптовых и розничных магазинов, складов промежуточного хранения, пунктов техобслуживания и выставочных залов, определение маршрутов товародвижения, транспортировки, системы снабжения.

Используют три основных метода сбыта:

•прямой - производитель продукции вступает в непосредственные отно­шения с ее потребителями и не прибегает к услугам независимых посредников, что позволяет сохранить полный контроль за ведением торговых операций, сэконо­мить средства на оплату услуг- посредника;

•косвенный — производитель прибегает к услугам независимых по­средников, что повышает эффективность сбытовых операций, ускоряет окупае­мость затрат и оборачиваемость средств за счет оптовых операций;

• смешанный - в качестве посредника используются организации со смешанным капиталом, включающим как средства фирмы-производителя, так и фирмы-потребителя.

При планировании сбыта устанавливают каналы движения различных групп товаров на разные сегменты рынка, число уровней (участников) системы сбыта, правовой и организационный аспекты сбыта, интенсивность товародвижения.

Важную роль в системе сбыта играют сбытовые центры и склады, эффективность работы которых во многом зависит от месторасположения, оснащения, организации работы.

При выборе торгового посредника требуется осмотрительность и осторожность. Не лишним будет выяснить, какова его платежеспособность, не связан ли он с конкурентами. Следует отдавать предпочтение посреднику, специализирующемуся на продаже определенного круга товаров, причем такому, кто пользуется хорошей репутацией на рынке. Надо составить представление о материально-технической оснащенности фирмы-посредника. Если и после этого остались сомнения, лучше заключать пробные краткосрочные соглашения о посредничестве.

Коммуникационный компонент маркетинга включает в себя рекламу, стимулирование сбыта, сервисную политику.

В планировании рекламной кампании можно вычленить следующие этапы:

•определение объекта (товар или фирма), адресата (группа потребителей) и мотива рекламы;

•выбор рекламных средств и их оптимального соотношения, каналов распространения рекламы;

•составление рекламного сообщения, графика рекламных выступлений и сметы расходов на рекламу;

•расчет эффективности рекламы.

Параллельно разрабатывают систему мер стимулирования сбыта (скидки с цены, продажа в кредит, возврат товара, раздача бесплатных образцов товара и т.д.), сервисную политику (услуги по доставке и транспортировке товара и т.п.) и порядок технического обслуживания (предпродажное обслуживание, разработка каталогов и прейскурантов, придание продукции товарного вида после транспортировки к месту назначения, послепродажное обслуживание).

Важнейшим элементом коммуникационной политики является участие фирмы в выставках и ярмарках, которые позволяют потребителю увидеть товар в действии, составить представление о фирме, завязать контакты с ее представителями.

Конкуренты. В этом разделе бизнес-плана содержатся сведения о конкуренции в том сегменте рынка, где фирма собирается реализовывать свою продукцию,

Необходимо назвать основных конкурентов, охарактеризовать их финансовое положение, объем продаж, деятельность маркетинговых служб, а также дать оценку их продукции (основные характеристики, качество, дизайн, мнение покупателей, уровень цен).

Следует оценить конкурентоспособность собственной продукции с точки зрения соответствия общественной потребности, затрат на маркетинг и затрат потребителя на покупку.

План производства. В этом разделе дают обоснование плана производства товара или оказания услуг, указывают, какие для этого требуются ресурсы и чем располагает предприятие.

Характеристика производственно-ресурсных и экспортных возможностей фирмы охватывает внешние условия, определяемые в основном правовой базой, и внутренние условия, к числу которых относят: финансово-экономический потенциал фирмы, товарный ассортимент и конкурентоспособность, материально-технический потенциал (объем и качество производственных мощностей), научно-технический потенциал (число и оснащенность научно-исследовательских лабораторий, оперативность внедрения инноваций в производство, квалификация научно-исследовательских кадров), характер планирования и эффективность производственно-сбытовых и научно-технических прогнозов, информационную инфраструктуру.

Возможности фирмы сопоставляют с возможностями конкурентов. Характеризуя производственные мощности фирмы, следует произвести опись средств производства с указанием сроков приобретения, амортизации и износа, динамику их загрузки за последние годы (хроническая недогрузка мощностей свидетельствует о сложной ситуации на предприятии). Важным моментом является и моральный износ оборудования, поскольку он определяет конкурентные позиции предприятия. Особое внимание уделяется экологической безопасности оборудования.

При описании материально-технической базы предприятия надо рассмотреть порядок снабжения энергией, материалами, компонентами и сырьем, стабильность поставок, надежность поставщиков, продолжительность хозяйственных связей, географию сырьевых и других поставок. Следует указать, каковы энерго- и материалоемкость производства, возможности диверсификации источников сырья и материалов в целях обеспечения стабильной работы, провести сравнительный анализ эффективности привлечения независимых поставщиков или поставщиков, работающих на основе долгосрочных соглашений о сотрудничестве.

Оценивая научно-технический потенциал предприятия, целесообразно выделить важные области исследований, в которых научные работники фирмы добились успеха, затраты на НИР, соотношение собственных и закупаемых технологий.

Организационный план. Анализ организационной структуры фирмы важно начинать с рассмотрения схемы управления, которая позволяет определить основ­ные управленческие и исполнительные подразделения, функциональные и линейные связи между ними и соответствие организационной структуры стратегии фирмы.

Степень централизации и управления, гибкость и мобильность структурных модификаций, иерархия функций и принятия решений, стиль руководства и деятельности предприятия, приоритетные установки для персонала, символика, ритуалы - все эти аспекты требуют детального анализа.

Юридический план. В этом разделе фирмы должна представить информацию о правовых аспектах деятельности: учредителях и соучредителях; регистрации в исполнительных органах власти; уставе; составе руководящих органов; основном виде деятельности; характере собственности; обеспечении кредита (ценные бумаги, залог под материальные ценности, гарантия, поручительство, цессия); гарантах (поручителях); порядке решения юридических вопросов с поставщиками и потребителями.

Кадровая политика. Компетентность кадров, компьютерная грамотность, формы трудоустройства, численность основного, управленческого и вспомогательного персонала - вот главные моменты, на которые необходимо обратить вни­мание составителю бизнес-плана.

Риск и страхование. Оценка и прогнозирование риска в нынешней экономи­ческой ситуации приобретает особую значимость. Риск определяется масштабами и новизной проекта. Крупным начинаниям должен предшествовать тщательный расчет с использованием специального математического аппарата, теории вероятностей. Для небольших проектов можно ограничиться анализом риска с помощью экспертных методов. Важно предугадать все факторы риска, разработать меры по сокращению риска и минимизации возможных потерь. Чем глубже проработана эта проблема, тем легче завоевать доверие инвесторов.

Обеспечением кредита является страхование ответственности заемщика перед банком, выдавшим кредит, за полное и своевременное погашение кредита, считая проценты. Необходимо приложить договор о страховании проекта.

Финансовый план. Финансовые показатели вместе с планом маркетинга составляют основу бизнес-плана фирмы. Финансовый план обосновывает потребность предприятия в инвестициях и позволяет судить о том, насколько предлагаемый проект приемлем с экономической точки зрения.

Инвестирование в условиях рыночной экономики сопряжено со значитель­ным риском, и этот риск тем выше, чем больше срок окупаемости вложений, т.е. отношение вложений к ежегодным доходам. При выборе варианта инвестирования, как правило, руководствуются отношением суммы приведенных денежных дохо­дов к сумме приведенных денежных расходов (значением коэффициента прибыльности). Коэффициент этот должен быть больше единицы или равен ей.

Финансово-экономическое положение фирмы определяют: активы предприятия; основные производственные фонды и производственные мощности; количество и стоимость произведенной продукции; число и географическое размещение производственных и сбытовых отделений и филиалов; степень развития инфраструктуры предприятия; обеспеченность собственной сырьевой базой и источни­ками энергии и т.д.

Оценке подлежат также показатели общих расходов и доходов фирмы с разбивкой по статьям.

Финансовый план включает в себя несколько следующих документов.

Прогноз объемов реализации призван дать представление о той доле рынка, которую предполагается завоевать. Необходимо проанализировать спрос на товар или услугу, учесть насыщенность рынка.

Обычно, приступая к производству, фирма уже располагает сведениями о будущих покупателях, с которыми заключена предварительная договоренность о продажах, а также о поставщиках комплектующих изделий, если это необходимо. Поэтому прогноз реализации составляют на три года вперед, причем желательно для первого года провести разбивку по месяцам или кварталам.

При оценке доли рынка необходимо учесть возможные подвижки спроса и предложения, изменение цен и развитие конкуренции.

При планировании объема реализации надо определить то его минимальное значение, ниже которого лежит область убытков. Обычно для этого в литературе рекомендуют строить график безубыточности,

Баланс денежных расходов и поступлений позволяет оценить, сколько денег нужно вложить в проект до начала производства и по ходу его развертывания. Главная задача при составлении баланса заключается в проверке синхронности поступления и расходования средств, а значит, и ликвидности фирмы.

Таблица доходов и затрат включает в себя доходы от продажи продукции, издержки производства и обращения, суммарную прибыль от продаж, общепроизводственные расходы (по видам), чистую прибыль.

Сводный баланс активов и пассивов позволяет сравнить значения показателей финансовой устойчивости и платежеспособности, достигнутые на начало и конец отчетного периода, оценить общую стоимость имущества, оборотные и внеоборотные активы.

Стратегия планирования и финансирования. Это заключительный раздел, в котором необходимо охарактеризовать деятельность фирмы в ходе реализации проекта, указать, как будут расходоваться вложения, когда можно ожидать их полного возврата и доходов от реализации проекта.[30]

 

Приложение 3.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.