КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система права
Право всегда существовало и функционировало как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой норм. Это означает прежде всего согласованность, упорядоченность, внутреннюю непротиворечивость правовых норм. Система права складывается из составных частей: отраслей (например, конституционное, гражданское и другие отрасли права) и институтов (гражданства, купли-продажи, наследования и т.д.), которые различаются по характеру регулируемых общественных отношений. Для знакомства с системой права рассмотрим ее задачи, функции, структуру и реализацию. Задачи права. Задачи права представляют собой разновидность социальных задач. Социальная задача — это необходимость осуществить в будущем определенную деятельность. В любом обществе существует огромное количество противоречивых задач, выдвигаемых разными группами населения. С помощью права общество формирует общие задачи, с которыми в той или иной степени согласно большинство его членов. Существует разное понимание задач права. Если основной задачей права считать защиту личности, то тогда мы исходим из идеи о том, что общество создано для человека, а не человек для общества. Если мы будем считать, что главной задачей права является защита интересов государства, то в таком обществе государство будет считаться высшей ценностью по сравнению с человеком. Видимо, основной задачей права является решение обеих этих задач — защита как человека, так и государства. Ученые по-разному объясняют необходимость права. Например, известный европейский правовед П. Сандевуар пишет, что в общественной жизни люди и группы людей могут проявлять не только миролюбие, склонность к сотрудничеству, симпатию и солидарность, но и эгоизм, жадность, жестокость, стремление к превосходству над другими, чрезмерную требовательность и даже злонамеренность — хищническое в своем роде поведение. Таким образом, общественная жизнь не всегда представляет примеры альтруизма и благородства, превращаясь в арену проявления желаний, интересов, конкуренции, стремлений к власти и господству. Право существует для того, чтобы обуздать людей эгоистичных, жадных и жестоких по отношению к другим людям, а иногда даже несознательных и преступных. Право существует и потому, что сплоченность групп людей, общественный прогресс и само выживание человеческого общества требуют энергичного и всеобщего принуждения. Право, по словам П. Сандевуара, — это «отчасти тот хлыст, которым служитель щелкает в зоопарке». Видный французский юрист Мишель Виралли отмечает, что право — чрезвычайно сложный механизм, нечто необъятное, устрашающее, принуждающее и даже притесняющее, но одновременно, с другой точки зрения, успокаивающее и защищающее. Право — лицо общества, подавляющее индивида и помогающее ему. Право — это весьма сложное понятие для изучения, и чтобы проникнуться им, нужны годы тяжелого труда. Как только отношение между двумя лицами может стать объектом рассмотрения со стороны третьего лица, которое решает спорные вопросы, это означает, что данное отношение из области нравов перешло в несколько неопределенное царство права. Важнейшей задачей права является упорядочение деятельности индивидов — членов общества — путем установления норм, или правил поведения, которые они должны соблюдать при реализации различных социальных связей. Право есть метод организации общества, нацеленный на снижение социальной напряженности и устранение конфликтов. Право призвано учреждать и поддерживать такой социальный порядок, который налагает на индивидов и социальные группы определенные обязанности, одновременно гарантируя им правоспособность и конкретные права. Основная задача права — формально установить равенство людей; обеспечить им возможность осуществить свое право; признать людей одинаково ценными для государства и в государстве. Если эта задача не достигается, то в обществе начинает действовать закон силы. Функции права. Под функцией права понимаются основные направления воздействия норм права на общественные отношения, поведение, сознание людей. Правовые нормы выполняют в обществе следующие функции: 1) регулятивную, которая состоит в упорядочении общественных отношений. Важнейшим средством регулирования общественных отношений является договор. 2) охранительную, заключающуюся в установлении меры ответственности за превышение прав, неисполнение обязанностей. 3) гуманистическую, которая выражается в том, что право смягчает возникающие в обществе социальные противоречия и конфликты; 4) воспитательную, отражающуюся в подготовке подрастающего поколения к восприятию существующих в обществе ценностей и идеалов; 5) идеологическую, в рамках которой право способствует формированию в общественном сознании представлений о необходимых и желательных принципах и правилах поведения. Структура права. Выражается в единстве и согласованности составляющих его норм, а также в их дифференциации на отрасли и институты. Отрасль права — главное подразделение права, большая группа правил поведения, регулирующих какой-то вид общественных отношений. Основными отраслями права являются конституционное, гражданское, уголовное, административное, трудовое право и другие отрасли права. Основные нормы отрасли права закрепляются в кодексах законов. Кодекс — весьма распространенная форма федерального закона. В переводе с латыни кодекс означает — книга. В юридическом смысле кодекс — систематизированный свод актов, правил и норм, который одинаково регулирует сферу общественных отношений. Кодекс — основной законодательный акт. Нормы кодекса являются приоритетными при регулировании отношений нормами смежных отраслей. Перечень основных кодексов российского права приведен ниже. Основные кодексы российского права Гражданский Уголовный Гражданско-процессуальный Уголовно-процессуальный Налоговый Кодекс об административных правонарушениях Земельный Семейный Трудовой Арбитражный процессуальный Градостроительный Уголовно-исполнительный Лесной Жилищный Бюджетный По отдельным видам транспорта (водный, воздушный, дорожный и др.) Таможенный Имущественные отношения регулирует гражданское право; управленческие — административное право; трудовые — трудовое право; образовательные — образовательное право. Отрасли права можно разделить на материальные и процессуальные. Общеправовой классификатор называет 45 отраслей законодательства. Отрасли права имеют свою структуру. Они делятся на общую и особенную части, которые в свою очередь состоят из институтов. Институт права — это группа норм, регулирующая определенную часть общественных отношений. Например, в отрасли трудового права выделяют такие институты, как трудовой договор, рабочее время и время отдыха, заработная плата, труд молодежи, труд женщин, трудовые споры и др. Структура нормы права. Под структурой правовой нормы понимается строение и внутренняя форма организации системы, выражающая как единство взаимосвязей между ее элементами, так и законы данных взаимосвязей. В структуре правовых норм проявляются те специфические функции, которые выполняют правовые нормы как первичное звено структуры права: обеспечение конкретизированного детального, точного и определенного нормативного регулирования общественных отношений. Традиционно считается, что правовая норма имеет трехчленную структуру. В ее содержание входят: гипотеза, диспозиция, санкция. Гипотеза — указание конкретных фактических жизненных обстоятельств, юридических фактов, при наличии которых реализуется норма права, т. е. возникают или права, или обязанности. Гипотеза включается в ряд норм для того, чтобы ограничивать права, например право на увольнение администрации, на заключение договора и т.д. Диспозиция — указание участников правоотношения, а также их прав и обязанностей. Санкция — указание мер государственного принуждения; в ней перечисляются меры наказания, которые применяются к нарушителю в двух случаях: 1) если человек превысил свои права, незаконно ограничил права другого человека, причинил ему ущерб; 2) если человек не исполнил или некачественно исполнил свою обязанность. Нормы права в своей совокупности образуют субъективное право, или право человека, т.е. право, которое конкретному субъекту для конкретных ситуаций устанавливает правомочие, обязанности, ответственность, устанавливает рамки его поведения и все это при определенных условиях. Иначе говоря, субъективное право — это мера возможного поведения. Выделение субъективного права в составе правоотношения является необходимым, если иметь в виду, что правоотношение — это отношение как минимум двух субъектов. И понятие субъективного права определяет распределение прав и обязанностей этих как минимум двух субъектов с тем, чтобы возможность определенного поведения одного субъекта не уничтожала возможности определенного поведения другого субъекта. В этом смысле и говорится о субъективном праве как о мере возможного, свободного поведения одного субъекта и о субъективной юридической обязанности как мере должного, обязательного поведения другого субъекта. Мера должного поведения обозначается как юридическая обязанность. Мера возможного поведения определяет сумму возможных правомочий в субъективном праве: - право на собственные действия, т. е. возможность действовать самостоятельно, например обратиться в орган государственной власти, в суд, защитить себя и т.д.; - право требовать от обязанного субъекта выполнения его обязанностей, например получить стипендию, получить сдачу от продавца и т. д.; - право прибегнуть к помощи государственной власти, если обязанная сторона не выполняет свою обязанность. Иначе говоря, правомочия — это субъективное право в действии. Субъективные права человека можно разделить по юридической силе на следующие виды: первый вид — право, которое может быть реализовано собственными силами, без обязательного активного участия другой стороны. Это, например, право учителя выбирать методику оценки знаний учащихся, право образовательного учреждения самостоятельно устанавливать структуру управления, штатное расписание, распределение должностных обязанностей и т.д. (ст. 32 Закона РФ «Об образовании»); второй вид — право, которое можно осуществить только тогда, когда определенную обязанность выполнит другая, обязанная сторона. Это наиболее распространенный вид прав в образовательных правоотношениях. Например, учащийся может воспользоваться своим правом на ускоренный курс обучения только с согласия администрации образовательного учреждения (ст. 50 Закона РФ «Об образовании»). Такой же порядок установлен и при реализации права обучающегося на получение дополнительных образовательных услуг; третий вид — право, реализуемое лишь в договорном (консенсуальном) порядке. Например, право образовательного учреждения на исключение учащихся, оставшихся без попечения родителей, можно реализовать только с согласия органов опеки и попечительства (ст. 19 Закона РФ «Об образовании»); четвертый вид — право, реализация которого возможна только при наличии двух юридических фактов: выполнения обязанности обязанной стороной; признания законности действий должностным лицом, органом власти, разрешение их действий в местном нормативном акте. Например, право на обучение по индивидуальному учебному плану возможно только с согласия администрации образовательного учреждения, если это право предусмотрено в уставе образовательного учреждения. Юридические обязанности можно разделить на три группы: первая группа — постоянные обязанности, которые необходимо выполнять: например, обучающемуся соблюдать требования устава (п. 55 «Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования»); педагогу — честно и добросовестно работать (ст. 127 ТК РФ), выполнять нормы труда (ст. 102 ТК РФ) и т. д.; вторая группа — обязанности, связанные с определенным событием, например обязанность сдать экзамены, выдать диплом и т. д.; третья группа — обязанности, которые выполняются по требованию правомочного лица, например своевременно и точно выполнить распоряжения администрации, предоставить право гражданину обучаться на родном языке (ст. 6 Закона РФ «Об образовании»). Кроме того, юридические обязанности делят на активные (совершение действия) и пассивные (не совершение действия). Например, педагогу запрещается удалять с занятий обучающихся — это пассивная форма. Активной обязанностью является обязанность студентов выполнять требования программы среднего профессионального образования (п. 56 «Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования»). Реализация правовых норм. Знание конкретных правовых норм, необходимых для нормальной жизнедеятельности, и их реализация есть правовая форма жизнедеятельности, так как право закрепляет и выражает основные закономерности общественной практики. В нормах права аккумулированы принципы, идеалы, установки и традиции образа жизни, а также требующиеся для его утверждения субъективные права, свободы, обязанности личности. Регулируемое нормами права поведение должно являться юридически значимым, т. е. либо соответствующим требованиям правовых норм, либо не соответствующим им. С точки зрения права поведение может быть правомерным или противоправным. Социальной сущностью правомерного поведения является его полезность и необходимость для общества. Правомерное поведение — это следование праву в целях достижения социально-полезного результата, это соответствие поведения предписаниям норм права, т. е. субъективным правам и субъективным юридическим обязанностям, возникающим на их основе. Противоправное поведение выражается в различных правонарушениях: административные и дисциплинарные проступки, причинение имущественного вреда, уголовное преступление. Правонарушение — действие или бездействие, нарушающее норму права и влекущее за собой юридическую ответственность. Юридическая ответственность — это применение к лицу, нарушившему закон, мер государственного принуждения. В зависимости от характера правонарушения существуют следующие виды юридической ответственности: - уголовная (если лицо совершило преступление); - административная (если лицо совершило административный проступок); - материальная (если лицо причинило ущерб организации, с которой оно состоит в трудовых отношениях); - гражданская (если лицо не исполнило обязанность, предусмотренную гражданским правом); - дисциплинарная (если человек совершил дисциплинарный проступок в трудовых отношениях). Привлечь человека к юридической ответственности можно, если он совершил правонарушение, которое традиционно должно включать четыре элемента: - объект нарушения; - субъект правонарушения, т.е. лицо, совершившее нарушение; - субъективную сторону — вину человека в форме умысла или неосторожности; - объективную сторону — сам проступок, его последствия.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |