Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

События августа 1991 г. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР

Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 80-е гг.

Политика перестройки и гласности. «Новое политическое мышление».

 

В середине 80-х годов к власти в стране пришла группа молодых энергичных работников, ранее тесно сотрудничавших с Ю. В. Андроповым. В марте 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев. Совет Министров СССР возглавил Н. И. Рыжков. М. С. Горбачев и поддерживавшие его радикально настроенные политические деятели выступили с инициативой «обновления социализма». Суть «обновления общества» его инициатор М. С. Горбачев видел в соединении социализма и демократии, в установлении «лучшего социализма». В состав Политбюро ЦК партии были включены новые члены — лица, разделявшие идеи Генерального секретаря (Е. К. Лигачев, В. М. Чебриков, Э. А. Шеварднадзе). В числе секретарей ЦК находились Б. Н. Ельцин и А. Н. Яковлев.

Начало новому курсу было положено на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС. На Пленуме шла речь о необходимости качественного преобразования общества, о неотложности глубоких перемен во всех сферах его жизни. Были намечены направления развития народного хозяйства и социальной сферы.

Перестройка (1985 – 1991)курс на модернизацию советской системы посредством реформирования хозяйственных, социальных и идеологических структур.

Этапы перестройки:

1) апрель 1985 – лето 1988 года

Построение социализма с «человеческим лицом», выправление отдельных деформаций социализма с целью остановки разложения социалистической системы.

2) лето 1988 – 1991 год

Решительное реформирование экономической модели, государственной системы управления с целью преобразования социалистической системы.

Основные направления и мероприятия перестройки

1) Изменения в кадровой политике.

27-28 января 1987 года состоялся Пле­нум ЦК КПСС по вопросам кадровой политики, который признал необходимость осуществлять назначе­ние на должность при усло­вии поддержки кандидатом целей и идей перестройки. В результате происходит массовая замена и омоложение партийно-госу­дарственных кадров в Москве и на местах (за период 1985—1990 гг. было заменено 85% руководящих работ­ников ЦК КПСС, на республиканском уровне — до 70%) и усиливается роль местных руководителей.

2) Политика гласности.

Гласность – это открытая и полная информация о любой общественно значимой деятельности и возможность ее свободного и широкого обсуждения.

 

В 1986 году появились первые признаки гласности. Съезд Союза кинематографистов избрал новое руководство. Вышел фильм Т. Е. Абуладзе "Покаяние", ставший сенсацией в общественной жизни. Появились острые публикации в "Московских новостях" и в "Огоньке". В декабре 1986 года был возвращен из ссылки А. Д. Сахаров.

На Пленуме ЦК в январе 1987 года Горбачев заявил, что перестройка возможна только на основе демократии, и про­возгласил курса на глас­ность. После январского Пленума критические публикации в прессе стали значительно резче. В журнале "Огонек" систематически выходили статьи о преступлениях сталинизма, стали издаваться независимые (не официальных) газеты и журналы.

Стали публиковаться произведения эмигрантов и репрессированных писателей: Д. С. Мережковского, В. В. Набокова, В. Ф. Ходасевича, А. П. Платонова, Б. А. Пильняка, В. Т. Шаламова и др. В 1987-1988 годах в литературных журналах были опубликованы многие произведения, которые прежде не пропускала цензура: "По праву памяти" А. Т. Твардовского, "Реквием" А. А. Ахматовой, "Белые одежды" В. Д. Дудинцева, "Зубр" Д. А. Гранина, "Ночевала тучка золотая" А. И. Приставкина, "Дети Арбата" А. Н. Рыбакова, "Брестский мир" М. Ф. Шатрова, "Мы" Е. И. Замятина, "Жизнь и судьба" В. С. Гроссмана. Эти книги стали "локомотивами гласности", помогли преодолеть боязнь преследований за разоблачение тоталитаризма. Общество осознавало необходимость избавиться от "белых пятен" в своей истории.

На телевидении появились новые острые публицистические передачи, такие, как "Взгляд" и "Пятое колесо".

В сентябре 1987 года образованы при Политбюро ЦК КПСС Комиссии по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями 30—40-х гг. и на­чала 50-х гг. (руководитель — секретарь ЦК КПСС А. Н. Яковлев). В 1987 началась массовая реабилитация жертв сталинских репрессий, в т.ч. кулаков и участников оппозиции.

1 августа 1990 года издан закон «О печати», который означал переход от гласности к свободе слова.

Но в тоже время гласность привела к серьезному расколу в обществе. В марте 1988 года газета "Советская Россия" опубликовала статью ленинградской преподавательницы Н. А. Андреевой "Не могу поступиться принципами". Автор критиковала лидеров перестройки за утрату классового подхода и восхваляла И. В. Сталина. Статью Андреевой перепечатали многие местные газеты, по-видимому, по указанию Е. К, Лигачева, ведавшего в Политбюро идеологическими вопросами. Лишь спустя неделю после возвращения Горбачева из-за границы "Правда" опубликовала ответную статью "Принципы перестройки: революционность мышления и действий", подготовленную членом Политбюро А. Н. Яковлевым. Статья Андреевой была названа "манифестом антиперестроечных сил". После этого разоблачение Сталина в средствах массовой информации развернулось с новой силой. Зазвучала и немыслимая ранее критика в адрес В. И. Ленина, большевистской политики первых лет революции.

3) Реформа политической системы СССР.

Январский Пленум ЦК КПСС 1987 года принял решение о реформе политической системы. Депутаты Советов (от местных до Верховного) должны были избираться на альтернативной основе. Демократизация коснулась и внутрипартийной жизни (тайное голосование, альтернативные выборы членов парткомов и т.п.).

В обстановке растущего внимания общества к политическим вопросам стали спонтанно возникать новые, неформальные общественные организации.

Летом 1988 состоялась XIX партийная конференция. На конфёренции развернулись решительные споры между консерваторами и сторонниками дальнейшего расширения гласности и реформы политической системы. Конференция приняла решёние о формировании правового государства, о лишении партийных органов государственных функций, о расширении прав республик. Главным итогом конференции стало решение о созыве Съезда народных депутатов СССР. Съезд должен был состоять из 2250 депутатов. Депутаты должны были избрать из своей среды постоянно действующий Верховный Совет (544 депутата).

Изменения вносились и в избирательную систему: выборы в Советы всех уровней становились альтернативными, а не как прежде – 1 место = 1 кандидат.

Первые свободные демократические выборы народных депутатов прошли 26 марта 1989 года. Две трети депутатов избирались по одномандатным округам, одну треть избирали общественные организации, точнее, их центральные органы. Наиболее крупным было представительство КПСС - 100 человек. По нескольку десятков человек было избрано от комсомола, профсоюзов, Академии наук, по десять - от крупнейших творческих союзов. Своих депутатов избрали и различные общества (книголюбов, филателистов и т, п.). Кандидатов в территориальных округах регистрировали окружные собрания, которые отсеивали нежелательных. Всё это не позволяет считать выборы 1989 последовательно демократическими.

Избиратели, впервые получившие возможность сделать реальный выбор, проявили исключительную активность, причем нередко голосовали против действующей власти. Многие секретари райкомов и обкомов, избиравшиеся по территориальным округам, потерпели поражение.

1-й Съезд народных депутатов СССР начал свою работу в мае 1989 года. Его заседания транслировались по радио и телевидению в прямом эфире. Дебаты на съезде приобрели невиданную ранее остроту. Съезд избрал двухпалатный Верховный Совет. Председателем Верховного Совета был избран Горбачев. Однако на съезде сложилась группа депутатов, критически настроенных по отношению к курсу Горбачева и требующих более радикальных реформ.

В результате объединения демократически настроенных депутатов появилась Межрегиональная депутатская группа (МДГ), ставшая демократической оппозицией. Сопредседателями МДГ стали Б. Н. Ельцин, А. Д. Сахаров, Ю. Н. Афанасьев, Г. X. Попов.

На 2-м Съезде народных депутатов в декабре 1989 года МДГ потребовала отмены 6-й статьи Конституции СССР, провозглашавшей КПСС "ведущей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы". Но большинство съезда отвергло это требование, хотя согласно опросам общественного мнения его поддерживали более 50% граждан. За отмену 6-й статьи выступили многие органы печати. Это требование подержали участники забастовок, особенно шахтеры.

4) Реформирование высшей исполнительной власти.

В марте 1990 года на III Чрезвычайном съезде народных депутатов СССР был введен институт президентства. Первым Президентом СССР III Съезд народных депутатов избрал М.С. Горбачева. Многие демократические политики считали, что избирать президента следует всенародным голосованием. Но Горбачев, утративший значительную часть своей популярности, не захотел рисковать и предпочел быть избранным на съезде. Однако и на съезде он получил лишь около 60% голосов. На том же III Съезде народных депутатов в марте 1990 6-я статья Конституции СССР была отменена.

5) Формирование многопартийной системы.

В октябре 1990 года принят Закон «Об общественных объединениях», на основании которого с января 1991 года началась регистрация вновь созданных партий и движений.

Для новых партий было характерно:

Ø отсутствие массовой базы;

Ø элитарный характер членства;

Ø слабая организационная структура;

Ø антикоммунистическая направленность, оппозиционность КПСС.

Были созданы партии: Демократическая партия России (Травкин); ЛДПР (Жириновский); КП РСФСР (Зюганов); Социал-демократическая партия и др.

6) Реформирование КПСС.

В июле 1990 года на 28 съезде КПСС развернулась дискуссия о преодолении внутрипартийного кризиса. Партия переживала острейший кризис, катастрофически теряла влияние в массах. Начинается массовый выход из ее рядов. К 1991 году численность партии с 27 млн. человек упала до 15 млн. человек.

В партии появляются различные течения: социал-демократическое, центристское, ортодоксально-традиционалистское; и внутрипартийные фракции: Марксистская платформа, Демократическая платформа, Большевистская платформа.

В 1991 году с распадом СССР прекращает свое существование и КПСС.

 

Социально – экономические преобразования перестройки.

На апрельском Пленуме ЦК 1985 года была выдвинута задача ускорения социально-экономического развития страны. Считалось, что обеспечить ускорение позволит внедрение достижений научно-технического прогресса, особенно в области машиностроения. Предусматривалось серьезное изменение инвестиционной политики: сокращение дорогостоящего капитального строительства: ускорение технического перевооружения предприятий. Капиталовложения в машиностроение увеличились на 80%.

Приоритетными были объявлены социальные проблемы: строительство жилья, снабжение населения продовольствием, совершенствование системы здравоохранения и образования. Однако главное внимание по-прежнему уделялось производственной сфере.

Лишь немногие руководители КПСС понимали, что необходимо менять экономическую систему, и предлагали децентрализовать управление, расширить права предприятий, внедрить хозрасчет. Значительная же часть партийного и государственного аппарата полагала, что реформы вообще не нужны – достаточно укрепить дисциплину силовыми методами.

По существу, решения апрельского Пленума ЦК свидетельствуют о том, что в середине 1980-х годов новое руководство не имело продуманной программы реформ. Представления о путях преобразования экономики не выходили за рамки возвращения к хозяйственной реформе 1960-х, годов, а основное внимание уделялось технике и технологии. Более того, как и при Андропове, в начальный период пребывания Горбачева у власти многие проблемы предполагалось решить административным путем.

1985 – 1986 год – этап «улучшения социализма» на базе старых постулатов

Так, 7 мая 1985 года было принято Постановление ЦК КПСС и СМ СССР "О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма" и начата так называемая антиалкогольная кампания. Пьянство в стране достигло действительно критических пределов, но меры, принятые для его искоренения, оказались грубо-прямолинейными, неэффективными и имели крайне вредные последствия. Резко сократилось производство спиртного, в т.ч. не только дешевого низкосортного вина и водки, но и марочных вин. Были вырублены виноградники, разрушены винодельческие предприятия. У дверей винных магазинов, число которых резко сократилось, выстроились громадные очереди.

Антиалкогольная кампания привела к росту наркомании, токсикомании, потребления суррогатов спиртного. В обществе она была крайне непопулярна. Огромные потери понес бюджет: заменить доходы от продажи спиртного было нечем, поскольку обещания резко увеличить реализацию товаров народного потребления остались на бумаге.

Другой административной мерой явилось введение в мае 1986 года, госприемки. В отличие от контролеров ОТК (отделов технического контроля предприятий), работники госприемки не зависели от администрации и не были материально заинтересованы в выполнении плана.

Госприемка вводилась первоначально на 1500 важнейших предприятиях. Однако эффект от её введения оказался значительно ниже ожидаемого. Выполнение планов существенно снизалось, упали заработки. Руководство предприятий поспешило найти контакт с новыми контролерами, которые к тому же стояли на предприятиях на партийном учете. Просуществовала госприемка лишь год-два.

В 1986 году принято постановление ЦК КПСС «Об основных направлениях ускорения решения жилищной проблемы в стране»: каждой семье отдельную квартиру или дом к 2000 году. Однако отсутствие необходимого финансирования и ухудшение общей экономической ситуации в стране сделали реализацию этой программы невозможной.

В мае 1986 года было опубликовано Постановление ЦК КПСС и СМ СССР "О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами". Формально оно направлялось против крупных дельцов теневой экономики. На практике же главными его жертвами оказались кустари, мелкие торговцы, колхозники и горожане, которые выращивали фрукты и овощи на продажу.

19 ноября 1986 года – закон об индивидуальной трудовой деятельности положивший начало предпринимательству в стране.

1987 – 1989 год – этап либерализации экономики, введение элементов рыночной экономики.

Цель – соединить социализм с рынком.

Лето 1987 года – осуществление комплекса экономических ме­роприятий:

ü 30 июня 1987 г.— закон «О государственном предприятии (объединении)»: расширение экономической самостоятельности предприятий на прин­ципах хозрасчёта и самофи­нансирования, выбор их ру­ководителей;

ü развитие частного сектора в экономике (начиная с под­держки кооперативного дви­жения);

ü отказ от государственной мо­нополии внешней торговли;

ü сокращение численности министерств и ведомств и де­кларирование «партнёрских отношений» между ними и предприятиями;

ü переход от директивного пла­на к госзаказу

Предприятия получили правосамостоятельно расходовать свою прибыль, остающуюся после расчетов с государством. Допускались две модели хозрасчета. Первая из них предусматривала формирование прибыли после выплаты заработной платы работникам на основе нормативов. В этом случае величина прибыли, полученной предприятием, сказывалась лишь на размерах премий. Зато основная зарплата была работнику гарантирована. При второй модели хозрасчета зарплата зависела от полученной прибыли. Это позволяло резко поднять доходы работников, но создавало и значительный риск, т.к. при низкой рентабельности предприятий они могли остаться без зарплаты. Естественно, вторая модель хозрасчета была приемлема лишь для наиболее рентабельных предприятий.

Предприятия могли самостоятельно планировать свою работу, исходя из государственных заказов, контрактов, заключенных с поставщиками и потребителями. Они могли вести оптовую торговлю друг с другом, вместо того чтобы "выбивать" сырье, технику и оборудование через Госплан и Госснаб. Значительно расширилось число предприятий, имеющих право самостоятельного выхода на внешний рынок.

Реформа встретила противодействие экономических ведомств: Госплана, Госснаба, министерства финансов. Никто не выступал открыто против, но предлагались половинчатые, ограниченные меры, велись бесконечные согласования. Правительство рассчитывало переходить к оптовой торговле лишь постепенно, по мере накопления ресурсов и преодоления дефицита. На практике это вело к порочному кругу: оптовую торговлю невозможно было ввести из-за дефицита, а распределительное снабжение на основе фондов и лимитов как раз и порождало дефицит.

В процессе подготовки хозяйственной реформы выяснилось крайне тяжелое финансовое положение страны, не справившейся с бременем военных расходов. Огромные дотации: на производство продовольствия и др.социально значимых товаров позволяли удерживать низкиё розничные цены, но одновременно порождали колоссальный бюджетный дефицит.

Т.о., встал вопрос о реформе ценообразования. Но правительство не пошло на это из-за боязни непопулярных мер. Проведение коренной экономической реформы затянулось, сравнительно благоприятный для осуществления преобразований момент был упущен.

В июле 1988 года был опубликован Закон о кооперации, существенно расширивший возможности предпринимательства. Формально требовалось, чтобы все основные работы выполняли члены кооператива. Привлекать работников по договору м.б. лишь на вспомогательные операции. Но, как и в случае индивидуальной трудовой деятельности, это ограничение практически не соблюдалось.

Однако производственные кооперативы столкнулись с большими трудностями из-за сохранявшейся государственной монополии на сырье и ресурсы. Успешнее всего они действовали в торговле и общественном питании. Кооператоры самостоятельно устанавливали цены, которые превышали государственные в несколько раз. Многие кооперативы занялись посреднической деятельностью, сводившейся к скупке и перепродаже продукции государственных предприятий.

1987 год – признание равенства 5 форм хозяйствования: сов­хозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов, крестьянских фермерских хо­зяйств.

Ноябрь 1989 года – закон об аренде и арендных отношени­ях: право сельских и городских жителей брать землю в аренду в наследственное пользование

В 1989-1990 годах экономическая ситуация в стране быстро ухудшалась. Старая административная система управления лущилась, новая, рыночная, не создавалась из-за нерешительности властей. Антиалкогольная кампания, падение цен на нефть, расходы, вызванные аварией на Чернобыльской АЭС в 1986 году и землетрясением в Армении в 1988 году, вынудили правительство прибегнуть к иностранным займам. Государственный долг к 1990 году более чем вдвое превысил уровень 1985 года.

Стремительно исчезали товары первой необходимости, особенно дешевые. Товарный голод вел к ажиотажному спросу, ещё большее усиливавшему дефицит. На местах вводились карточки потребителя, призванные оградить местных жителей от конкуренции иногородних покупателей. В 1991 сахар, табачные изделия, водку даже в Москве можно было приобрести только по талонам.

1990 – 1991 год – этап углубления рыночных реформ.

Правительство Н. И. Рыжкова в 1990 году предложило программу преодоления кризиса, разработанную группой под руководством академика Л. И. Абалкина. Программа была рассчитана на постепенный переход к рынку в три этапа в течение 1991 – 1992 Переход к конвертируемости рубля, разрешение иностранных инвестиций предполагались лишь после 1993 года. Предварительным условием перехода к рынку авторы программы считали экономическую стабилизацию. Слабым местом этой программы было то, что она предлагала постепенно встраивать элементы рынка в сохраняющийся механизм государственного регулирования. Но именно это и привело экономику на грань катастрофы.

Одновременно группа молодых экономистов под руководством Г. А. Явлинского подготовила программу "500 дней". За этот срок предполагалось коренным образом реформировать экономику, провести приватизацию государственного имущества, отказаться от государственного ценообразования. Попытка согласовать обе программы не удалась. М. С. Горбачев, ставший в арте 1990 года Президентом СССР, отверг программу Явлинского и поддержал курс Абалкина-Рыжкова.

Ряд современных исследователей, в т.ч. либеральных рыночников, считают, что программа "500 дней" была утопичной. Однако отказ от нее Горбачева был вызван политическими факторами. Во-первых, программу поддерживало российское руководство во главе с Б. Н. Ельциным, с которым союзный центр во главе с Горбачевым конфликтовал. Во-вторых, эта программа требовала перераспределения полномочий от центра к республикам, на что Горбачев не соглашался.

В январе 1991 года новый премьер-министр В. С. Павлов (правительство Рыжкова ушло в отставку в декабре 1990) осуществил обмен 100- и 50-рублевых купюр на купюры нового образца. Проводился он в течение трех дней, суммы обмена были жестко ограничены. Формально эта мера направлялась против теневых дельцов, якобы накопивших огромные суммы в крупных банкнотах. На практике из обращения было изъято всего 5% той суммы, которая считалась избыточной. Оздоровить экономику это, конечно, не могло, и лишь усилило недовольство населения.

В апреле 1991 года правительство Павлова вдвое повысило все государственные цены (в торговле, на транспорте, в бытовом обслуживании и т.д.). Но механическое повышение цен, не сопровождавшееся реформой ценообразования, также не могло оздоровить экономику, оно лишь усилило и без того начавшуюся скрытую инфляцию.

К концу 1991 года экономическая ситуация в стране стала катастрофической. Страна готовилась к голодной зиме. Для преодоления этой ситуации требовались радикальные меры, которые неизбежно должны были вызвать тяжелые социальные последствия.

Межнациональные конфликты.

Рост гласности и политической самостоятельности масс на фоне сложной экономической ситуации в стране привел к обострению межнациональных отношений. Первое серьезное столкновение на национальной почве произошло в Казахстане в 1986 году, когда во главе республиканского ЦК вместо Д. А. Кунаева встал Г. В. Колбин, русский по национальности.

В 1988 году армянское большинство населения Нагорно-карабахской автономной области Азербайджана потребовало передачи области в состав Армении. В результате произошли армянские погромы в Сумгаите, а затем и в Баку. Между Арменией и Азербайджаном начался кровавый конфликт, переросший в войну. Центр и лично Горбачев, опасаясь, что передача Нагорного Карабаха Армении приведёт к цепной реакции изменения границ внутри СССР, поддержали Азербайджан, но действовали нерешительно.

В апреле 1989 года митинг в Тбилиси потребовал ликвидации автономий в составе Грузии и выхода республики из СССР. Против демонстрантов были брошены войска, применившие слезоточивый газ и саперные лопатки. 19 человек погибли, сотни были ранены. Эти события вызвали широкое возмущение по всей стране.

В 1989-1990 межнациональные столкновения произошли в Фергане, Оше, Душанбе, Сухуми...

Иную форму приобрели национальные отношения в Прибалтике. В ноябре 1988 года Верховный Совет Эстонской ССР провозгласил свое право приостанавливать законы СССР на территории Эстонии. Верховный Совет СССР признал этот документ незаконным. Народные фронты Эстонии, Латвии, Литвы, сформированные в 1988 году, выступили за восстановление государственной независимости этих республик. В ответ были созданы Интерфронты, объединившие преимущественно русскоязычное население Прибалтики.

1990 – 1992 годы – Гражданская война в Молдавии.

Все эти события требовали смены национальной политики государства. Первый съезд народных депутатов РСФСР, открывшийся в мае 1990 года, продемонстрировал недовольство политикой Союзного центра.

12 июня 1990 года на съезде была принята Декларация о государственном суверенитете. Суверенитет, то есть независимость РСФСР был признан естественным и необходимым условием существования российской государственности. Декларация провозгласила, что на территории РСФСР всей полнотой власти обладают республиканские органы власти; устанавливалось верховенство Конституции и законов РСФСР. Все законы СССР, вступающие в противоречие с республиканскими, теряли силу. Декларация стала основой для разработки новой Конституции, заключения нового Союзного договора и пересмотра республиканского законодательства.

Декларация дала толчок к провозглашению подобных Деклараций другими союзными республиками. В период с лета 1990 да зимы 1991 года почти все республики бывшего СССР приняли свои Декларации («парад суверенитетов»). Вслед за «парадом суверенитетов» в большинстве республик прошли выборы президентов. В России они состоялись 12 июня 1991 года: из 6 кандидатов на всенародном референдуме президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин (в это время он был председателем Верховного Совета РСФСР), что давало ему явные преимущества перед М.Горбачевым, избранным на съезде народных депутатов.

Между тем в республиках нарастало противостояние с центром. Они требовали себе больше прав и свобод, ширилось движение за выход из СССР.

В этой обстановке 17 марта 1991 года был проведен всесоюзный референдум о судьбе СССР: 76% проголосовавших высказались за сохранение Союза, но он требовал радикального реформирования. Поэтому после референдума Горбачев вносит предложение о разработке нового Союзного договора, который бы снял напряженность в межнациональных отношениях за счет предоставления больших прав субъектам Союза и значительного ограничения роли центра.

В апреле 1991 года состоялась встреча президента СССР Горбачева с руководителями РСФСР, Украины, Белоруссии, Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана, известная как встреча «9+1». Цель – совместный поиск политического компромисса на основе разработки и принятия нового Союзного договора. Впервые был констатирован факт, что каждая республика – это суверенное государство, а новый союз должен стать союзом суверенных государств. Заявление «9+1» положило начала так называемому новоогаревскому процессу.

В итоге к лету 1991 года появился проект нового Союзного договора, согласно которому новое объединение ССГ представляло собой конфедеративное объединение самостоятельных государств. Подписание этого договора было назначено на 20 августа 1991 года.

Эти планы вызвали резкое противодействие со стороны высшего партийного и государственного руководства. Пока М.С. Горбачев находился на отдыхе в Крыму, был составлен заговор, в который вошли вице-президент Г. И. Янаев, премьер В. С. Павлов, министр обороны Д. Т. Язов, глава КГБ В. А. Крючков, глава МВД Б. К. Пуго и ряд других деятелей. Уже к с августа 1991 года были подготовлены документы о введении чрезвычайного положения. Попытка заговорщиков, приехавших к Горбачеву, убедить его в необходимости ввести чрезвычайное положение, была им отвергнута. Тогда президент СССР был изолирован в своей резиденции в Форосе. Утром 19 августа было обнародовано заявление ГКЧП (Государственного комитета по чрезвычайному положению) о неспособности Горбачева исполнять обязанности президента по болезни. Президентские полномочия принял вице-президент Г. Янаев. ГКЧП приостановил деятельность политических партий, выход всех газет, кроме коммунистических, запретил митинги и демонстрации. Одновременно он обещал снизить цены (что было экономически невозможно) и выделить всем горожанам дачные участки. Крайне воинственны были внешнеполитические заявления ГКЧП. В Москве появились танки, был объявлен комендантский час.

Были отданы приказы об аресте Ельцина, других руководителей России, видных демократических лидеров. Елььцин, в свою очередь, специальным указом объявил действия ГКЧП незаконными и преступными, временно переподчинил себе силовые структуры СССР на территории России, отменил приказ о введении войск в Москву. Вокруг "Белого дома" - резиденции Президента и Верховного Совета России - собралась многотысячная толпа москвичей, были построены баррикады. На защиту российской власти встали и люди с военным опытом - десантники-афганцы, офицеры, бойцы ОМОНа, сотрудники охранных агентств. Многолюдные митинги противников ГКЧП прошли в других городах России. Войска вели себя неуверенно. От участия в штурме "Белого дома" решительно отказалось спецподразделение "Альфа". В этой обстановке лидеры ГКЧП не рискнули отдать приказ о штурме, опасаясь, что солдаты и офицеры введенных в Москву частей откажутся его выполнять. Утром 21 августа 1991 года начался отвод войск от "Белого дома". В этот же день состоялось заседание Верховного Совета России, который полностью поддержал действия Ельцина. Лидеры ГКЧП бежали из Москвы и направились в Форос. Горбачев заговорщиков не принял. С приездом в Форос вице-президента и премьер-министра России А. В. Руцкого и И. С. Силаева члены ГКЧП были арестованы. Горбачев вернулся в Москву, но реальная власть уже принадлежала российскому руководству во главе с Ельциным. Эти события в истории получили название путч. Августовский путч закончился бескровно, но его последствия оказались катастрофическими и для КПСС и для СССР.

Указом Ельцина деятельность КПСС и РКП на территории РСФСР была прекращена. Горбачев отказался от поста Генерального секретаря ЦК КПСС и распустил союзное правительство. ЦК КПСС принял решение о самороспуске. В собственность России перешло все имущество СССР на её территории, в т.ч. предприятия, Госбанк, Внешэкономбанк. Российскими стали союзные научные учреждения и вузы.

Путч резко ускорил процесс обретения независимости республиками. О своей независимости с началом путча объявили Эстония и Латвия, а сразу после его подавления – Украина. В конце августа их примеру последовали Белоруссия, Молдавия, Азербайджан, Узбекистан и Киргизия. (Литва и Грузия провозгласили государственную независимость ещё до путча)

Попытки Горбачева добиться заключения нового Союзного договора успеха не имели. В обстановке углубляющейся экономической катастрофы все республики надеялись, что поодиночке им будет легче обеспечить снабжение населения продовольствием и товарами первой необходимости.

8 декабря 1991 года президенты России и Украины Б. Н. Ельцин и Л. М. Кравчук, а также Председатель Верховного Совета Белоруссии С. И. Шушкевич встретились в Беловежской Пуще. Они подписали соглашение о прекращении существования Союза ССР и образовании тремя республиками Содружества Независимых Государств (СНГ).

21 декабря 1991 года главы одиннадцати государств – бывших союзных республик (кроме Прибалтики и Грузии) подписали Декларацию об образовании СНГ (встреча в Алма-Ате).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Западно-европейская социология | Декабря 1991 года Горбачев сложил полномочия президента СССР и ушел в отставку
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.