КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ю. Б. Гиппенрейтер
Тема 1 ТОМ 1 Под общей редакцией В. В. Петухова ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Имени М.В.ЛОМОНОСОВА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОСКОВСКИЙ Драматургия Особенность ВОВ, что художники творили на большом подъеме. Было создано не мало произведений со сложной судьбой. Перхин. Деятели русского искусства и М.Б. Рапченко, председатель всесоюзного комитета по делам искусств (1939-1948). Свод писем. М. 2007
Пастернак переводил Шекспира. Корнейчук «Фронт», пьеса напечатана в г. «Правда», значит имела полит. ценность. Показывает 2 генералов: Огнева (молодого) и Горлова (Старого). Конфликт завершается: брат Горлова приходит и сообщает, что Сталин решает так. Леонид Леонов «Нашествие». Роль Сталина в 1-ом варианте пьесы. А. Толстого драматическая повесть «Иван Грозный» имело сложную судьбу. 2 части: «Орел и орлица» и «Сложные годы». 3-ю написать не успел. Понимал, что надо отвлекаться на полит. требования, но в то же время оставался верен самому себе – защищал идею добра. (в трилогии «Хождение по мукам»). Толстой задумал написать произведение о том, каким Грозный был сложным человеком. Сначала обещал написать про социалистическое строительство, но тянул с этим. А потом объявили конкурс на написание исторической пьесы, выдвинули лозунг на реабилитацию Ивана Грозного, как строителя гос-ва. Толстой написал заявку, ее приняли, но началась война. «задача изобразить богатую русскую душу, сложный характер…» Ст-я: «в пьесе не показано прогрессивная преобразовательная роль Грозного». Пьесу запретили. Толстой стал бороться за показ ее на сцене. 30 марта 1943 г. г.»Известия» опубликовало письмо Толстого к Сталину: премию за «Хождения по мукам» 100 тыс.руб. жертвует на строительство танка и назвать его «Грозный». Ответ Сталина: благодарность и фраза «ваше желание будет исполнено». Человечность в образе Курбского (обращение к жене с просьбой беречь сыновей) Опера «Видения Ивана Грозного» - все жестокости Грозного показаны через его сны, 10 картин. «Не забудьте, иоан – мерзавец». Толстой решил опровергнуть это, показать драму сложного характера. Толстой вступил в конфликт с волей Сталина и победил. Пьесу разрешили ставить в одном театре. Исполнитель роли Грозного в Московском театре Николай Хмелев на генеральной репетиции умер от разрыва сердца.
УНИВЕРСИТЕТ _____________________________________________________________ ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
ТЕКСТЫ
«ВВЕДЕНИЕ» Москва 1997 Предисловие............................................................................................. 7 Тема 1. Общая характеристика психологии как науки 1. Основные значения термина «психология». Определения психики Гиппенрейтер Ю.Б. [Предмет психологии. Описание психических явлений]....................................................................... 12 Годфруа Ж. Происхождение слова «психология».................................. 14 Петухов В.В., Столин В.В. [Определение психики и сознания. Значение слова «психология»]........................................................ 15 Феофраст. Характеры.............................................................................. 17 2. Сравнение научной и житейской психологии, их Гиппенрейтер Ю.Б. [Особенности психологии как науки]..................... 19 Оллпорт Г. Личность: проблема науки или искусства?.......................... 27 Петухов В.В., Столин В.В. Сравнение житейской и научной психологии...................................................................... 35 3. Психология и практика. Отрасли психологии Годфруа Ж. Чем занимаются психологи?................................................ 40 Петухов В.В., Столин В.В. Отрасли психологии. Формы сотрудничества научной и житейской психологии........................ 47 Тема 2. Становление предмета психологии 1. Сознание как предмет психологии. Основные метафоры и свойства сознания Вундт В. Сознание и внимание................................................................ 52 Вундт В. [Психология душевных волнений]........................................... 68 Джеймс У. Поток сознания....................................................................... 83 Титченер Э. Два уровня сознания......................................................... 102 Содержание 2. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения. Гиппенрейтер Ю.Б. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения........................................................ 105 3. Поведение как предмет психологии. Основные понятия, Уотсон Дж. Психология с точки зрения бихевиориста....................... 116 Уотсон Дж. Бихевиоризм..................................................................... 120 4. Необихевиоризм. Активность и целостность Толмен Э. Поведение как молярный феномен...................................... 128 Толмен Э. Когнитивные карты у крыс и у человека.............................. 145 5. Неосознаваемые процессы и их классификация. Гиппенрейтер Ю.Б. Неосознаваемые процессы.................................... 151 6. Бессознательное: его проявления, отношение к сознанию Фрейд 3. Сознание и бессознательное................................................... 164 Фрейд 3. [О забывании]........................................................................... 169 Тема 3. Человек как субъект деятельности 1. Философские и психологические представления Роджерс К. «Быть тем, кто ты действительно есть».Точка зрения тераписта на цели человека.............................................. 186 Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия..................................... 203 Фромм Э. Психоанализ и этика.............................................................. 212 Мамардашвили М.К. Философия и личность....................................... 236 2. Понимание личности в широком и узком смысле. Джеймс У. Личность.............................................................................. 251 Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности.................................................................... 261 Леонтьев А.Н. Деятельность и личность.............................................. 267 Петухов В.В. Понятие личности. Функциональные различия природы и культуры...................................................................... 274 3. Общее представление о развитии личности Леонтьев А.Н. Формирование личности................................................ 285 Петухов В.В. Общее представление о развитии личности................... 295 Содержание Тема 4. Возникновение и развитие психики 1. Роль психики в биологической эволюции. Критерии Северцов А.Н. Эволюция и психика...................................................... 302 Леонтьев А.Н. Проблема возникновения ощущения............................ 323 Гальперин П.Я. Основные формы психического отражения. Объективные признаки психики................................................... 337 2. Элементарная (сенсорная) психика и инстинктивное Годфруа Ж. [Элементарные виды научения]......................................... 347 Леонтьев А.Н. Стадия элементарной сенсорной психики..................... 349 3. Перцептивная психика и индивидуально-изменчивое поведение Леонтьев А.Н. Стадия перцептивной психики....................................... 361 Леонтьев А.Н. Стадия интеллекта.......................................................... 366 4. Трудовая деятельность и возникновение сознания. Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных................... 374 Леонтьев AM. Условия возникновение сознания................................... 377 Петухов В.В. [«Трудный труд»: имитация трудовой деятельности]__ 384 Тема 5. Социокультурная регуляция деятельности 1. Строение сознания. Специфика коллективных сознательных представлений. Значение и личностный смысл Дюркгейм Э. Социология и теория познания......................................... 394 Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание................................................ 405 2. Высшие психические функции: понятие и основные Выготский Л.С. Инструментальный метод в психологии................... 416 Выготский Л.С. История развития высших психических функций...... 422 Леонтьев А.Н. Развитие исторического подхода в советской психологии................................................................. 438 3. Развитие сознания. Присвоение общественно-исторического Леонтьев А.Н. Проблема присвоения человеком общественно-исторического опыта............................................... 441 Леонтьев А.Н. Особенности формирования умственных действий..... 448 Леонтьев А./^.Соотношение внешней и внутренней деятельности..... 450 Содержание Тема 6. Строение индивидуальной деятельности человека 1. Понятие деятельности. Потребности человека, их свойства и специфика. Определение и функции мотива. Развитие мотивационно-потребпостной сферы Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии......................... 456 Леонтьев А.Н. Мотивы, эмоции и личность......................................... 464 Маслоу А.Г. Базовые потребности......................................................... 475 2. Макроструктура деятельности: действия и операции. Леонтьев А.Н. Общее строение деятельности...................................... 493 Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения...... 507 Петухов В.В. [Планирование и исполнение трудового действия: феномен врабатываемости в деятельность]................................ 513 3. Кольцевая регуляция и уровни построения движений Гиппенрейтер Ю.Б. Физиология движений и физиология активности............................................................... 517 Тема 7. Человек как субъект познания 1. Образ как категория психологии познания. Чувственная ткань Леонтьев AM. Образ мира.................................................................... 530 Леонтьев А.Н. Чувственная ткань сознания......................................... 542 Айзенк М. История когнитивной психологии........................................ 547 Петухов В.В. Основные определения собственно познавательных и универсальных психических процессов................................... 554 2. Феномены восприятия. Основные свойства Оллпорт Ф. Феномены восприятия....................................................... 560 Грегори Р. Неоднозначные фигуры. Рисование на плоскости.............. 568 Стрэттон Д. Перевернутый мир (Резюме).......................................... 575 Липер Р. Жена или теща (Резюме)......................................................... 578 Сийпола Е. Установка в восприятии (Резюме)...................................... 580 Уоллах X. Насыщение при восприятии движения. Творчество восприятия.................................................................. 581 3. Психологическая характеристика мышления. Образ и смысл Джеймс У. Мышление.......................................................................... 583 Кюлъпе О. Психология мышления........................................................ 590 Арнхейм Р. Визуальное мышление....................................................... 597 ПРЕДИСЛОВИЕ Курс общей психологии — фундаментальный для образования психологов любых специализаций, исследователей и практиков. Различный по объему, структуре и содержанию, он преподается на всех факультетах психологии университетов нашей страны и, разумеется, требует обеспечения полноценной учебной литературой. По давней традиции курс включает в себя характеристику предмета нашей науки, ее основных понятий, проблем и путей их решения, общее представление о человеке как личности, результаты исследований ее мотивационной и познавательной сфер. Однако при всем разнообразии тем — главное, что заботило в свое время основателей психологии, а сегодня необходимо для ее преподавателей: этот курс должен быть единым, целостным. Конечно, для этого нужен учебник. Но тогда он уже есть: в нашей стране — это созданный С.Л.Рубинштейном еще в 1930—1940-е годы учебник «Основы общей психологии», не теряющий актуальности и служащий действительной основой многим, более поздним учебникам, подготовленным обычно для педагогических институтов. Для студентов государственных университетов существует курс лекций Ю.Б.Гиппенрейтер «Введение в общую психологию», выдержавший уже два издания, а также ряд учебников по узким разделам курса. И все же создание единого университетского учебника по курсу общей психологии до сих пор остается проблемой. Однако освоение курса по учебнику — не единственная возможность: путь университетского психологического образования может (а подчас и должен) быть иным. Ведь основные понятия, проблемы, направления общей психологии, методы их решения обсуждаются как на лекционных, так и семинарских занятиях, взаимосвязанных, дополняющих друг друга. На семинарах, при подготовке к ним студенты могут изучать психологию по оригинальным работам, самостоятельно обращаясь к научной классике, значимым современным исследованиям, теориям, результатам. Так и возник в психологической практике особый жанр — книги для чтения (readings), названной сначала хрестоматией, а затем — просто сборником текстов для семинарских занятий. На факультете психологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова хрестоматии по общей психологии создавались под ру- 8 Предисловие ководством А.Н.Леонтьева, а затем Ю.Б.Гиппенрейтер в 1970-1980-е годы. При участии преподавателей, которые проводили тогда семинарские занятия на дневном отделении (и читали лекции на вечернем), получая тем самым в общем курсе свою специализацию, были подготовлены сборники текстов по психологии ощущений и восприятия, внимания, памяти, мышления, индивидуальных особенностей, личности, эмоций. Материалы из этой серии, переиздаваемой сегодня в значительно расширенных вариантах, используются в учебном процессе и по сей день, а значит входят, наряду с другими первоисточниками, и в настоящее издание. Наше собрание текстов есть первая попытка обеспечить учебной литературой прохождение единого, целостного курса общей психологии. История этого курса, как и настоящего издания, тесно связана с появлением и развитием в нашей стране системы спецотделений для обучения специалистов с высшим образованием. Становление факультетского спецотделения, которым с начала 1990-х годов руководил доцент кафедры возрастной психологии Р.О.Орестов, а сегодня — доцент кафедры психологии личности С.Р.Пантиле-ев, было достаточно бурным. Сначала студентов было немного (меньше, чем на вечернем отделении факультета), и им вполне хватало скромного по объему годового курса общей психологии при фактическом отсутствии учебных программ. Однако к середине 1990-х годов положение радикально изменилось, и заинтересованные, взволнованные слушатели (количество которых нередко превышает число поступивших на дневное отделение) выступили с требованием обеспечить курс общей психологии в объеме трех полноценных семестров и устранить дефицит учебной литературы. Эта задача была решена вовремя, и первое издание наших хрестоматий уже вышло в свет, хотя и небольшим тиражом, по существу — для служебного пользования. Однако необходимость в учебной литературе по нашему курсу остается острой, и настала пора повторить издание, исправив и дополнив его. Так случилось, что создание целостного курса общей психологии для спецотделения совпало с началом его становления и на дневном отделении факультета. Курс включает три крупных раздела (что, собственно, отвечает традициям), которые ранее именовались «Введение в психологию», «Психология личности», «Психология познания», причем бывали разными по объему, а два последних нередко менялись по очередности. Соответственно, наше собрание текстов разделено на три тома, в каждом из которых представлено по 7 основных тем. Том 1 — «Введение» — это первое серьезное знакомство с психологической наукой, ее спецификой как естественной и гуманитарной дисциплины, базовыми понятиями, методологическими принципами, практическими приложениями. Здесь рассматриваются основные варианты предмета психологии и — главное — различаются представления о человеке как субъекте деятельности, реальной жизни, общественной практики и субъекте познания, исследования окружающей действительности. Том 2 — «Субъект деятельности» — суть рассказ о личности в широком и узком смысле: от индивидуальных особенностей человека и эмоционально-волевой регуляции поведения до анализа Предисловие потребностно-мотивационной сферы, определяющей строение личности и возможности ее развития. Том 3 — «Субъект познания» — содержит результаты исследований психических процессов, как раз и связанных для многих с общей психологией: в нашем курсе мы разделяем их на собственно познавательные — ощущение, восприятие, мышление — и универсальные, которые обеспечивают любую деятельность — память, внимание, воображение. Перед вами — первый том нашего собрания текстов, пусть весомый и все же самый небольшой по объему, ведь его материалы слушатели спецотделения обычно проходят всего за три месяца. Каждая из 7-и тем представлена кратким содержанием соответствующих лекций, а сами тексты распределены строго по вопросам семинарских занятий, что организует подготовку к ним. Содержание данного раздела курса можно условно разделить так: если материалы первых трех тем (1 — 3) необходимы сегодня, по нашему мнению, любому специалисту с высшим образованием, то остальные темы (4 — 7) суть введение уже в профессиональную общую психологию, построенное главным образом — и это принципиально для создателей курса — на научных традициях факультета психологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова. Ключевые слова для тем 1—3: наука (1) — предмет (2) —• личность (3). Так, в теме 1 слушатели постепенно начинают отличать научные представления о психике и сознании от житейских, и это особенно важно для тех, кто уже получил иное высшее образование — естественное или гуманитарное: понимание специфики психологии может вызывать трудности, а то и возражения, подчас различные у представителей тех и других дисциплин. Тема 2 посвящена становлению предмета нашей науки — тех его вариантов, которые стали сегодня классическими: сознанию, поведению, неосознаваемым процессам, а также связанным с ними базовым понятиям, методам, проблемам, возможным принципам их решения. В теме 3 мы знакомимся с человеком как субъектом деятельности (и тем самым задаем основы второго раздела курса), пытаясь увидеть его разным — природным, социальным, культурным, но и единым — активной, противоречивой, преобразующей себя личностью. Особое место занимает здесь сопоставление философских и психологических представлений о сущности человека. Заметим, что данная тема подкреплена материалами, представленными в курсе лекций. Именно представление о человеке как природном, социальном, культурном субъекте определяет структуру следующих тем. Ключевые слова для них: психика и природа (тема 4) — человек и общество (5) — деятельность (6) — познание (7). В теме 4 раскрывается понятие психики, обсуждаются ее критерии, развитие в собственно природной среде, возникновение сознания в совместной деятельности людей, сравнительная характеристика психики животных и человека. В теме 5 выделяются принципы социокультурной регуляции поведения, ставшие, в частности, основой культурно-исторической концепции развития высших психических функций. Если в теме 4 специфика психологической науки определяется во взаимодействии (иногда — полемике) с биологией, этологией, то в теме 5 — с социологией, наукой об обще- 10 Предисловие стве. Тема 6 посвящена общепсихологической теории деятельности, знание которой необходимо нам хотя бы потому, что вместе с этой теорией (и шире — деятельностным подходом) отечественная наука вошла в психологический мир практически одновременно с гуманистической, когнитивной психологией и др. И наконец, в теме 7 человек предстает перед нами как субъект познания, хотя пока мы узнаем лишь основные определения и особенности собственно познавательных процессов (и это — введение в третий раздел курса). Следует признать, что отбор и сама структура материалов данного тома едва ли имеет определенного автора, так как многое здесь входило когда-то в лекционные и семинарские курсы основателей факультета — А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, П.Я.Гальперина — а затем — профессоров кафедры общей психологии О.К.Тихомирова, Ю.Б.Гиппенрейтер, В.А.Иванникова. Помимо ответственного редактора, читающего на спецотделении лекционный курс, и редакторов-составителей — Ю.Б.Дормашева и С.А.Капустина, в подготовке нашего собрания текстов фактически принимали участие Е.Е.Насиновская, А.А.Пузы-рей и другие преподаватели, ведущие семинары по общей психологии. Остается добавить, что наш целостный курс читается и на дневном отделении факультета, причем темы данного раздела — те же самые, поэтому настоящий том может быть полезен и для студентов. Впрочем, во многом он интересен всем, кто всерьез увлекается психологией как наукой. Возвращаясь к характеристике нашего собрания в целом, хотелось бы подчеркнуть, что оно не претендует на новизну и никак не конкурирует с другими хрестоматиями и сборниками текстов. Мы не стали обогащать тексты сведениями об авторах, а само издание, скажем, словарем основных терминов, развернутыми примечаниями, которые на данном этапе представляются нам излишними. Достаточно, что у слушателей есть необходимый для чтения текст, а у преподавателей — серьезный опыт работы по его обсуждению. Повторим: преимущество нашего издания — в другом. Если даже на дневном отделении узкие разделы общей психологии сочетаются подчас в любом порядке, то курс для лиц с высшим, но пока непсихологическим образованием должен сохранять внутреннее единство, целостность. Что же касается совершенствования подобных изданий, то нам представляется перспективным такое решение. Будущий университетский учебник по общей психологии, построенный на основе целостного курса, должен быть особым, включать в себя авторские лекции, сборники оригинальных текстов, подробные пособия к ним. Подготовка и издание такого учебника — трудная, долгая, но необходимая работа, в которой будет использовано и настоящее собрание, нужное нашему читателю уже сейчас. Желаем интересных открытий и учебных успехов в освоении психологии — одной из самых трудных и увлекательных наук! В.В.Петухов, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова Общая характеристика психологии как науки Различные значения термина «психология». Общее представление о психике и сознании. Из истории «донаучной» психологии. Психологическое знание в обыденной жизни. Примеры описаний индивидуальных психологических различий, способов поведения. Возможности обобщения типовых психических черт на примере классификаций темперамента. Психология и философия. Представления о душе в античной философии, их значение для современной психологии. Практическая и исследовательская психология. Становление научной психологии, общая характеристика ее предмета и методов. Сравнительные особенности житейского и научного познания в психологии. Психология как естественнонаучная и гуманитарная дисциплина. Уникальность психологической науки: человек как субъект познания. Взаимосвязь научной и житейской психологии, формы их сотрудничества. Отрасли психологии и критерии их выделения. Вопросы к семинарским занятиям: О Основные значения термина «психология». Определения психики и сознания. Описательная характеристика психических явлений. © Сравнение научной и житейской психологии, их взаимоотношение. Специфика научно-психологического знания. © Психология и практика. Отрасли психологии. О Основные значения термина «психология». Определения психики и сознания. Описательная характеристика психических явлений. [ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ. ОПИСАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ]1 Знакомство с любой наукой начинается с определения ее предмета и описания круга явлений, которые она изучает. Что же является предметом психологии? На этот вопрос можно ответить двумя способами. Первый способ более правильный, но и более сложный. Второй — относительно формальный, но зато краткий. Первый способ предполагает рассмотрение различных точек зрения на предмет психологии — так, как они появлялись в истории науки; анализ оснований, почему эти точки зрения сменяли друг друга; знакомство с тем, что в конечном счете от них осталось и какое понимание сложилось на сегодняшний день. Все это мы будем рассматривать в последующих лекциях, а сейчас ответим кратко. Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе» (тр. psyche — «душа»+ logos — «понятие», «учение»). В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика», хотя в языке до сих пор сохранилось много слов и выражений, производных от первоначального корня: одушевленный, душевный, бездушный, родство душ, душевная болезнь, задушевный разговор и т.п. С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» — одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись. Об этом мы будем говорить позже. Чтобы составить предварительное представление о том, что такое психика, рассмотрим психические явления. Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта. Что такое внутренний, или субъективный, опыт? Вы сразу поймете, о чем идет речь, если обратите взор «внутрь себя». Вам хорошо знакомы ваши ощущения, мысли, желания, чувства. 1 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 1998. С. 19—21. (Здесь и далее заголовки в квадратных скобках даны редакторами-составителями.) Гиппенрейтер Ю.Б. [Предмет психологии..,] 13 Вы видите это помещение и все, что в нем находится; слышите, что я говорю, и пытаетесь это понять; вам может быть сейчас радостно или скучно, вы что-то вспоминаете, переживаете какие-то стремления или желания. Все перечисленное — элементы вашего внутреннего опыта, субъективные или психические явления. Фундаментальное свойство субъективных явлений — их непосредственная представленность субъекту. Что это означает? Это означает, что мы не только видим, чувствуем, мыслим, вспоминаем, желаем, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим и т.п.; не только стремимся, колеблемся или принимаем решения, но и знаем об этих стремлениях, колебаниях, решениях. Иными словами, психические процессы не только происходят в нас, но также непосредственно нам открываются. Наш внутренний мир — эта как бы большая сцена, на которой происходят различные события, а мы являемся одновременно и действующими лицами, и зрителями. Эта уникальная особенность субъективных явлений открываться нашему сознанию поражала воображение всех, кто задумывался над психической жизнью человека. А на некоторых ученых она произвела такое впечатление, что они связали с ней решение двух фундаментальных вопросов: о предмете и о методе психологии. Психология, считали они, должна заниматься только тем, что переживается субъектом и непосредственно открывается его сознанию, а единственный метод (т.е. способ) изучения этих явлений — самонаблюдение. Однако этот вывод был преодолен дальнейшим развитием психологии. Дело в том, что существует целый ряд других форм проявления психики, которые психология выделила и включила в круг своего рассмотрения. Среди них — факты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления, наконец, творения человеческих рук и разума, т.е. продукты материальной и духовной культуры. Во всех этих фактах, явлениях, продуктах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому через них может изучаться. Однако к этим выводам психология пришла не сразу, а в ходе острых дискуссий и драматических трансформаций представлений о ее предмете. Далее мы подробно рассмотрим, как в процессе развития психологии расширялся круг изучаемых ею феноменов. Этот анализ поможет нам освоить целый ряд основных понятий психологической науки и составить представление о некоторых ее основных проблемах. Сейчас же в порядке подведения итога зафиксируем важное для нашего дальнейшего движения различие между психическими явлениями и психологическими фактами. Под психическими явлениями понимаются субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Под психологическими фактами подразумевается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики — ее свойств, функций, закономерностей.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |