КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Музыка эпохи средневековья — исторический период развития музыкальной культуры, охватывающий промежуток времени примерно с V по XIV век н.э
Лекция 3. Музыка эпохи средневековья В эпоху средневековья в Европе складывается музыкальная культура нового типа — феодальная, объединяющая в себе профессиональное искусство, любительское музицирование и фольклор. Искусство средневековья и вся духовная жизнь в эпоху феодализма определялась церковью. Главной сущностью и первоосновой мира считалось не материальное, телесное, плотское начало, а духовное начало (Святой Дух). Религиозная догматика очерчивала пределы нравственности, философии, литературы, архитектуры, а также музыкального искусства, которое было устремлено от земного, смертного (бренного), к вечному (как стены готического собора). Поскольку церковь господствует во всех областях духовной жизни, основу профессионального музыкального искусства составляет деятельность музыкантов в храмах и монастырях. Светское профессиональное искусство представлено поначалу лишь певцами, создающими и исполняющими эпические сказания при дворе, в домах знати, среди воинов и т. д. (барды, скальды и др.). Со временем развиваются любительские и полупрофессиональные формы музицирования рыцарства: во Франции — искусство трубадуров и труверов (Адам де ла Аль, Гильом де Машо), в Германии — миннезингеров (Кюренберг, Вальтер фон дер Фогельвейде). В феодальных замках и в городах культивируются всевозможные роды, жанры и формы песен (эпические, «рассветные», рондо, ле, виреле, баллады, канцоны, лауды и др.). Входят в быт новые музыкальные инструменты, в том числе пришедшие с Востока (виола, лютня и т. д.), возникают ансамбли (нестабильных составов). В крестьянской среде расцветает фольклор. Действуют также «народные профессионалы»: сказители, странствующие артисты (жонглёры, мимы, менестрели, шпильманы, скоморохи). Музыка выполняет главным образом прикладные и духовно-практические функции. Творчество выступает в единстве с исполнительством (как правило — в одном лице) и с восприятием. И в содержании музыки, и в её форме господствует коллективность; индивидуальное начало подчиняется общему, не выделяясь из него (музыкант-мастер - лучший представитель общины). Во всём царят строгая традиционность и каноничность. Закреплению, сохранению и распространению традиций и эталонов (но также и их постепенному обновлению) способствовал переход от невменной нотации, лишь приблизительно указывавших характер мелодического движения, к линейной нотации (Гвидо д'Ареццо, XI век), позволившей точно фиксировать высоту тонов, а затем и их длительность. Постепенно, хотя и медленно, обогащаются содержание музыки, её жанры, формы, средства выразительности. В Западной Европе с VI-VII веков. складывается строго регламентированная система одноголосной (монодической) церковной музыки на основе диатонических ладов (григорианское пение), объединяющая речитацию (псалмодия) и пение (гимны). На рубеже 1-го и 2-го тысячелетий зарождается многоголосие. Формируются новые вокальные (хоровые) и вокально-инструментальные (хор и орган) жанры: органум, мотет, кондукт, затем месса. Во Франции в XII веке образуется первая композиторская (творческая) школа при Соборе Парижской богоматери (композиторы Леонин, Перотин). В начале XIV века во Франции и Италии зарождается период в истории западноевропейской музыки ars nova. Аrs nova (в противоположность ars antiqa) – новаторское искусство. Его отличает усиленная работа над светскими жанрами (мотет, месса, рондо, баллада, виреле, качча, мадригал, и др.) В профессиональной музыке одноголосие вытесняется многоголосием, музыка начинает понемногу освобождаться от сугубо практической функций (обслуживание церковных обрядов), в ней усиливается значение светских жанров, в том числе песенных (Гильом де Машо). В Восточной Европе и Закавказье (Армения, Грузия) развиваются свои музыкальные культуры с самостоятельными системами ладов, жанров и форм. В Византии, Болгарии, Киевской Руси, позднее Новгороде расцветает культовое знаменное пение (Знаменный распев), основанное на системе диатонических гласов, ограничивающееся только чисто вокальными жанрами (тропари, стихиры, гимны и др.) и использующее особую систему записи нот (крюки). В это же время на Востоке (Арабский халифат, страны Средней Азии, Иран, Индия, Китай, Япония) формируется феодальная музыкальная культура особого типа. Её признаки — широкое распространение светского профессионализма (как придворного, так и народного), приобретающего виртуозный характер, ограничение устной традицией и монодическими (мелодия без аккомпанемента) формами, достигающими, однако, высокой изощрённости в отношении мелодики и ритмики, создание весьма устойчивых национальных и межнациональных систем музыкального мышления, объединяющих в себе строго определённые виды ладов, жанров, интонационных и композиционных структур (мугамы, макамы, раги и др.). Самым первым жанром, с которого берет свое начало вся профессиональная западноевропейская музыка является григорианский хорал (или григорианское пение) – традиционное унифицированное литургическое пение римско-католической церкви; сущность его — распев молитвословного текста, омузыкаленная молитва. Термин «григорианское пение» происходит от имени Григория I Великого (папа Римский в 590—604 годах), которому средневековая традиция приписывала авторство большинства песнопений римской литургии (церковной службы). В русском языке слово хорал используется многозначно (часто в смысле четырёхголосной обработки церковных песен лютеран, также в музыковедческих трудах — в словосочетании «хоральный склад» (подразумевается, 4-хголосный склад многоголосия), поэтому для обозначения богослужебного одноголосного пения католиков целесообразно пользоваться аутентичным средневековым термином cantus planus (что можно перевести как «плавный распев», «ровный распев»). Григорианское пение одноголосно, хотя в ходе исторического развития григорианский хорал лёг в основу полифонической многоголосной европейской музыки: от жанров органум и дискант - до мессы высокого Возрождения. По степени распева (богослужебного) текста григорианские песнопения подразделяются на: 1) силлабические (1 тон на слог текста). К этому типу относятся речитативные возгласы, псалмы и большинство антифонов церковного богослужения; 2) невматические (2-3 тона на слог) — преимущественно интроиты, коммунио и некоторые ординарные песнопения мессы; 3) мелизматические (неограниченное количество тонов на слог) — большие респонсории и мессы (т. е. градуалы), тракты, аллилуйи и др. По типу исполнения григорианское пение подразделяется на антифонное (чередование двух групп певчих, так исполняются, например, все псалмы) и респонсорное (пение солиста чередуется с пением ансамбля/хора). Ладово-интонационная основа григорианского пения — восемь модальных ладов, называемых также церковными ладами. Языковая основа григорианского пения — латынь; отдельные песнопения пелись на греческом языке, а в Хорватии и Чехии допускался также старославянский язык. Тексты брались в основном из латинской Библии (Вульгаты). В основных чертах григорианское пение сложилось на территории современной Франции, Южной Германии, Швейцарии и Северной Италии в VIII—IX веках В григорианском пении синтезированы древнейшие интонационные формулы восточно-средиземноморских музыкальных культур, элементы византийского, галликанского, амвросианского пения, фольклор германских и кельтских племен. Самые ранние рукописи григорианского пения (конец VIII века) содержат тексты, над которыми указывалось только направление движения голоса певчих. От IX века до нас дошли первые нотные рукописи. Первоначально григорианские хоралы записывалось при помощи безлинейной невменной нотации, на основе которой в XII веке возникла линейная квадратная нотация. К XII—XIII векам григорианское пение утвердилось от Британских островов до западно-славянских стран (Польша, Чехия). С XIII века богослужебное пение западных католиков получило название cantus planus (буквально «плавный» или «ровный» распев) — подразумевается, одноголосный распев с ненотированным ритмом. В позднем средневековье, в эпоху Возрождения, в музыке барокко и в XVIII—XIX веках cantus planus послужил тематической и конструктивной основой многоголосной музыки. В песнопениях появились мелодические обороты, существенно отличающиеся от первоначальных форм. Реконструкция аутентичных текстов и мелодий григорианского пения началась во второй половине XIX века усилиями французских ученых-бенедиктинцев в привела к появлению так называемых солемских (от Солемского аббатства во Франции) изданий градуала, антифонария и других обиходных певческих книг. К григорианскому пению примыкают также памятники средневековой латинской гимнографии — тропы, секвенции, строфические гимны оффиция и др. В Новое время особенно популярные распевы (Salve regina, Te Deum, Stabat mater и др.) использовались и вне богослужебной практики, некоторые из них (особенно часто Dies irae) приобрели символическое значение и широко внедрялись «светскими» композиторами в свои опусы. Начиная с 1980-х гг. предпринимаются попытки «исторических реконструкций» локальных традиций григорианского пения — амвросианской, мозарабской, беневентанской, староримской (например, интерпретации ансамбля «Органум» под руководством Марселя Переса). Григорианское пение используется также представителями популярной музыки (Enigma, Gregorian, Lesiem). Трубадуры или, как их часто называют, минестрели — это средневековые поэты и певцы, чьё творчество охватывает период с 11-ого по 13-ое столетия, а расцвет его приходится на 12-ый — начало 13-ого века. Искусство трубадуров зародилось на юге Франции, его основным центром являлась область Прованс. Трубадуры писали свои стихи на языке ок - одном из романских языков, распространённом на юге Франции, а также примыкающих к Франции районах Италии и Испании. Трубадуры принимали активное участие в социальной, политической и религиозной жизни общества, преследовались за критику католической церкви. К искусству трубадуров было близко творчество труверов. Возникнув на юге Франции в тех же исторических условиях, что и поэзия трубадуров, лирика труверов имела много общего с ней. Если говорить точнее, труверы испытали прямое и очень сильное влияние поэзии трубадуров в связи с интенсивным литературным обменом. Адам де ла Аль (1240— 1287), (или устаревший вариант де ла Галь, также известный под прозвищем Адам Горбатый) — французский трувер. Воспитывался в аббатстве Боксель, в Камбре. Принадлежал к духовному званию, но отказался от принятия сана. Уехал в Париж и поселился у графа Роберта II д’Артуа. В 1282 г. сопровождал графа в его поездке в Неаполь, где остался жить и пять лет спустя умер. Из творческого наследия Адама де ла Аля до нас дошли 36 одноголосных песен (шансон), 16 рондó, 5 политекстовых мотетов, не менее 18 песен-диалогов куртуазного содержания (куртуа́зный - учтивый, рыцарский). Куртуа́зность - система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен был обладать придворный в Средние века. Куртуазность касалась, прежде всего, правил поведения по отношению к женщине и выражалась в куртуазной любви. Эта средневековая концепция любви, согласно которой отношения между влюблённым и его Дамой подобны отношениям между вассалом и его господином, оказала значительное влияние на всю европейскую культуру вплоть до настоящего времени. Тибо IV Шампанский (1201—1253) граф Шампани (с 1225 г.), король Наваррский (с 1234 г) (Тибальдо I «Трубадур»), сын Тибо III Шампанского - трувер, французский поэт, автор большого количества произведений: лирических песен о любви с музыкальным аккомпанементом, автор религиозных поэм. Получил прозвище «принц труверов». Прославлял служение знатной Даме, которую современники отождествляли с Бланкой Кастильской, матерью Людовика IX. Гильом де Машо (1300 —1377) — французский поэт и композитор, являющийся важнейшим представитель эпохи Ars nova. С 1323 года был писцом, секретарём, а позже придворным короля Иоанна (Яна) Люксембургского (1296–1346). В 1337 Гильом де Машо занял должность каноника в кафедральном соборе Реймса, где служил до конца жизни. Во время эпидемии 1348–49 Машо переболел чумой, а позже перенёс тяжёлую двухмесячную английскую осаду в 1359–60 гг. Через Бонну Люксембургскую (дочь Иоанна) Гильом де Машо вошёл в высший свет французского общества, был знаком с её мужем Иоанном Добрым (король французским в 1350–64), их сыновьями Карлом V (король французский в 1364–80), Филиппом II Смелым (или «Храбрым»; основателем бургундской ветви дома Валуа). Эти и некоторые другие крупные французские аристократы, в том числе король Кипра Пьер II де Лузиньян, выступали заказчиками его поэтических и музыкальных сочинений. Филипп де Витри (1291—1361) — французский композитор и теоретик музыки, изменивший систему нотации и ритмики. Автор трактата «Новое искусство» (Ars nova), написал его между 1320 и 1325гг. н Как композитор известен мотетами, написанными по большей части в сложной полифонической технике. Родился на северо-востоке Франции (в Витри под Аррасом). Имел титул «магистр», преподавал в Парижском университете. в 1351 стал епископом. Служил при дворах Карла IV, Филиппа VI и Иоанна II, одновременно был каноником церквей в Париже, Клермоне, Бове. Много путешествовал, Миннезингеры — немецкие лирические поэты-певцы, воспевавшие рыцарскую любовь, любовь к Даме, служение Богу и сюзерену, крестовые походы. Лирика миннезингеров сохранилась до настоящего времени, например, в Гейдельбергской рукописи. Слово «Миннезанг» используется в нескольких значениях. В широком смысле понятие миннезанг объединяет несколько жанров: светскую рыцарскую лирику, любовную (на латыни и немецком) поэзию вагантов и шпильманов, а также более позднюю «придворную (куртуазную) поэзию». В узком смысле под миннезангом понимают совершенно конкретный стиль немецкой рыцарской лирики — куртуазную литературу, возникшую под влиянием трубадуров Прованса, Франции и Фламандии. Кюренберг — древнейший (середины XII века) из известных по имени немецких миннезингеров: его произведения датируются промежутком между 1150 и 1170. Происходит из местности близ Линца у Дуная. Сохранившиеся под его именем стихотворения, большей частью из одной строфы, отличаются народной простотой, женски-нежным чувством, сменяющимся иногда мужественной силой и энергией; влияние льстивого придворного духа на нём еще не сказывается. Часть его стихотворений написана старинным народным нибелунговским размером, в результате чего его некоторое время неосновательно считали автором песни о Нибелунгах. Вальтер Фон дер Фогельвейде (1160—1228) — знаменитый миннезингер. Принадлежал к рыцарскому сословию, но своей земли не имел. Только на склоне лет (1228) получил он от императора Фридриха II небольшой участок земли и возвестил об этом ликующей песней — «Есть у меня лен». В юности жил при австрийском дворе, где и научился стихотворству. Писал на австрийском диалекте. С 1198 начинаются его скитания от сеньора к сеньору в качестве министериала — служилого рыцаря. По-видимому он побывал и в Палестине. Исполнение собственных песен служило ему средством к пропитанию, как и прочим бродячим певцам, шпильманам и вагантам-голиардам. Гуго фон Монфорт (1357 —1423, Брук-ан-дер-Мур) — австрийский миннезингер эпохи позднего Средневековья. Гуго VII был графом Монфорт-Брегенц и Пфаннберг и занимал высокие политические посты. Свою политическую карьеру он сделал на службе у Габсбургов в качестве главнокомандующего войск австрийского герцога в Италии. Гуго писал песни, куртуазные стихотворные письма, а также политические и воспитательные речи в стихах. Сохранилось около 40 текстов Гуго фон Монтфорта. Поэт-дворянин считается одним из последних представителей миннезанга. Благодаря своему поэтическому дару Гуго стал самым известным представителем своего рода. В 1373 г. он женился на наследнице графского титула Маргарите фон Пфаннберг, и тем самым сновал штирийскую ветвь Монфортов и значительно расширил владения рода. Народная музыка (или фольклорная) — музыкально-поэтическое творчество народа. Она - неотъемлемая часть исторического процесса формирования и развития культовой и светской, профессиональной и массовой музыкальной культуры. На конференции международного совета народной музыки (нач. 1950-х гг.) народная музыка была определена как продукт музыкальной традиции, формируемой в процессе устной передачи тремя факторами - непрерывностью (преемственностью), вариантностью (изменчивостью) и избирательностью (отбором среды). Различают устную и письменную музыкальные традиции. Со времени развития письменных музыкальных традиций происходит постоянное взаимовлияние культур. Таким образом народная музыка существует на определённой территории и в конкретное историческое время, т. е. ограничена пространством и временем, что создаёт систему музыкально-фольклорных диалектов в каждой народной музыкальной культуре. Сложен и мало изучен вопрос о взаимосвязях народной музыки с музыкой религиозного культа. Религиозные песни, распространяемые в ряде культур, после частичной переработки и переосмысления становились частью народной музыкальной традиции (например, рождественские коляды в Польше, английские Christmas-carols, немецкие Weihnachtslieder, французские Nokl и т. п.).
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |