КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономические аспекты деятельности библиотек
Библиографический список 1. Давыдова, Л. Международное сотрудничество – реалии и перспективы / Л. Давыдова // Библиотека. – 2001. – № 10. – С. 58–60. 2. Дивногорцев, А. Л. Международные библиотечные связи России (октябрь 1917–июнь 1941гг): истор. очерк / А. Л. Дивногорцев. – М.: Пашков дом, 2001. – 152 с. 3. Кузьмин, Е. И. Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» / Е. И. Кузьмин // Библиотековедение. – 2004. – № 6. – С. 85–89. 4. Мелентьева, Ю. П. Открылся Российско-германский центр библиотековедения / Ю. П. Мелентьева, Г. Кратц // Библиотековедение. – 2001. – № 4. – С. 37- 38. 5. Мелентьева, Ю. П. Сотрудничество с немецкими коллегами развивается… / Ю. П. Мелентьева // Библиотековедение. – 2002. – № 2. – С. 42. 6. Полотовская, И. Л. Международное библиографическое сотрудничество: / И. Л. Полотовская // Полотовская, И. Л. Общее библиографоведение: отечественное и зарубежное: учебное пособие / И. Л. Полотовская. – СПб., 1996. – С. 74-82. 7. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех»: развитие междунар., регион., национ. информ. политики / сост.: Е. И. Кузьминг, М. Н. Усачеев, А.А. Демидов. – М.: Либерея, 2004. – 168 с. 8. ЮНЕСКО об информационном обществе: основные документы и материалы / Рос. нац. б-ка, Рос. библ. ассоциация, Рос. комитет Програмы ЮНЕСКО «Информация для всех». – СПб.: Рос. нац. б-ка, 2004. – 135 с. (Сокольская Л. В.) Термином «экономика библиотечного дела» обозначается реально существующая экономическая практика или хозяйствование, а также изучающая ее отраслевая наука. Экономика библиотечного дела представляет собой отраслевую науку, методологическая база которой строится на экономической теории более высокого уровня, например политэкономии, экономики народного хозяйства, экономики социальной сферы. Библиотечная экономическая наука обязана: оценивать возможный вклад библиотечного дела в развитие общества; помогать, исходя из потребностей общества в библиотечных услугах, в определении минимального объема и оптимального состава ресурсов, требуемых для библиотечной работы; подсказывать пути более полного, рационального использования этих ресурсов для того, чтобы обеспечить максимально возможный охват населения качественным библиотечным обслуживанием. 1. Более серьезное, конкретное обоснование экономической целесообразности коллективных форм пользования книгами (за счет экономии природных и иных ресурсов, рабочего и свободного времени людей и пр.). 2. Разработка методики определения потребностей в библиотечных услугах, составление прогноза их развития (по структуре и объемам) на будущее. 3. Уточнение с учетом этого прогноза целей и функций библиотек и связанных с ними организаций. 4. Выявление внешних и внутрисистемных факторов, влияющих на результаты библиотечной работы, использование библиотечных ресурсов, определение степени этого влияния. 5. Установление оптимальных размеров ресурсного обеспечения (капитальные и текущие затраты) для библиотек с учетом величины районов обслуживания, места в библиотечной иерархии и условий внешнего окружения. Предложения для разработки соответствующего федерального модельного стандарта и региональных стандартов ресурсной обеспеченности. 6. Разработка механизма хозяйствования, позволяющего лучше сочетать общественные интересы и личные интересы библиотечных работников, устанавливать фонд оплаты труда в зависимости от объема работы по обслуживанию и его качества. 7. Определение (уточнение) на перспективу приоритетов развития библиотечной системы и деятельности библиотек с целью более эффективного использования средств, выделяемых обществом на библиотечное дело. 8. Установление экономических мер по стимулированию деятельности региональных и муниципальных органов власти в библиотечном строительстве на местах. 9. Создание более совершенного, адаптированного к рыночным условиям механизма комплектования библиотек книгами и другими документами и актуализации информационного потенциала библиотечных учреждений. 10. Выяснение требований по эффективному использованию штата, приобретаемых библиотеками технических средств, фонда документов, помещений и оборудования. Выявление перспективных с экономической точки зрения технических устройств и технологий для приоритетного использования в библиотеках, а также программ подготовки библиотечных кадров. 11. Подготовка общероссийской методики анализа экономической эффективности на основе стоимостных измерителей и использование данных об эффективности при оценке работы библиотек и анализе предлагаемых проектов их развития. Финансирование библиотечного дела. В условиях остаточного принципа финансирования библиотечного дела в России, главной проблемой остается низкий уровень обеспечения деятельности библиотек: низкая заработная плата персонала, мизерное комплектование книжных фондов, недостаточная материально-техническая база. Основным источником формирования финансовых ресурсов общедоступных библиотек являются средства, полученные от учредителя в виде бюджетных ассигнований. Библиотеки финансируются из бюджетов тех органов власти, в ведении которых они находятся. По «Положению об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства» бюджетные средства поступают в библиотеки по установленным нормативам, величина которых регулируется соответствующими актами региональных органов власти. Уровни бюджетного финансирования – федеральный, региональный, муниципальный являются главными при распределении финансовых ресурсов при территориальном принципе формирования государственного бюджета. В последние годы, финансирование из средств федерального бюджета составило 0,62 до 1 % его расходной части и до 3 % расходной части местных бюджетов именно прямое бюджетное финансирование обеспечивает в среднем до 80 % доходов массовых организаций культуры в России, в том числе до 90 % доходов библиотек. Однако, как и прежде политика властей направлена на снижение бюджетного содержания отечественных библиотек. Разграничение же бюджетов всех видов (федерального, регионального, муниципального районного, городского округа, городского и сельского поселения) обрекает на нищенское существование массу библиотек низового звена, в особенности их комплектования, использования межбиблиотечного абонемента, развития материально-технической базы, кадрового обеспечения Сельские библиотеки. Только в системе Министерства культуры РФ сельские библиотеки составляют около 80 % от общего числа библиотек и обслуживают более чем 50 % населения страны. До 70 % сельских библиотек за год не получают не одной книги. С 2001 года, на протяжении восьми лет это положение в целом почти не изменилось. Прямое бюджетное финансирование в библиотечную подотрасль осуществляется через бюджетные ассигнования, поскольку услуги библиотек рассматриваются как чистое общественное благо, не имеющее по существу доходов от других форм деятельности. Косвенное финансирование массовых учреждений культуры включает многообразие формы и направления, среди которых: · налоговые льготы, которые могут выступать полной или частичной отменой выплат по отдельным налогам федерального и регионального уровня (на добавленную стоимость, на прибыль, земельный налог) и ряд местных налогов (по решению органов местного самоуправления); · предоставление льготных кредитов или кредитов под гарантию государства; · налоговые льготы для частных пожертвований, спонсоров, меценатов. Помимо средств учредителя финансовые ресурсы в российские библиотеки поступают в виде: целевого (программного) финансирования из бюджетов разных уровней «Культура России»; платежей за оказание услуг организациям по договорам; доходов от собственной предпринимательской деятельности; добровольных пожертвований (субсидий, средств, полученных по завещаниям, благотворительным взносам); кредитов банков и иных кредитных учреждений; штрафов и компенсаций за нанесенный библиотеке ущерб.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2889; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |