Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В младшем школьном возрасте




РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

 

Письменная речь и ее значение в психическом развитии ребенка младшего школьного возраста. Психологические особенности обучения детей письменной речью. Психологические особенности обучения чтению в младшем школьном возрасте.

 

Письменная речь и ее значение в психическом развитии ребенка младшего школьного возраста.

Л.С.Выготский писал, что «развитие речи представляет, прежде всего, историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта».

В отличие от письменной речи, которая только зарождается в младшем школьном возрасте, устная речь активно развивалась в дошкольном детстве, однако, как отмечает Д.Б.Эльконин, письменная речь в большей мере воспитывает отношение к слову, чем устная. Письменная речь теснее, чем устная, связана с логической мыслью и в своем развитии не может не опираться на мышление и внутреннюю речь. А эта опора двигает развитие этих психических процессов.

Письменная речь с самого начала выступает как более произвольная. Для овладения ею школьник должен научиться анализировать звукобуквенный и синтаксический состав своей речи. Д.Б.Эльконин считал, что письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки. Письменная речь – своеобразный процесс, находящийся в специфических отношениях с устной речью, мышлением, воображением, внутренней речью и вниманием. Потому и путь ее развития определяется достижениями школьника в различных сторонах учебной деятельности, а не только уровнем развития его устной речи. Однако, если устная речь не накопила определенного запаса слов, нельзя давать ребенку письменную работу, требующую использования этого запаса слов. Пока ребенок не научится говорить в условиях, когда его слушают и на его речь реагирует учитель и класс, ему будет трудно что-нибудь написать, оставшись наедине с собой. Таким образом, устная речь, которой обучаются дети в школе, требует для своего развития навыки ориентироваться на коллективного слушателя. Если учитель будет повторять ответы детей, то ребенку не нужно будет ориентировать свою речь на весь класс, ведь самое главное потом повторит учитель. Между тем, как отмечал Д.Б.Эльконин, реакция слушателей – это мощный фактор совершенствования монологической речи.

Очень большое значение для развития письменной речи имеет устная творческая работа с прочитываемыми текстами (продолжение рассказа, рассказ по началу, по концу, изменение формы рассказа и т.д.).

 

Психологические особенности обучения детей письменной речью.

 

Для овладения письменной речью решающее значение имеет грамматика, т.к. она в наибольшей степени помогает осознанию состава речи. Эльконин предлагал преподавание грамматики с самого начала строить таким образом, чтобы полученные в грамматических занятиях навыки осознания речи все время закреплялись практикой самостоятельного письма детей. Это самостоятельное составление детьми предложений, элементарное связывание нескольких предложений, работа над деформированными текстами и т.д.

Д.Б.Эльконин рекомендует для обучения детей письменной речи следующие приемы: кратко написать о чем-нибудь по вопросам, по развернутому плану, который есть не что иное, как те словесно-смысловые узлы, которые должны развить внутреннюю речь. Сюда же относятся и приемы вставки пропущенных слов и выражений, и другие упражнения с деформированным текстом.

М.Монтессори, создавая игровые ситуации, использовала письменную речь как средство общения: дети писали короткие тексты на корточках. Содержание текстов было весьма разнообразным, но соответствовало возрасту детей. Собеседники были при этом пространственно разделены, что и создавало естественность использования письменной речи. Так обеспечивалась мотивация детей, перед ними раскрывался смысл освоения нового средства общения.

Л.Н.Толстой, как известно, для развития письменной речи предлагал детям писать различные сочинения. При этом он подчеркивал, что темы для сочинений должны быть серьезными. В процессе обучения Лев Николаевич брал вначале на себя наиболее трудные действия, и только постепенно дети научились самостоятельно и успешно пользоваться письменной речью для написания оригинальных сочинений.

Французский педагог С.Френе ввел письменную речь в деятельность словесного творчества. Он поощрял сочинения свободных текстов. Отбирая некоторые из них, он размножал их и раздавал учащимся. На этих текстах шло обучение разным аспектам письменной речи. Учащиеся редактировали тексты, проводили лексический анализ, грамматический отбор и т.д.

Аналогичную работу с детьми проводил Дж.Родари, делал обучение письменной речи частью жизни детей. В частности, в его практике использовалось сочинение сказок.

Современные психологи В.Я.Ляудис и И.П.Негурэ, опираясь на опыт таких выдающихся психологов как Л.Н.Толстой, М.Монтессори, С.Френе, В.Сухомлинский, Я.Корчак и др. Разработали методику обучения детей письменной речи в условиях творческого сотрудничества их с учителем и с другими учениками.

На основе проведенного исследование авторы выделили ряд важных методических принципов:

1. Использование не репродуктивной, а творческой деятельности, которая заканчивается получением продукта. Т.е. предпочтение надо отдавать не диктанту, а сочинению.

2. Сотрудничество между учениками и между учителем и учениками. При этом сотрудничество должно быть основано на уважении ребенка доверии к нему, протекать в атмосфере непринужденности и раскованности.

3. Создание условий, которые требовали бы естественного использования письменной речи, т.е. необходимо обеспечить мотивацию деятельности учащихся.

Обучение письменной речи шло на 2-х уровнях: вначале учащиеся сочиняли текст, а потом работали над его формированием.

Для обучения сочинению текстов были использованы различные приемы, заимствованные у Дж.Родари и К.С.Станиславского, а также разработанные самими авторами.

Один из приемов - предложение установить связь между предметами, которые воспринимаются как не имеющие смысловой связи. Дети, например, сочиняли сказку на тему «Собака и гардероб».

Другой прием – магические «если бы» К.С.Станиславского.

Учащиеся писали сочинение на тему «Если бы я имел машину времени» и другие. Мотивация детей обеспечивалось тем, что они сочиняли сказку для младших детей.

 

Психологические особенности обучения чтению в младшем школьном возрасте.

 

Чтение – это понимание письменной речи, т.е. одна из основных и главнейших сторон развития речи. Понимание речи всегда опережает ее употребление: дети сначала начинают понимать речь окружающих, а потом, спустя некоторое время и сами начинают говорить. Это же отношение сохраняется и тогда, когда ребенок учится читать: нужно хорошо понять прочитанное, чтобы уметь его рассказать или написать.

Выразительное громкое чтение очень сильно помогает развитию произвольного расчленения речи, в то время как при тихом чтении учащийся в большей степени схватывает общий смысл прочитанного, объединяет в одно целое отдельные мысли и слабо улавливает звукобуквенную и словарную структуру. Вот почему нельзя переходить на тихое чтение, прежде чем дети в письме не научатся правильно производить звукобуквенный анализ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.