Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психическое развитие ребенка

Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, к концу первого года жизни ситуация полной слитности ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает некоторую самостоятельность: ребенок начинает ходить, развивается речевое общение, появляются первые слова и развиваются действия с предметами. Но вместе с тем, диапазон возможностей ребенка очень ограничен.

Новообразования, которые возникают к концу первого года жизни, с необходимостью вызывают построение новой социальной ситуации развития. Это ситуация совместной деятельности со взрослым человеком. Содержание этой совместной деятельности – усвоение способов употребления предметов. Социальная ситуация в раннем возрасте такова: “ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый”. Без взрослого ребенок не может овладеть человеческими способами употребления предметов. Ребенок как бы говорит: “Мы слиты, я без тебя ничего не могу сделать, но прошу тебя: покажи, учи!”. В этот период рождается новый вид деятельности – это предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Общение выступает здесь как средство осуществления предметной деятельности.

 

Направления развития предметных действий в раннем возрасте.

Д.Б. Эльконин, рассматривая развитие предметного действия в раннем возрасте по двум основным направлениям:

1. Развитие действия от совместного со взрослым до самостоятельного исполнения.

2. Развитие ориентации в системе свойств объекта и действий с ними у самого ребенка.

Д.Б. Эльконин отмечал, что в овладении предметными действиями большую

роль играют игрушки. Игрушка – это предмет, моделирующий какой-либо предмет взрослого мира.

К концу раннего возраста ребенок использует свои предметные действия для налаживания контактов со взрослыми. С помощью предметного действия ребенок пытается вызвать взрослого на общение. В результате этого дети переходят к адекватному употреблению слов.

 

Развитие речи как одно из достижений развития.

Наряду с развитием предметных действий у ребенка происходит и развитие речи. Это сензитивный период для формирования речи, это период формирования активной речи. Автономная речь ребенка, когда ребенок начинает говорить не на нашем, а на каком-то своем языке, довольно быстро трансформируется и исчезает. Примеров автономной речи множество: слово ”ка” может обозначать конфету, кашу, камень, карандаш, кусок сахара, потом все сладкое и т.д. После 1,5 лет резко возрастает речевая активность. До 1,5 лет ребенок усваивает от 30–40 до 100 слов. После 1,5 лет к концу 2 года жизни до 300 слов. К концу 3 года – от 1500 до 3000 слов. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений, например: ”Я папин и мамин сын, всех дядей племянник, бабушкин и дедушкин внук”, “Вова обижает Нюру. Когда я буду большой, я Вову побью лопатой”.

Основные тенденции развития речи ребенка раннего возраста.

1. Пассивная речь опережает активную, но влияет на обогащение активного словаря.

2. В. Штерн считал, что ребенок “открывает” в полтора года символическую функцию речи. Ребенок обнаруживает, что каждый предмет имеет свое название. Появляются вопросы:”Что это”,”Кто это”.

3. Развитие фазической и семической стороны языка. Фазически – это слово, семически – это предложение. В начале раннего возраста в речи ребенка наблюдается феномен однословного предложения.

4. По мнению К. Бюллера ребенок в этом возрасте “открывает” флективную природу языка, т.е. приходит понимание того, что слова и предложения связаны между собой.

5. В раннем возрасте развиваются значения детских слов.

6. Фонематический слух опережает развитие артикуляции. Ребенок сначала начинает правильно слушать речь, а затем правильно говорить.

Интенсивное развитие речи в раннем возрасте свидетельствует о том, что речь, по мнению Д.Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает также, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и т.д.). Развитие речи – это “веточка” в развитии самостоятельной предметной деятельности.

 

Умственное развитие. Опережение восприятия в системе умственного развития.

В умственном развитии также как и в младенческом возрасте прослеживается тенденция опережающего развития восприятия. Эта тенденция сохраняется до 3-х лет. В эксперименте К. Левина с маленькими детьми показано, что до 2 лет ребенок вообще не может действовать без опоры на восприятие. Поставленная перед ребенком задача – сесть на большой камень, лежащей на лужайке, – оказалось трудновыполнимой, поскольку ребенок сначала должен отвернуться от камня и, следовательно, перестать его видеть. Дети по многу раз обходили этот валун, гладили его, отворачивались, подкладывали руку, чтобы, по крайне мере, ощущать его тактильно. Одному мальчику удалось сохранить опору на зрительное восприятие: он сильно наклонился, перегнулся в поясе, и, глядя на камень между широко расставленными ногами, продвинулся к нему и, наконец, сел.

Наблюдения обнаруживают, что одновременно дети способны действовать не только под влиянием непосредственно воспринимаемых впечатлений, но и под влиянием всплывающих в их памяти образов и представлений. Память начинает играть в психическом развитии ребенка все большую роль и тем самым перестраивает структуру детского сознания и поведения.

Показателями в этом отношении являются многие факты, записанные в дневнике развития ребенка Н.А. Менчинской. Она обращала внимание на то, что появляется в поведении ребенка впервые и становится затем типичным. Она отмечала, что к полутора годам возникает реакция на воспоминание (например, страха).

В ответ на запрещение появляется упрямство, упорно ребенок пытается повторить шалость. Л.И. Божович писала, что начиная со второго года жизни начинают активно функционировать воспоминания и что аффективными для ребенка становятся не только непосредственно воспринимаемые предметы, но и представления о них, их образы.

Таким образом, центральным, т.е. личностным новообразованием первого года жизни является возникновение аффективно заряженных представлений, которые и побуждают поведение ребенка. Ребенок превращается в субъекта, хотя сам этого пока не осознает.

 

Особенности развития личности в раннем возрасте.

 

Со второго года жизни начинается новый период формирования личности, длящийся до трех лет. За это время ребенок проходит огромный путь психического развития. Как отмечает Л.И. Божович, в указанный период происходит переход ребенка от существа, уже ставшего субъектом (т.е. сделавшего первый шаг на пути формирования личности), к существу, осознающему себя как субъекта, иначе говоря, к возникновению того системного новообразования, которое принято связывать с появлением слова “Я”.

В этот период познавательная деятельность ребенка обращается уже не только на внешний мир, но и на самого себя.

Процесс самопознания, по-видимому, начинается с познания себя как субъекта действия.

Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Американские психологи провели такой эксперимент: детей подводили к зеркалу, затем незаметно касались носа каждого ребенка, оставляя на нем пятнышко красной краски. Снова посмотрев в зеркало, дети до 2 лет никак не реагировали на свои испачканные носы, не относя к себе красные пятна, увиденные в зеркале. А большинство двухлетних детей, увидев свое отражение, дотрагивались пальцами до носа,– следовательно, узнавали себя. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания.

Обобщенное знание о себе происходит вместе с появлением речи и благодаря ей. Сначала дети узнают название предметов внешнего мира, затем начинают соотносить свое имя с самим собой. Усвоение своего имени происходит благодаря взрослому и проходит несколько этапов:

1. Этап употребления 3-го лица (он, она). О себе в третьем лице, о маме в третьем лице и т.д.

2. Этап – употребление местоимения “ты”;

3. Этап – употребление местоимения “я”;

4. Этап – употребления местоимения “мы”.

К одному году свое имя ребенок уже знает. Переход от собственного имени к местоимению “Я” – это переход от самопознания к самосознанию. Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка – осознание не только своего “Я”, но и того, что “Я хороший”. Это чисто эмоциональное новообразование. Н.А. Менчинская в “Дневнике матери” описывает такие примеры: Саша, обходя комнату, делал то, что ему запрещалось, – брал мамины лекарства и другие вещи. Положив их на место, он с удовлетворением констатировал: “Теперь хороший”. Оказавшись с родителями в поезде, он плюнул с верхней полке. Мама сообщила ему, что она об этом думает, и спросила, что нужно сказать. Мальчик тихо, для себя проговорил: ”молодец я”, – а затем громко, для взрослых: “Больше не буду”.

 

 

Кризис 3-х лет и особенности его протекания.

 

Итак, центральным новообразованием, возникающим к концу раннего детства, является “система Я” и рождаемая этим новообразованием потребность действовать самому. Она выражается в постоянном и настойчивом требовании ребенка – “Я сам”. Сила этой потребности настолько велика, что она способна подчинить себе многие другие, также достаточно сильные, потребности ребенка.

Возникновение этого новообразования приводит к распаду прежней социальной ситуации, что проявляется в кризисе трех лет.

Впервые кризис трех лет был описан Эльзой Келер в ее работе “О личности трехлетнего ребенка” Ею были выделены несколько симптомов этого кризиса:

1. Негативизм – отказ подчиняться требованиям взрослых. Л.С. Выготский приводит такой пример из своей клинической практики. Девочка, переживающая кризис 3 лет, очень хотела, чтобы ее взяли на конференцию, где взрослые “обсуждают детей”, но, получив разрешение, на заседание не пошла. Это была негативная реакция на предложение взрослого. На самом деле ей также хотелось пойти, как и раньше, до своего отказа, и, оставшись одна, девочка горько плакала. Л.И. Божович наблюдала мальчика с затянувшимся кризисом трех лет. Он решил порисовать, но вместо ожидавшегося отказа получил одобрение родителей. С одной стороны, рисовать ему хочется, с другой – еще больше хочется сделать наоборот. Мальчик нашел выход из этого положения: расплакавшись, он потребовал, чтобы рисовать ему запретили. После исполнения этого желания он с удовольствием принялся за рисунок. Другой ребенок читал “наоборот” известные строки Пушкина:”И не по синим, и не по волнам, и не океана, и не звезды, и не блещут, и не на небесах”.

2. Упрямство – ребенок настаивает на своем требовании. Упрямство – не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том, чего ему не так уж сильно хочется, или давно расхотелось. Допустим, ребенка зовут домой и он отказывается уходить с улицы. Заявив, что он будет кататься на велосипеде, он действительно будет продолжать кружить по двору, чем бы его не соблазняли, хотя и с совершенно унылым видом.

3. Строптивость – протест против порядков, которые существуют дома. Ребенок стремиться настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие. “Да ну!”– самая распространенная реакция в таких случаях.

4. Своеволие – стремление к эмансипации от взрослых.

5. Обесценивание. То, что было привычно, интересно, дорого раньше, обесценивается в глазах ребенка (обесцениваются старые правила поведения, старые привязанности к вещам, например, может сломать любимую игрушку и т.д.)

6. Протест – бунт – ребенок находится как бы в постоянном конфликте со взрослыми.

7. Иногда встречается стремление к деспотизму. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т.д.

Анализируя характер протекания кризиса 3-х лет Л.И. Божович пришла к выводу, что депривация потребности в реализации и утверждении своего “Я” (в “самости”) вызывает основные трудности в поведении детей на рубеже второго и третьего года жизни.

После возникновения “системы Я” в психике ребенка возникают и другие новообразования. Самым значительным из них являются самооценка и стремление соответствовать требованиям взрослых, потребность в признании.

 

Предпосылки игровой деятельности как одно из новообразований возраста

 

К концу раннего детства, в рамках предметной деятельности начинает зарождаться новый вид деятельности – игровая деятельность, которая в дошкольном возрасте приобретает характер ведущей деятельности.

 

Предпосылки развития игровой деятельности (Д.Б. Эльконин).

 

1. В игру вовлекаются предметы, замещающие реальные предметы, которые называются в соответствии с их игровым значением;

2. Усложняется организация действий, приобретающая характер цепочки;

3. Происходит обобщение действий и их отделение от предметов;

4. Возникает сравнение своих действий с действиями взрослых и называние себя именем взрослого;

5. Происходит эмансипация от взрослого, при которой взрослый выступает как образец действий, и вместе с тем возникает тенденция действовать самостоятельно, но как взрослый.

Как показало исследование Ф.М. Фрадкиной, все основные предпосылки игры возникают в ходе развития предметной деятельности ребенка под руководством взрослых и в совместной деятельности с ними, т.е. игра возникает не спонтанно, а под руководством взрослых.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психическое развитие ребенка раннего возраста | Особенности развития личности. Самосознание как центральное новообразование возраста
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.