Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системный анализ в сервисе

Системный подход в экономике означает, что любую организацию необходимо рассматривать как систему, то есть как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи, информация и технология и т.п., как целостную совокупность различных видов деятельности и элементов, находящихся в противоречивом единстве и во взаимосвязи с внешней средой, которые ориентированы на достижение неких целей в условиях меняющейся внешней среды.

В соответствии с системным подходом управленческие действия не просто функционально вытекают друг из друга, на чем делает акцент процессный подход, а все действия без исключения оказывают друг на друга или непосредственное или опосредованное воздействие. В силу этого изменения в одном звене организации неизбежно вызывают изменения в остальных, а в конечном итоге в ней в целом. Поэтому каждый руководитель, принимая собственные решения, должен учитывать их влияние на общие результаты, а основная цель менеджмента состоит в интеграции элементов организации, поиске механизмов сохранения ее целостности.

Американский исследователь Честер Барнард (1887—1961), в течение двух десятилетий занимавший пост президента «Нью-Йорк Белл телефон компани» первым рассмотрел предприятие как социальную систему в книгах «Функции администратора» (1938), «Организация и управление» (1948) и др. По Барнарду физические и биологические ограничения, присущие людям, заставляют их объединяться для достижения целей в согласованно действующие группы - социальные системы.

Основные функции менеджмента при системном подходе: определение целей организации, поддержание связей между элементами системы и обеспечение их эффективного функционирования.

Барнард считал, что экономическую систему можно разделить на две части:

· организацию - систему сознательно координируемой деятельности людей, включающую только взаимодействие людей; любая такая организация иерархична (это ее главный признак), и объединяет людей, имеющих осознанную совместную цель, готовых сотрудничать друг с другом, вносить вклад в общее дело, подчиняться единой власти. Все организации являются частными, объединяющими некоторые группы людей (за исключением государства и Церкви);

· прочие элементы (ресурсы).

По Барнарду организация состоит из формальных и неформальных организаций. Каждая формальная организация включает в себя:

· систему функционирования;

· систему стимулов, побуждающих людей к вкладу в групповые действия;

· систему власти (авторитета), которая склоняет членов группы соглашаться с решениями администрации;

· систему логического принятия решений.

Руководитель формальной организации должен обеспечивать деятельность ее важнейших звеньев, принимать на себя всю ответственность за действия подчиненных, поддерживать внутренние коммуникации, формулировать цели, находить равновесие между противоборствующими силами и событиями, вкладом людей и удовлетворением их потребностей.

Люди будут эффективно сотрудничать с организацией, если им будет от этого выгода. Поэтому первая обязанность руководителя — управлять стимулами к деятельности, ибо приказы воспринимаются только в определенных границах.

А возникновение неформальных организаций делает формальную организацию более жизнеспособной, и они необходимы и неизбежны. Цель неформальной организации, по мнению Барнарда, состоит в распространении неофициальной информации; поддержании устойчивости формальной организации; обеспечении личной безопасности работников, самоуважения, независимости от формальной организации. Барнард говорил о необходимости тщательного учета в управлении неформальных факторов организации, психологических, моральных и т.п. факторов, ибо с неумением делать это связаны многие неудачи администраторов.

Основываясь на системном подходе, Барнард выдвинул концепцию социальной ответственности корпорации, в соответствии с которой менеджмент должен учитывать последствия принимаемых решений и нести за них ответственность перед обществом и отдельным человеком. Идея социальной ответственности организации состоит в том, что деятельность отдельных организационных систем и принимаемые ими решения имеют далеко идущие социальные последствия внутри организации и в окружающей среде.

Другим представителем системного подхода можно считать Питера Друкера, который внес значительный вклад в создание целостной концепции управления и определение роли профессионального менеджера в организации. В книге «Практика управления» Друкер отмечал исключительную роль менеджмента и управленческой элиты, считая их основой предпринимательства и человеческого общества.

Одной из идей Друкера была концепция, в соответствии с которой основу организации составляют ее цели. Лишь после их постановки можно определять функции организации, систему и методы взаимодействия элементов процесса управления. Это в корне противоречило логике, принятой со времен А. Файоля, исходившей из определяющей роли функций и процесса – процессный подход.

Он определял менеджмент как искусство управления бизнесом и акцентировал внимание на творческой созидательной стороне деятельности руководителя, который создает из имеющихся ресурсов подлинное целое, производственное единство, и в этом отношении он — «дирижер оркестра». Как дирижер всегда должен слышать весь оркестр, так и менеджер должен следить за общей деятельностью предприятия и за рыночной конъюнктурой. Ему нужно постоянно обозревать предприятие как целое, но за лесом не терять из виду отдельных деревьев, поскольку в определенных условиях частные вопросы приобретают решающее значение. Но дирижер имеет перед собой партитуру, написанную композитором; менеджер же одновременно является и композитором, и дирижером.

Задача менеджера, по мнению Друкера, состоит и в том, чтобы всегда помнить о перспективах предприятия, делать все возможное для их достижения. Но он не может быть «универсальным гением», а должен побуждать, направлять, организовывать людей на выполнение работы.

К общим функциям менеджеров на предприятии, во многом определяемым его особенностями, Друкер отнес:

· организацию, классификацию, распределение работы;

· создание необходимой организационной структуры, подбор кадров;

· определение целей, что необходимо сделать для их достижения, обеспечение их реализации путем постановки перед людьми конкретных задач;

· обеспечение побудительных мотивов, создание коллектива из лиц, ответственных за различную работу, достижение необходимой согласованности их работы;

· анализ деятельности организации, нормирование, оценку всех работников;

· обеспечение найма людей.

Высокая оценка роли менеджера тем не менее не помешала Друкеру выдвинуть идею самоуправления трудового коллектива, в соответствии с которой рабочие и служащие должны избирать специальный орган, занимающийся решением социальных проблем. Это, по его мнению, повышает их ответственность за дела фирмы.

Американский исследователь Д. Форрестер разработал формальную модель организационной системы промышленного предприятия. В ней присутствовали шесть взаимосвязанных потоков: сырье, заказы, денежные средства, оборудование, рабочая сила, информация.

Сложность управления этой системой, по мнению Форрестера, состояла в том, что под влиянием различных факторов будущий результат может не соответствовать ожидаемому, нет гарантии, что намеченная цель будет достигнута в точном соответствии с задуманным, как хотелось бы. Это толкает менеджеров на проведение политики, исходящей из сиюминутных интересов, особенно с учетом того, что срок пребывания у власти управляющих и лидеров невелик. Хотя постановка краткосрочных целей проще, управление сложными системами, исходящее лишь из них, неизбежно ведет к ухудшению деятельности. Таким образом, психологические факторы способствуют проведению политики, которая обеспечит хорошие результаты в ближайшем будущем в ущерб перспективе, и необходимо эти факторы учитывать при организации управления системой предприятия на перспективу.

В 1956 г. Т. Парсонс определил организацию как комплексную социальную систему - совокупные действия и взаимосвязанное поведение субъектов, которая сфокусирована на достижении целей и содействует, в свою очередь, осуществлению целей более крупных организаций.

Подсистемами организации являются: формальная (ядро) и неформальная структуры, статусы, роли, физическое окружение. Связывают эти элементы:

· Коммуникации - методы, посредством которых в различных частях системы вызываются действия, обеспечиваются контроль и координация. Система коммуникаций образует конфигурацию, строение организации;

· Равновесие - как механизм стабилизации организационного целого, его адаптации к изменяющимся условиям с целью гармонизации потребностей и установок индивидов и требований организации;

· Процесс принятия решений - средство регулирования и стратегического руководства.

Все вместе это - организационная система, главным интегрирующим фактором которой является цель, а стабилизирующим — стандарты, определяющие роли участников.

Согласно Парсонсу социальные системы распространяются на четырех уровнях общества:

· первичном, психологическом, где элементы непосредственно взаимодействуют;

· управленческом, регулирующем процесс взаимодействия первого уровня;

· институциональном (совет директоров), где решаются вопросы общего порядка;

· социальном, в политических сферах.

Парсонс выдвинул идею четырех функциональных предписаний, реализация которых обеспечивает нормальное состояние и развитие системы: функция достижения целей; адаптация системы по отношению к внешней среде; интеграция системы; регулирование скрытых напряжений.

 

В рамках системного подхода возникли многочисленные количественные теории управления. Толчком этому послужило появление и широкое распространение кибернетики, общей теории систем, исследования операций и других математических методов. Сторонники теории кибернетики, опираясь на формализованные описания различных ситуаций, пытались с помощью математического моделирования найти оптимальные решения стоящих перед организацией проблем.

Например, метод исследования операций путем рационального перебора вариантов должен решает следующие задачи: управление запасами; распределение ресурсов между потребителями с учетом степени эффективности их использования; массовое обслуживание; выбор маршрута и уточнение работ во времени; определение графика замены устаревшего оборудования. В результате облегчается долгосрочное прогнозирование, планирование, программирование, принятие решений в условиях избытка информации, когда ее учет, оценка и систематизация обычными методами невозможны.

Другое направление - эконометрическое, основывается на создании экономико-математических моделей. Обычно модель управленческого процесса может быть представлена как система уравнений и неравенств, включающая набор переменных величин (известных и неизвестных) и параметров, отражающих связи между ними. Задавая величину известных, переменных («входы» модели), можно на основе математических расчетов определить значения неизвестных («выходы»), иными словами, показать, как будет (или должен) вести себя управляемый объект при воздействии на него тем или иным способом и к каким результатам это приведет.

Но надежды, возлагавшиеся на применение количественных методов, не оправдались в связи со сложностью социальных систем и с тем, что их поведение слабо поддается количественному анализу. Тем не менее, обобщение полученного опыта дало дополнительный импульс развитию системного подхода.

В 1980-е годы одной из наиболее популярных теорий в рамках системного подхода стала концепция «7-S», разработанная Э. Атосом, Р. Паскалем, Т. Питерсом и Р. Уотерменом. «7-S» — это семь взаимосвязанных переменных: «стратегия» - strategic, «структура» - structure, «система управления» - management sistem, «персонал» - staff, «квалификация сотрудников» - skill, «разделяемые ценностей» - shared values, «стиль» - stile. Изменения в одной переменной через систему связей вызывают влияние на состояние остальных, поэтому поддержание баланса и гармонии между ними составляет главную задачу менеджмента.

 

Основные понятия, тесно связанные с системой и ее характеристиками:

Объект познания - часть реального мира, которая выделяется и воспринимается как единое целое в течение длительного времени. Система – это образ объекта. Объект может быть материальным (производство, автомобиль, телевизор, армия) и абстрактным (родина, некая математическая или физическая задача, воспитание, обучение, экология); естественным (живая природа, среда обитания, атмосфера) и искусственным (фирма, продукт, магазин). Реально объект обладает бесконечным набором свойств различной природы. Практически в процессе познания взаимодействие осуществляется с ограниченным множеством свойств, лежащих в приделах возможности их восприятия и необходимости для цели познания. Поэтому система как образ объекта задаётся на конечном множестве отобранных для наблюдения свойств: фирма – это все связанное с производством, набор материалов, ресурсов, людей, профессий, территория, свойства продукции, оборудования, управляющие и т.д.

Внешняя среда. Понятие «система» возникает там и тогда, где и когда мы материально или умозрительно проводим замкнутую границу между неограниченным или некоторым ограниченным множеством элементов. Те элементы с их соответствующей взаим­ной обусловленностью, которые попадают внутрь, — образуют сис­тему. Те элементы, которые остались за пределами границы, образуют множество, называемое в теории систем «системным окружением» или «внешней средой». Нельзя рассматривать систему без ее внешней среды. Система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаи­модействия с окружением, являясь при этом ведущим компонентом этого воздействия. В зависимости от воздействия на окружение и характер взаимодействия с другими системами функции систем можно расположить по возрастающему рангу следующим образом:

· пассивное существование – учет на предприятии, архивная работа, уборка квартиры, проверка счета на телефоне;

· материал для других систем – продукция, знания студента, оплата за квартиру;

· обслуживание систем более высокого порядка – шинное производство, погода в Антарктиде, методы математики;

· противостояние другим системам (выживание) – маркетинг, цены, концепции маркетинга;

· поглощение других систем (экспансия) – покупка ценных бумаг, интеграция, солнце, дождь;

· преобразование других систем и сред (активная роль) – разработка новых технологий, продуктов питания, энергий.

 

Всякая система может рассматриваться, с одной стороны, как подсистема более высокого порядка (надсистема), а с другой, как надсистема системы более низкого порядка (подсистема). Например, система «производственный цех» входит как подсистема в систему более высокого ранга — «фирма»; река и природа региона; математический метод оптимизации – задача оптимизации, математические символы. В свою очередь, надсистема «фирма» может являться подсистемой «корпорации», регион часть страны.

Обычно в качестве подсистем фигурирует более или менее самостоятельные части систем, выделяемые по определённым признакам, обладающие относительной самостоятельностью, определённой степенью свободы - бухгалтерия на предприятии ограничена учетом финансовых операций предприятия, использует свои методы, свои программы.

Компонент – любая часть системы, вступающая в определённые отношения с другими частями (подсистемами, элементами) – дети, взрослые, формальные отношения, доходы, занятость, образование, квартира, дача, машина и т.п.

Элементом системы является часть системы с однозначно определёнными свойствами, выполняющие определённые функции и не подлежащие дальнейшему разбиению в рамках решаемой задачи (с точки зрения исследователя) – цена молока, зарплата бухгалтера, расстояние между берегами в данной точке.

Понятие элемент, подсистема, система взаимопреобразуемы: система может рассматриваться как элемент системы более высокого порядка (метасистема), а элемент при углубленном анализе как система. То обстоятельство, что любая подсистема является одновременно и относительно самостоятельной системой приводит к 2 аспектам изучения систем: на макро- и микро- уровнях:

· При изучении на макроуровне основное внимание уделяется взаимодействию системы с внешней средой. Причём системы более высокого уровня можно рассматривать как часть внешней среды. При таком подходе главными факторами являются целевая функция системы (цель), условия её функционирования. При этом элементы системы изучаются с точки зрения организации их в единое целое, влияние на функции системы в целом;

· На микроуровне основными становятся внутренние характеристики системы, характер взаимодействия элементов между собой, их свойства и условия функционирования.

При изучении системы сочетаются оба компонента.

Структура системы -устойчивое множество отношений, которое сохраняется длительное время неизменным, по крайней мере, в течение интервала наблюдения. Структура системы опережает определенный уровень сложности по составу отношений на множестве элементов системы или что эквивалентно, уровень разнообразий проявлений объекта. Бывают структуры: последовательные, параллельные, шинные, радиальные, иерархические, кольцевые и т.п.

Связи — это элементы, осуществляющие непосредственное взаимодействие между элементами (или подсистемами) системы, а также с элементами и подсистемами окружения. Связь — одно из фундаментальных понятий в системном подходе. Система как единое целое существует именно благодаря наличию связей между ее элементами, так как именно связи выражают законы функционирования системы. Связи различают по характеру взаимосвязи как прямые и обратные, а по виду проявления как детерминированные и вероятностные.

Прямые связи предназначены для заданной функциональной передачи вещества, энергии, информации или их комбинаций — от одного элемента к другому в направлении основного процесса.

Обратные связи, в основном, выполняют осведомляющие функции, отражая изменение состояния системы в результате управляющего воздействия на нее. Процессы управления, адаптации, саморегулирования, самоорганизации, развития невозможны без использования обрат­ных связей.

 

 

С помощью обратной связи сигнал с выхода системы передается в орган управления. Этот сигнал, содержащий информации о работе, выполненной объектом управления, сравнивается с сигналом, задающим содержание и объем работы (например, план). В случае возникновения рассогласования между фактическим и плановым состоянием работы принимаются меры по его устранению. Основными функциями обратной связи являются:

· противодействие тому, что делает сама система, когда она выходит за установленные пределы (например, реагирование на снижение качества);

· компенсация возмущений и поддержание состояния устойчивого равновесия системы (например, неполадки в работе оборудования);

· синтезирование внешних и внутренних возмущений, стремящихся вывести систему из состояния устойчивого равновесия, сведение этих возмущений к отклонениям одной или нескольких управляемых величин (например, выработка управляющих команд на одновременное появление нового конкурента и снижение качества выпускаемой продукции);

· выработка управляющих воздействий на объект управления по плохо формализуемому закону. Например, установление более высокой цены на энергоносители вызывает в деятельности различных организаций сложные изменения, меняют конечные результаты их функционирования, требуют внесения изменений в производственно-хозяйственный процесс путем воздействий, которые невозможно описать с помощью аналитических выражений.

Нарушение обратных связей в социально-экономических системах по различным причинам ведет к тяжелым последствиям. Отдельные локальные системы утрачивают способность к эволюции и тонкому восприятию намечающихся новых тенденций, перспективному развитию и научно обоснованному прогнозированию своей деятельности на длительный период времени, эффективному приспособлению к постоянно меняющимся условиям внешней среды.

Особенностью социально-экономических систем является то обстоятельство, что не всегда удается четко выразить обратные связи, которые в них, как правило, длинные, проходят через целый ряд промежуточных звеньев, и четкий их просмотр затруднен. Сами управляемые величины нередко не поддаются ясному определению, и трудно установить множество ограничений, накладываемых на параметры управляемых величин. Не всегда известны также действительные причины выхода управляемых переменных за установленные пределы.

Детерминированная (жесткая) связь, как правило, однозначно определяет причину и следствие, дает четко обусловленную формулу взаимодействия элементов.

Вероятностная (гибкая) связь определяет неявную, косвенную зависимость между элементами системы. Теория вероятности предлагает математический аппарат для иссле­дования этих связей, называемый «корреляционными зависимос­тями».

Критерии — признаки, по которым производится оценка соответствия функционирования системы желаемому результату (цели) при заданных ограничениях.

Эффективность системы — соотношение между заданным (целевым) показателем результата функционирования системы и фактически реализованным.

Функционирование любой произвольно выбранной системы состоит в переработке входных (известных) параметров и известных параметров воздействия окружающей среды в значения выходных (неизвестных) параметров с учетом факторов обратной связи.

Вход — все, что изменяется при протекании процесса системы.

Выход — результат конечного состояния процесса.

Процессор — перевод входа в выход.

Система осуществляет свою связь со средой следующим образом: вход данной системы является в то же время выходом предшествующей, а выход данной системы — входом последующей. Таким образом, вход и выход располагаются на границе системы и выполняют одновременно функции входа и выхода предшествую­щих и последующих систем.

Ограничение — обеспечивает соответствие между выходом системы и требованием к нему, как к входу в последующую систему — потребитель. Если заданное требование не выполняется, ограни­чение не пропускает его через себя. Ограничение, таким образом, иг­рает роль согласования функционирования данной системы с целями (потребностями) потребителя.

Определение функционирования системы связано с понятием «проблемной ситуации», которая возникает, если имеется различие между необходимым (желаемым) выходом и существующим (реаль­ным) входом.

Проблема — это разница между существующей и желаемой системами. Если этой разницы нет, то нет и проблемы. Решить проблему — значит скорректировать старую систему или сконструировать новую, желаемую.

Состоянием системы называется совокупность существенных свойств, которыми система обладает в каждый момент времени.

Сущность системного подхода как отрасль науки, может быть разделена на две условные части:

· теоретическую: использующую такие отрасли как теория вероятностей, теория информации, теория игр, теория графов, теория расписаний, теория решений, топология, факторный анализ и др.;

· прикладную, основанную на прикладной математической статистике, методах исследовании операций, системотехнике и т. п. Таким образом, теория систем широко использует достижения многих отраслей науки и этот “захват” непрерывно расширяется.

Преобразования в системах могут осуществляться для получения: реального объекта - RE, информационного объекта - INF, объекта сознания -IM. Возможны 9 комбинаций: RE-RE, RE-INF, RE-IM и т.п.

 

Жизненный цикл систем включает создание, функционирование, развитие, разрушение, восстановление.

 

Исследование объекта как системы предполагает использование ряда понятий или категорий, среди которых основными являются:

· Структурное представление системы - связано с выделением элементов системы и связей между ними;

· Функциональное представление систем – выделение совокупности функций или целенаправленных действий системы и её компонентов, направленное на достижение определённой цели;

· Макроскопическое представление – понимание системы как нерасчленимого целого, взаимодействующего с внешней средой;

· Микроскопическое представление основано на рассмотрении системы как совокупности взаимосвязанных элементов. Оно предполагает раскрытие структуры системы;

· Иерархическое представление - понятии подсистемы, получаемой при разложении (декомпозиции) системы, обладающей системными свойствами, которые следует отличать от её элемента – неделимого на более мелкие части с точки зрения решаемой задачи. Система может быть представлена в виду совокупностей подсистем различных уровней, составляющую системную иерархию, которая замыкается снизу только элементами;

· Процессуальное представление предполагает понимание системного объекта как динамического объекта, характеризующегося последовательностью его состояний во времени.

Тема 1. Понятийный аппарат теории систем

 

Система – это любой объект действительности, представляющий собой целостное множество элементов.

Система есть нечто целое.

Система есть организованное множество.

Система есть множество вещей, свойств и отношений.

Система есть множество элементов, образующих структуру и обеспечивающих определенное поведение системы в условиях окружающей среды.

Система есть упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, закономерно образующих единое целое.

Свойства системы:

· организованность;

· сложность;

· управляемость;

· устойчивость;

· надежность;

· связность;

· эффективность;

· целостность;

· адаптируемость;

· самоуправляемость;

· целенаправленность.

Организация - свойство систем обнаруживать взаимосвязанное поведение частей системы в рамках целого. Под частями системы понимаются ее элементы, подсистемы. Организация системы проявляется прежде всего в ограничении разнообразия поведения частей системы.

В большинстве ситуаций не­обходимо рассматривать внутреннюю организацию - структуру системы.

Структура системы может быть детерминированной (не изменяться в течении дли­тельного периода исследования системы), стохастической (при этом для исследования используются статистические характеристики системы), адаптивной (см. Адаптация) при изменениях в среде или внутренних нестабильностях. Виды структур организации могут быть различными (см. Структура, Организационная структура). Организация и структура системы тесно связаны с ее динамическими характеристиками, с понятиями устойчивости, чувствительности

Представление организации как системы позволяет выделить ряд присущих ей об-щих свойств, наблюдаемых в организациях любой природы. К ним относятся эмерд-жентность или целостность (см.), гомеостазис (см.). Создание целого осуществляется посредством интеграции.

Свойство целостности (связности, единства целого) применительно к организации предполагает следующее:

• целое первично, а части вторичны;

• интеграция – это условия взаимосвязанности многих частей внутри целого;

• части образуют неразрывное целое так, что воздействие на любую из них влияет на все остальные;

• каждая часть имеет свое определенное назначение с точки зрения той цели, на достижение которой направлена деятельность целого;

• природа частей и их функций определяется положением частей в целом, а их по­ведение регулируется взаимоотношениями целого и его частей;

• целое - это система или комплекс, или конфигурация сил, которая ведет себя как нечто единое независимо от степени его сложности;

• все должно начинаться с целого - это предпосылка начала работы, а затем должны быть выделены части и определены их взаимоотношения.

Понятие целостности неразрывно связано с понятием эмерджентности (неожиданности).

Термин эмерджентность подчеркивает появление неожиданных, качественно новых свойств целого, от­сутствующих у его составных частей. Это означает, что свойства целого не являются простой суммой свойств составляющих его элементов, хотя и зависят от них. Но объединенные в систему (целое) элементы могут терять свойства, присущие им вне системы, и приобретать новые. Например, подобно тому, как из одних и тех же атомов могут образовываться молекулы различных веществ, так и из одних и тех же категорий специали­стов могут создаваться производственные организации различного профиля.

Организация, являясь целостным, системным образованием, обладает свойством ус­тойчивости, т.е. всегда стремится восстановить нарушаемое равновесие, компен­сируя возникающие под влиянием внешних факторов изменения. Это явление называет­ся гомеостазисом - относительное динамическое постоянство состава и свойств внут­ренней среды и устойчивость основных функций системы.

Организационная структура (оргструктура), или структура организационно­го управления предприятием, представляет собой состав и взаимосвязь структурных управленческих звеньев.

Виды организационных структур. Исходными организационными формами управ­ления являются линейная и функциональная, которые соответствуют древо­видной иерархической структуре и предельному случаю иерархии со «слабыми» связями (см. Иерархические структуры).

В настоящее время в чистом виде эти исходные формы орг.структур не применяются. Однако принципы линейного и функционального управления используются в любой ор­ганизационной структуре.

Линейное руководство строится на основе производст­венной структуры предприятия.

.Линейная структура - исторически самый простой вид организационной струк­туры предприятия.

Такая организационная структура представляет собой древовидную иерархическую структуру, т.е. структуру, в которой любой элемент нижележащего уровня подчи­нен только одному элементу вышестоящего, что позволяет реализовать в системе управ­ления только отношения «руководство - подчинение.

В линейной структуре руководитель выполняет все функции по управлению подразде­лениями - от управления собственно производственным процессом до управления всеми видами обеспечивающей деятельности (материально-техническое снабжение, распределе­ние финансов, учет труда и заработной платы сотрудников, вплоть до подбора кадров). Поэтому он должен обладать разнообразными знаниями и опытом управления, а структура создает реальные условия для единоначалия, обеспечивает единство распорядительства в системе управления. Такие свойства линейной структуры ориентируют руководителей в основном на решение оперативных задач.

Линейное управление строится на основе производственной структуры предприятия и используется для управления организацией в целом (предприятие - цех - участок), а также его подразделениями (начальник цеха - начальник участка - мастер).

Отношение «руководство - подчинение» строится на основе линейной структуры и в подразделениях функционального управления

Функциональные подразделения обеспечивают единую политику и централизацию управления по основным укрупненным функциям организации производственного процесса (техническая и технологическая подготовка производства, ма­териально-техническое обеспечение процесса производства, финансовое, кадровое и другие виды обеспечения предприятия). В то же время отношения внутри функциональных под­разделений также строятся по линейному принципу (заместитель директора по соответ­ствующему виду деятельности - отдел - бюро).

В линейно-функциональной структуре принято такое разделение труда, при ко­тором линейные звенья управления наделены принципами единоначалия и выполняют функции распорядительства, а функциональные - оказывают помощь линейным, но свое непосредственное воздействие на нижележащие звенья осуществляют только после со­гласования технической, экономической и т. п. видов политики и планов ремонта поме­щений, техники, распределения ресурсов (финансовых, кадровых, ЭВМ и т. д.) на Директорате (научно-техническом совете) предприятия (или организации).

Критерии оценки систем - правила или норма, позволяющие оценить эффек­тивность системы, соответствие требуемого и достигаемого результатов.

Если удается ввести количественные характеристики и связать аналитическим выра­жением цель системы и средства ее достижения, то такие выражения называют крите­рием эффективности, критерием функционирования, целевой функцией и т. п.

Целесообразно рассмотреть различные подходы к трактовке и классифи­кации критериев оценки эффективности систем

При оценке систем различают качество систем и эффективность реализуемых системами процессов. Соответственно вводят критерии качества и показатели и критерии эффективности.

 

Адаптация - в широком смысле способность системы приспосабливаться к изме­няющимся условиям среды, помехам, исходящим от среды и оказывающим влияние на систему.

Адаптация определялась также как «способность системы обнаруживать целена­правленное приспосабливающееся поведение в сложных средах»

Управление - в широком смысле функция системы, ориентированная либо на со­хранение основного качества, т.е. совокупности свойств, утрата которых ведет к разру­шению системы в условиях изменения среды, либо на выполнение некоторой про­граммы, обеспечивающей устойчивость функционирования, гомеостаз, дос­тижение определенной цели.

Понятие управление не формализовано настолько, чтобы можно было дать его точное и при этом достаточно полное формальное описание.

Систему, в которой реализуется функция управления, называют системой управления и выделяют в ней две подсистемы: управляющую (осуществляющую функцию управления) и управляемую (объект управления).

 

Степень сложности системы определяется количеством элементов в нее входящих и количеством функций, выполняемых этой системой.

Гомеостаз (гомеостазис) (греч. homeo - подобный, stasis - неподвижность) - поня­тие.

Применительно к теории систем гомеостазом первоначально называли свойство системы сохранять в процессе взаимодействия со средой значения существенных пере­менных в некоторых заданных пределах.

Существенными называют характеристики, влияющие на основное качество систе­мы, нарушение которого приводит к ее разрушению. При этом существенные перемен­ные должны оставаться стабильными при различных состояниях среды и обеспечивать равновесие системы.

В таком понимании гомеостаз или равновесие характеризуют систему как целое, а не отдельные ее части.

Так, при описании социально-экономических систем сложно выявить такие переменные, или выявленные характеристики могут не иметь ясной содержательной интерпретации. Такие объекты, как правило, следует выражать классом самоорганизующихся систем, структура и характеристики которых могут меняться с течением времени, а условие жесткой фиксации границ существенных переменных невозможно выполнить.

Неудобно пользоваться такой моделью гомеостаза и в тех случаях, когда система стремится максимизировать (а не стабилизировать) некоторые свои переменные.

Ряд исследователей по этой причине противопоставляли гомеостатическим систе­мам адаптивны.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципы теории систем | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.158 сек.