КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Описание путешествия Дугласа Локвуда вглубь
Но тихое чтение имеет свою ценность для развития письменной речи: оно порождает развитие внутренней речи. Тихое чтение способствует переходу вовнутрь смысловых узлов, находящихся на поверхности. Таким путем ребенок приобретает навык думать молча, удерживать в сознании «вехи» мысли, которые он собирается выразить при письме. Правильное обучение чтению должно начинаться со звукового анализа: буква – это знак звука. Ребенок должен осознать, что речь состоит из звуков; второй важный момент – отношение между звуком и буквой. Как показал Д.Б.Эльконин, для звукового анализа слов необходим определенный способ действия со словом: интонационное подчеркивание, последовательное протягивание звуков в произносимом слове (например, в слове «рак» учитель акцентирует внимание на каждом звуке: р-р-р-ак, ра-а-ак, ра-к-к-к). Е.А.Бугрименко и Г.А.Цукерман разработали целую серию таких игр.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Из документальных описаний детства Людовика ХIII (ХVII век) (на основании работ Ф. Ариеса) В полтора года Людовик играет на скрипке и одновременно поет. (Музыке и танцам детей знатных семей учили с самого раннего возраста). Это Луи делает еще до того, как его внимание привлекает деревянная лошадка, ветряная мельница, волчок (игрушки, которые дарились детям того времени). Людовику ХIII было три года, когда он в первый раз участвовал в праздновании Рождества 1604 года, и уже с этого возраста он начал учиться читать, а в четыре года умел писать. В пять – он играл с куклами и в карты, а в шесть лет в шахматы и в теннис. Товарищами по играм у Людовика ХIII были пажи и солдаты. С ними Луи играли в прятки и другие игры. В шесть лет Людовик ХIII упражнялся в отгадывании загадок и шарад. В семь лет все изменилось. Детские одежды были оставлены, и воспитание приобрело мужской характер. Он начинает обучаться искусству охоты, стрельбе, азартным играм и верховой езде. С этого времени ему читают литературу педагогического и моралистического типа. В это же время он начинает посещать театр и участвует в коллективных играх совместно со взрослыми. (По материалам статьи Ф. Ариеса “Возрасты жизни”.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 пустыни Гибсона (Западная Австралия) и его встреча с аборигенами племени пинтуби (“поедатели ящериц”) До 1957 г. большинство людей этого племени никогда не видели белого человека, их контакты с соседними племенами были незначительны, и благодаря этому сохранились в очень большой степени культура и образ жизни людей каменного века. Вся жизнь этих людей, проходящая в пустыне, сосредоточена на поиске пищи и воды. Женщины племени пинтуби, сильные и выносливые, могли часами идти по пустыне с тяжелым грузом топлива на голове. Детей они рожали, лежа на песке, помогая и сочувствуя друг другу. Они не имели представлений о гигиене, не знали даже причины деторождения… У них не было никакой утвари, кроме деревянных сосудов для воды. В лагере имелось еще два-три копья, несколько палок для копки ямса, жернов для размалывания диких ягод и полдесятка диких ящериц – их единственные продовольственные припасы… На охоту все ходили с копьями, которые были сделаны целиком из дерева. В холодную погоду нагота делала их жизнь невыносимой… Не удивительно, что на их телах было столько следов от тлеющих палочек из лагерных костров… Д.Локвуд дал аборигенам зеркальце и расческу, и женщины попытались причесать волосы обратной стороной гребня. Но и после того, как гребень был вложен им в руку в правильном положении, он все равно не влезал в волосы, так как их надо было сначала вымыть, но для этого не хватало воды. Мужчине удалось расчесать свою бороду, женщины же побросали подарки на песок и вскоре о них забыли. “Зеркала – пишет Д. Локвуд,– тоже не имели успеха, хотя прежде эти люди никогда не видели своего отражения. Глава семьи знал, конечно, как выглядят его жены и дети, но никогда не видел своего собственного лица. Взглянув в зеркало, он удивился и пристально осмотрел себя в нем… Женщины же при мне посмотрели в зеркало только один раз. Возможно, они принимали изображение за духов и поэтому пугались.” Спали аборигены, лежа на песке, без одеял или иных покрывал, прижимаясь для тепла к двум свернувшимся калачиком собакам динго. Д. Локвуд пишет, что девочка двух-трех лет во время еды засовывала себе в рот то огромные куски лепешки, то кусочки мяса крошечной гуаны, которую она сама испекла в горячем песке. Ее младшая сводная сестра сидела рядом в грязи и расправлялась с банкой тушенки (из запасов экспедиции), вытаскивая мясо пальчиками. На следующее утро Д. Локвуд осмотрел банку. Она была вылизана до блеска. Еще одно наблюдение Д. Локвуда:”Перед рассветом аборигены разожгли костер, чтобы он защитил их от холодных порывов ветра. При свете костра, я увидел, как маленькая девочка, еще не умевшая как следует ходить, устроила для себя отдельный костерчик. Наклонив голову, она раздувала угли, чтобы огонь перекинулся на ветви и согрел ее. Она была без одежды и наверняка страдала от холода и все же не плакала. В лагере было трое маленьких детей, но мы ни разу не слышали их плача.” (По материалам книги Д. Локвуд “Австралийское племя пинтуби”)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Динамика формирования понятия детства в сознании художников, писателей и ученых в различные исторические эпохи. (Исследования Ф. Ариеса)
Ф. Ариес показал, что вплоть до ХIII века искусство не обращалось к детям, художники даже не пытались их изображать. Детские образы в живописи ХIII века встречаются лишь в религиозно–аллегорических сюжетах. Это ангелы, младенец Иисус и нагое дитя как символ души умершего. Изображение реальных детей долго отсутствовало в живописи. Никто, очевидно не считал, что ребенок заключает в себе человеческую личность. Если же в произведениях искусства и появлялись дети, то они изображались как уменьшенные взрослые. Тогда не было знания об особенностях и природе детства. Слово “ребенок” долго не того точного значения, которое ему придается сейчас. Так, характерно, например, что в средневековой Германии слово “ребенок” было синонимом для понятия “дурак”. Детство считалось периодом быстро проходящим и малоценным. Безразличное отношение к детству было следствием демографической ситуации того времени, отличавшейся высокой рождаемостью и большой детской смертностью. Признаком безразличного отношения к детству служит появление в ХVI веке портретов умерших детей. Их смерть стала переживаться как действительно невосполнимая утрата, а не как вполне естественное событие. Преодоление равнодушия к детям происходит, если судить о живописи, не раньше ХVII века, когда впервые на полотнах художников начинают появляться первые портретные изображения реальных детей. Как правило, это портреты детей влиятельных лиц и царственных особ в детском возрасте. Таким образом, открытие детства началось в ХIII веке и его развитие можно проследить в истории живописи ХIV –ХVI веков, но очевидность этого открытия полно проявляется в конце ХVI и в течении всего ХVII столетия. Важным символом изменения отношения к детству служит одежда. В Среднии века как только ребенок вырастал из пеленок, его сразу же одевали в костюм, ничем не отличающийся от одежды взрослого соответствующего социального положения. Только в ХVI – ХVII веках появляется специальная детская одежда, отличающая ребенка от взрослого. Интересно, что для мальчиков и девочек в возрасте 2-4 лет одежда была одинаковой и состояла из детского платьица. Иначе говоря, чтобы отличить мальчика от мужчины, его одевали в костюм женщины и этот костюм просуществовал до нашего столетия, несмотря на изменение общества и удлинение периода детства. В крестьянских семьях до революции дети и взрослые одевались одинаково. В области искусства представление о периодах человеческой жизни нашли отражение в росписи колонн Дворца Дожей в Венеции, во многих гравюрах ХVI – ХIХ веков, в живописи и скульптуре. В большинстве этих произведений возраст человека соответствует не столько биологическим стадиям, сколько социальным функциям людей. Так, например, в росписи Дворца Дожей выбор игрушек символизирует возраст детей, играющих с деревянным коньком, куклой, ветряной мельницей и птичкой; школьный возраст – мальчики учатся читать, а девочки учатся вязать; возраст любви и спорта – юноши и девушки вместе гуляют на празднике; возраст войны и рыцарства – человек, стреляющий из ружья; зрелость – изображены судьи и ученый.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Пример учительского наблюдения Учительница никак не могла найти подход к одному из своих учеников. Он доставлял ей много трудностей. Она решила ближе познакомиться с мальчиком, больше узнать о его интересах и учитывать их при проведении уроков. И вот однажды она решила прочитать рассказ, который по ее мнению отвечал интересам мальчика. К ее великому удовольствию, мальчик во время чтения рассказа сидел как вкопанный и не спускал с нее глаз. Для шаловливого непоседы это было удивительно. И учительница внутренне уже торжествовала педагогическую победу. После окончания чтения она стала задавать вопросы по прочитанному. К ее удивлению мальчик руки не поднимал. При очередном вопросе она предложила ему дать ответ. Мальчик не смог. Обращаясь к нему, учительница спросила:”Почему ты не можешь ответить? Я же видела, как внимательно ты слушал рассказ.” Мальчик был честным ребенком и, смутившись, признался:”Я не слушал, а смотрел, как забавно у Вас двигалась челюсть, когда вы читали.”
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 В 1799 году в лесах Аверона на юге Франции охотники нашли мальчика, который, по всей видимости, жил там один. Мальчик не был похож на человеческое существо ни в психическом отношении, ни даже физически. Он передвигался на всех четырех конечностях, ел как животное и кусал тех, кто к нему приближался. Обоняние и слух у него были чрезвычайно развиты, но очень своеобразны; при малейшем треске ветки или звуке разгрызаемого орешка он подскакивал, тогда как хлопанье дверью не вызывало у него ни малейшей реакции. Он был способен ходить голышом в мороз или вытаскивать пищу из очень горячей воды, не испытывая при этом, по-видимому, никакой боли. Он издавал лишь нечленораздельные звуки, не пытаясь вступать в общение со своим новым окружением, которое он рассматривал скорее как препятствие к удовлетворению своих потребностей. В начале ХIХ века известный психиатр Пинель обследовал мальчика и заявил, что тот страдает неизлечимым слабоумием. Молодой врач Итар, специализировавшийся на лечении глухих детей, не согласился с таким диагнозом. По его мнению, поведение ребенка, которого назвали Виктором,– следствие очень ранней и длительной изоляции от людей. Итар был убежден, что путем надлежащего обучения он даст возможность мальчику вступить в лоно общества и жить нормальной жизнью. Он решил взять это на себя. Однако после пятилетних усилий Итар был вынужден признать, что ему никогда не удастся достичь поставленной цели. К юношескому возрасту Виктор научился узнавать различные предметы, понимать несколько слов и умел их произносить, мог написать и прочитать некоторые из них, не очень представлял себе их значение; но вскоре мальчик перестал делать успехи. Попытки приучить Виктора к общению потерпели полную неудачу: он так никогда и не смог научиться играть или вступать в какие-либо другие отношения с людьми, а его поведение в сексуальном плане было еще менее адекватным. Вплоть до смерти в возрасте 40 лет никаких заметных улучшений в его поведении не произошло.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Отечественный зоопсихолог Надежда Николаевна Ладыгина-Котс воспитывала маленького шимпанзе Иони с полутора до четырех лет в своей семье. Детеныш пользовался полной свободой. Ему представлялись самые разнообразные человеческие вещи и игрушки, и приемная “мама” всячески пыталась ознакомить его с употреблением этих вещей, научить общаться при помощи речи. Весь ход развития обезьянки тчательно Фиксировали в дневнике. Через десять лет у Надежды Николаевны родился сын, которого назвали Рудольфом. За его развитием до четырехлетнего возраста также внли самые тщательные наблюдения. В результате появилась на свет книга “Дитя шимпанзе и дитя человека…”. При наблюдении обоих малышей обнаружилось большое сходство во многих игровых и эмоциональных проявлениях. Но вместе с тем выступило и принципиальное различие. Оказалось, что шимпанзе не может овладеть вертикальной походкой и освободить руки от функции хождения по земле. Хотя он и подражает многим действиям человека, но это подражание не ведет к правильному усвоению и совершенствованию навыков, связанных с употреблением предметов обихода и орудий: схватывается внешний рисунок действия, а не его смысл. Так, Иони часто подражал забиванию гвоздя молотком. Однако он то не прилагал достаточной силы, то не удерживал гвоздя в вертикальном положении, то бил молотком мимо гвоздя. В результате, несмотря на большую практику, Иони так никогда и не забил ни одного гвоздя. Недоступны для детеныша обезьяны и игры, носящие творческий, конструктивный характер. Наконец, у него отсутствует какая бы то ни было тенденция к подражанию звукам речи и усвоению слов, даже при настойчивой специальной тренировке.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Из исследований Л.С. Выготского о превращении внешних средств во внутренние на материале исследования произвольного внимания. Ребенку предлагается игра, суть которой заключается в том, чтобы отгадать, под какой из двух чашек спрятан орех. Чашки различаются только оттенком серого прямоугольника, наклеенного на крышке,– один из низ светло-серый, другой – темно-серый. Орех всякий раз прячется под крышкой с темно-серым прямоугольником. Однако ребенок этого не знает и не замечает различий в оттенках прямоугольников. Сначала ребенок действует наугад, и игра идет с переменным успехом: ребенок то отгадывает и выигрывает орех, то проигрывает. Несмотря на явную заинтересованность игрой, условной связи не вырабатывается, поскольку сигнальный признак (цвет прямоугольника) не выделяется ребенком. После серии неудач взрослый производит решающее действие: он кладет на глазах у ребенка орех в чашку, закрывает ее крышкой и пальцем указывает на темно-серый прямоугольник. Потом игра продолжается. Уже при следующей попытке ребенок выбирает чашку правильно и говорит: ”Орешек там, где темное пятно”. С этого момента он уже не делает ошибок и постоянно выигрывает.
ЛИТЕРАТУРА
Степанов В.Г. Индивидуальный подход к трудным школьникам М.,1995. Хрестоматия по возрастной психологии // Под ред. Фельдштейна. М., 1994. Возрастная и педагогическая психология //Под ред. Гамезо М.В. М., 1984. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1994 Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М.,1998. Годфруа Ж. Что такое психология // В 2-х томах. М., 1996. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1997. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.,1995. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1999. Тутушкина М.К. Практическая психология для преподавателей. М.,1997. Мухина В.С. Возрастная психология. М.,1997. Немов Р.С. Психология (кн.2) М., 1994. Худик В.А. Психология аномального развития личности в детском и подростковом возрасте. М.,1993. Практикум по возрастной и педагогической психологии // Под ред. Щербакова А.И. М.,1987. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М.: Владос – 1998 Аверин В.А. Психология детей и подростков. Санкт-Петербург, 1998. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских водрастах. М., 1995. Мясищев В.Н. Психология отношения. М., 1995. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1995. Грейс Крайг Психология развития. Санкт-Петербург, 2000. Выготский Л.С. Психология. Санкт-Петербург, 2000. Психология человека от рождения до смерти / под ред. Реана А.А. Санкт-Петербург, 2000. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 1996.
ОГЛАВЛЕНИЕ Предмет возрастной психологии…………………………………………. Диагностика психического развития и поведения ребенка……………. Основные закономерности и динамика психического развития растущего человека……………………………. Психическое развитие ребенка первого года жизни……………………. Психическое развитие ребенка раннего возраста…………………………. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста………………….. Проблема психологической готовности ребенка к обучению и адаптация к школе………………………………………………………….. Развитие личности в младшем школьном возрасте…………………………… Мотивационно-потребностная сфера младшего школьника…………………. Развитие эмоционально-волевой сферы в младшем школьном возрасте…. Динамика межличностных отношений младших школьников…………….. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте……………………………………………….. Познавательное развитие младших школьников……………………………. Сенсорное развитие в младшем школьном возрасте. Особенности восприятия………………………………………………………. Развитие мышления в младшем школьном возрасте…………………………. Развитие памяти в младшем школьном возрасте…………………………….. Развитие внимания в младшем школьном возрасте………………………… Развитие воображения в младшем школьном возрасте……………………. Развитие устной и письменной речи в младшем школьном возрасте……….. Психическое развитие ребенка подросткового возраста………………………. Особенности психического развития в юношеском возрасте……………….. Психическое развитие в зрелом и пожилом возрасте……………………. Приложения………………………………………………………………………
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |