КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Неврозы
Неврозы - группа заболеваний нервной системы, характеризующихся нерезко выраженными функциональными нарушениями со стороны высшей нервной деятельности. Среди неврозов выделяют: неврастению; неврозы страха; истерические реакции; неврозы навязчивых состояний. Неврастения чаще возникает после перенесенных инфекционных заболеваний (менингит, коклюш, корь, ветрянка, дифтерия), травм (сотрясений мозга, воспалительных мозговых процессов), интоксикаций, при хронических заболеваниях. Также неврастения может появиться и при хронических заболеваниях пищеварительного аппарата (язвенная болезнь, колит, холецистит, болезни печени) и сердечно-сосудистых нарушениях. Неврастения возникает у людей со слабым типом нервной системы, склонных к тревожной мнительности и концентрации внимания на своих ощущениях. Большое значение имеют переживания, связанные с тяжелой домашней или школьной ситуацией. В основе невростенического состояния лежит слабость клеток коры головного мозга, вызванная нарушением их питания и внутриклеточного обмена под влиянием токсических воздействий, а также расстройств кровообращения. До известной степени этот процесс обратим, если он не является выражением прогрессирующй болезни. Для неврастении характерны раздражительная слабость в сочетании с повышенной возбудимостью, быстрым истощением и затуханием вызванных реакций. У детей наблюдаются длительные головные боли, расстройство сна и нарушения со стороны вегетативной нервной системы. Преобладают - тревога, раздражение, недовольство. Поведение характеризуется то вялостью, пассивностью, то двигательным беспокойством. Работоспособность нарушается вследствие ослабления внимания и повышенной утомляемости. В основе коррекционных воздействий центральное место принадлежит психотерапии и устранению травмирующей обстановки. Неврозы страха. В возникновении невроза страха большую роль играют факторы, поражающие центральную нервную систему (инфекции, интоксикации, травмы), а также неправильное воспитание ребенка в семье. Непосредственной причиной невроза страха могут быть остродействующие и длительные психические травмы (разлука с близкими, болезнь и смерть близких, неуспеваемость в школе и т. п.). Невроз страха, возникающий у ребенка под влиянием испуга, сопровождается иногда изменением сознания, двигательным возбуждением. У детей младшего возраста наблюдается страх одиночества. Одна из форм невроза страха - страх за жизнь и здоровье близких. Невроз страха у ребенка преодолевается более благоприятно, чем у взрослых. При перемене обстановки и правильном педагогическом и психотерапевтическом подходе болезненные симптомы быстро исчезают. Истерические реакции у детей имеют ряд отличительных особенностей. Наиболее частыми являются нарушения двигательной сферы: размашистые движения с обилием выразительных жестов. Отмечаются судорожные проявления в речи - истерическое заикание. Особое место занимают различные формы измененного сознания. Иногда эти расстройства сознания носят характер обморочных состояний. Истерические реакции развиваются у детей физически ослабленных, астенических, обидчивых, чувствительных, сознающих свою неполноценность. Нередко это бывают избалованные, единственные дети в семье. Истерические реакции развиваются также и у детей эмоционально возбудимых, неустойчивых, эгоцентричных, со стремлением к утверждению своей личности. Все эти особенности следует рассматривать лишь как готовность к истерическим реакциям, появление же самой истерической реакции связано с психической травматизацией и чаще возникает вследствие конфликтных переживаний у ребенка. При лечении истерии особое значение имеет психотерапевтическая и педагогическая работа, в процессе которой важно установить с ребенком контакт, заслужить его доверие, а затем постепенно включить его в коллектив, заинтересовать всем окружающим. Наряду с этим можно применять внушение, проводить психотерапевтические беседы. Иногда следует игнорировать истерические симптомы. После снятия истерических реакций в педагогической работе с такими детьми особую роль играют правильно подобранные методы работы и организации взаимодействия с окружающими взрослыми и детьми. Невроз навязчивых состояний чаще возникает у детей с особым складом характера, у которых с раннего возраста отмечаются страхи и боязнь (фобии) всего нового, а в школьном возрасте проявляется повышенная мнительность, боязнь заболеть, заразиться. Среди факторов, способствующих развитию неврозов навязчивых состояний, большое место принадлежит неправильному воспитанию: подавление самостоятельности ребенка, религиозное воспитание, суеверия, излишняя фиксация внимания на вопросах здоровья. Непосредственной причиной невроза навязчивости может быть острая психическая травма или длительная психическая травматизация. У детей чаще отмечается наличие навязчивых страхов: боязнь острых предметов, закрытых дверей, темноты, инфекции и т. д. Нередко у детей отмечается невроз навязчивых движений и действий. Педагогическая помощь при неврозах навязчивых состояний – сложная задача. Большое значение имеют психолого-педагогические мероприятия, правильный подход к ребенку, приобщение его к труду, включение в коллектив, создание прочных интересов.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |