КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВОПРОСЫ. Использование топливно-энергетических ресурсов
Использование топливно-энергетических ресурсов
Резервы использования при добыче очень существенны для нефти. Коэффициент нефтедобычи в России составляет 0,5. Это означает, что из недр извлекается не более половины нефти. Потери угля при добыче подземным способом (таким способом добывается 42% угля) составляют около 15 млн. т (12 % от добычи), при переходе к открытой добыче потери снижаются. В переработке газа (особенно попутного) используются не все полезные компоненты, например, теряется около половины гелия и две трети этана. В переработке и использовании угля серьезной проблемой является снижение его качества - повышение зольности и уменьшение калорийности, снижение устойчивости к дальним перевозкам. Выход из этой ситуации может быть найден в перспективе путем переработки угля в газообразное или жидкое топливо - синтетический аналог нефти.
Альтернативные варианты решения энергетических проблем
Современный энергетический кризис порожден, прежде всего, нерациональным использованием энергетических ресурсов и энергии, а не их нехваткой. Для перестройки энергоемкой структуры народного хозяйства на энергосберегающую структуру необходимо срочно заменять старые технологии на экономичные. Ярким примером такой экономии энергии может стать металлургический комплекс. По расчетам специалистов, широкое использование в металлургии энергосберегающего оборудования позволит сэкономить примерно 12% вырабатываемой энергии, что практически соответствует ее производству на всех АЭС. Таким образом, самые скромные оценки возможной экономии энергии в результате структурной перестройки народного хозяйства составляют 30%. Это означает, что при современном уровне добычи нефти, угля, газа, производстве электроэнергии при рациональных нормальных экономических структурах можно было бы увеличить эффективное энергопотребление почти на треть. Очевидны преимущества энергосберегающих вариантов и в области экологической безопасности.
1. Как ТЭК влияет на структуру экономики? 2. Как структура экономики влияет на ТЭК? 3. Какова в настоящее время структура топливно-энергетического баланса; какие его изменения возможны в перспективе? 4. В чем причины высокой энергоемкости продукции в России? 5. Какие меры можно противопоставить расширению добычи энергоресурсов? В чем состоит их экологический и экономический смысл?
ТЕМА 6. Финансирование мероприятий по рациональному природопользованию
Система экологических фондов
Основными источниками финансирования мероприятий по рациональному природопользованию являются: – собственные средства предприятий; – бюджеты разных уровней; – внебюджетные целевые фонды –экологические, страховые фонды, а также фонды экологической санации в процессе приватизации; – кредиты банков и др.
В последние годы расходная часть федерального бюджета на экологические цели составляла 0,4 – 0,6%. Если сравнить с тем, что на охрану природу необходимо тратить ежегодно 2 – 3% ВВП, то можно считать, что на экологические цели государство почти ничего не выделяет. По оценкам же специалистов, ресурсные платежи составляют 5% от доходов федерального бюджета, что в 25 раз превышает бюджетные расходы на охрану окружающей среды. Например, 40% налога за право добычи нефти идет в федеральный бюджет, 30% – в региональный и 30% – в местный. Но использование собранных средств в законодательстве не оговаривается. Размер платы за воспроизводство минерально-сырьевой базы взимается с предприятий, добывающих полезные ископаемые (2 – 10% от цены реализации сырья) и затем средства аккумулируются для финансирования геологического поиска и разведки, а также для работ по рекультивации нарушенных земель.
Создана единая система внебюджетных государственных фондов, объединяющая федеральный экологический фонд (ФЭФ), региональные (РЭФ) и местные (МЭФ) фонды. Экологические фонды формируются за счет: - платежей за загрязнение окружающей среды и складирование отходов; - штрафов; - дивидендов, процентов от вкладов, прибылей от долевого участия в деятельности предприятий и др.
Из всех собранных платежей за загрязнение окружающей среды 10% поступает в федеральный бюджет, а оставшиеся 90% средств, поступающие в систему внебюджетных фондов, распределяются так: 60% на мероприятия местного (районного, городского) значения; 30% – на уровне субъекта федерации и 10% – в федеральный экологический фонд (ФЭФ). Они являются целевыми фондами и могут расходоваться на строительство природоохранных объектов, внедрение экологически чистой технологии, развитие экологического образования, научные исследования и т.д.
В настоящее время ведущими источниками финансирования оказались экологические фонды. Но они не могут заменить бюджетное финансирование. В начале 90-х годов эти фонды смягчи падение инвестиций в природоохрану, но затем их эффект иссяк.
Одним из основных инструментов претворения в жизнь экологической политики является разработка и реализация межгосударственных, государственных и региональных экологических программ. Финансирование программ осуществляется также и за счет экологических фондов. В 1992 г. в РФ на различных стадиях разработки и реализации находилось около 150 программ в области охраны окружающей среды и природопользования. В основном они должны финансироваться из федерального экологического фонда. Но не все субъекты федерации перечисляют 10% средств в этот фонд и соответственно он не может в полном объеме финансировать эти программы. К тому же очень много нарушений в использовании средств экологических фондов разных уровней. Основной недостаток – нецелевое использование средств. Поиск более эффективных форм использования средств, поступающих в экологические фонды, в свое время в ряде регионов привел к процессу создания экологических банков (Экобанков). Такие примеры были в Саратове, Перми и в других городах.
В России более 90% прибыли в народном хозяйстве создается за счет природно-ресурсных отраслей, а чтобы доходы были и дальше, необходимо часть прибыли направлять на охрану и воспроизводство природных ресурсов, охрану окружающей среды. Сегодня же финансирование природоохранной деятельности совершенно недостаточно. Оно составляет менее 1% ВВП, тогда как ущерб от загрязнения природной среды составляет около 8% ВВП. Хотя во всем мире наблюдается тенденция к увеличению природоохранных затрат крупными компаниями, но доля государства в финансировании остается значительной (35—90%).
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |