Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Западно-европейская социология

Философия и социология

Философия изучает жизнь человека в мире, пытаясь найти общие законы бытия. Социальная философия ставит вопросы о причинах возникновения общества, направленности его развития, границах человеческой свободы и т.д. Важнейшие части социальной философии - критика общественных и человеческих пороков, с одной стороны, и социальная утопия, с другой. Философские системы создали разные идеальные общества.

Религиозная философия - земное общество есть преддверие вечной жизни, в которой и наступит состояние совершенства. Земная жизнь задумана, как испытание для человека, поэтому она не может быть счастливой (христианство, ислам, буддизм).

Деистские концепции эпохи Просвещения видят в человеке мыслящее существо, которое организует жизнь на принципах разума. Под Богом понимается высшее начало, которое может совпадать с Высшим Разумом, Гармонией и т.д. Стихийно сложившееся общество неразумно, его необходимо сделать рациональным и гуманным.

Позитивистская философия восходит к идеалам Просвещения. Чтобы стать совершенным и счастливым общество должно резко поумнеть. Развитие научного мировоззрения, разоблачение суеверий, отказ от религии, ориентация на материальное начало в человеке - все это сделает общество совершенным и процветающим.

Философия Гегеля - общество это продукт развития всеобщего логического понятия- Мирового Духа. Чтобы быть совершенным оно должно соответствовать этому понятию и проявить заложенную в нем потенциальную рациональность.

Исторический материализм выделяет базис (производственные отношения), как основной фактор развития общества. Все общества несовершенны - в них господствует имущественное неравенство, основанное на частной собственности на средства производства. Изменение этого положения принципиально изменит жизнь. Совершенное общество неизбежно, но путь к нему ведет через революцию и насильственное обобществление собственности.

До 19 в. она развивалась в рамках философии из умозрительно-философской модели научного знания в рационально-опытную. Существенный вклад в ее формирование внесли естественные науки, географические открытия, технологические революции.

1. 17-18 вв. в философских теориях закрепилась идея о том, что общество это часть природы (естественное право -Аристотель, Цицерон, Гоббс, Бэкон, Локк), и его необходимо изучать естественно-научными методами. Разум стал высшей познавательной способностью человека. Эмпирическая достоверность научного знания (Декарт, Спиноза, Лейбниц) заложила основу культурной парадигмы Нового времени. Общая познавательная ориентация эпохи - на опыт и эксперимент с одной стороны, на разум и логику с другой. Дух естествознания овладел знанием гуманитарным. Ученые и философы пытались применять законы геометрии, механики, астрономии к обществу, что вызывало многочисленные противоречия и формализацию общественных закономерностей (Лаплас, Лавуазье, Галлей). Ньютоновские физики или просветители сравнивали общество с машиной (механическая модель общества), в которой каждый винтик выполняет свою работу (так трактовалось разделение труда, обмен, межличностные связи). Конкретные социологические исследования были продиктованы практическими потребностями управления - английские политические арифметики (Д.Граунт) заложили основы современной демографии, выработав методы количественных исследований социальных закономерностей. Эмпирические методы в исследовании социальных явлений в 18в. сформировали социальную физику - генетически ее метод стремился дать знания, которое по своим параметрам (доказательности, обоснованности, однозначности, воспроизводимости) приближаются к требованием естественно-научного знания.

· 19 в. социальные мыслители рассматривали социально-хозяйственную жизнь независимо от политики. Физиократы исходили из принципа автономии экономики по отношению к государству и праву. Однако, уже Руссо, подчеркнув значение экономических отношений собственности, подошел к решению проблемы социального неравенства в развитии общества. Конец19- н.20вв.: классические социологические теории. Они развивались из позитивистских и эволюционистских представлений, отражая более сложный уровень социальной рефлексии. В середине века социология стала самостоятельной дисциплиной - наука об обществе как целостной системе, о функционировании его элементов (социальных институтов). Развитие капиталистического общества и динамика социальных конфликтов требовали не только социально-философского, но и позитивно-политического объяснения социальных феноменов. Э.Дюркгейм- основоположник функционализма, великий французский социолог окончательно закрепил за социологией статус особой реальности, несводимой к реальностям естественных наук или психологии, разработал социологические понятия, которые актуальны и сегодня. В Германии социология развивалась опираясь на богатейшую философскую традицию- В.Дильтей и Г.Зиммель работали на стыке философии и социологии. О.Шпенглер разработал свою знаменитую типологию цивилизаций и констатировал начало кризиса европейского общества. Самая масштабная фигура- Макс Вебер. Он отстаивал объективность и нейтральность позиции социологи, недопустимость классовой точки зрения (оппонент Марксу), отстаивал значимость духовно-социальных феноменов (Маркс - базисные явления только экономические, остальные-производные), таких как религия или культура, невозможность тотального преобразования общества только на экономическом фундаменте. Исследовал природу власти, мировые религии и их влияние на типы экономической и социальной организации, бюрократии как социального феномена.

· Середина 20в.

· Современная западная социология

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социология и история | События августа 1991 г. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.