Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды общения

3.

2.

1.

Общество как систему, состоящую из людей и свойственной им культуры, то есть из создаваемых ими норм и ценностей,можно представить как систему, состоящая из двух подсистем - социальной и культурной. Вообще такое разделение на две подсистемы условно, потому что на самом деле культурная или ценностно-нормативная структура не существует отдельно от самих носителей культуры, то есть, людей: не бывает культуры, существующей самой по себе как некое аморфное вещество. Обязательно есть люди, которые выступают носителями культуры. И, тем не менее, в познавательных целях для удобства изучения общества социологи условно разделяют эти неразделимо взаимодействующие подструктуры общества так же, как и психологи условно разделяют мозг и сознание, хотя в реальности сознание не бывает без мозга.

Элементы, наполняющие социальную структуру– это люди. Но люди – это не однородная масса. Среди людей есть русские и узбеки, врачи и учителя, мужчины и женщины. Отгруппированные по какому-то одному признаку, люди и образуют социальную структуру. Если мы сгруппируем людей по признаку пола и возраста, и разделим всех на мужчин и женщин и детей, то получим демографическую структуру общества. Если сгруппировать их по признаку профессии, то есть разделить всех на врачей и учителей и так далее, то получим профессиональную структуру. Если разделить всех на горожан и селян, то получим территориальную структуру общества. То есть, социальная структура основана на группировке людей по какому-то признаку, это просто совокупность взаимосвязанных социальных групп.

Социальная группа раньше понималась как синоним социальной общности. Из первого знакомства с социологическими категориями известно, что общностью или группой называется взаимосвязь людей, основанная на общих интересах. Вспомним, что для наличия общих интересов достаточно хотя бы одного общего признака. При этом, люди обладающие одним признаком, могут иметь совсем разные интересы. Например, разные интересы у студентов, но у всех их есть общий признак – они учатся в вузе. Хотя, конечно же, у студентов найдутся интересы, общие для всех - например, все хотят получить диплом. Общий интерес можно рассматривать как общий признак, но общий признак не обязательно должен быть такого характера как интерес, цель, деятельность и т.д. Например, цвет волос - это тоже признак. Есть социальная группа «блондинки», а есть – «брюнетки».

Итак, СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ – это совокупность людей, объединенных общим признаком. Последнее время в научной литературе термин «общность» стал употребляться не как синоним термина «группа», а как особый вид группы, который создается независимо от воли людей. Например, группа «русские» или «французы» - когда мы рождаемся, то включаемся в ту или иную группу независимо от желания. Одни авторы называют такие группы общностями, а другие – объективными группами (в отличии от субъективных, которые создаются усилиями людей. Например, группа «студенты» субъективная. Поскольку однозначно различия между терминами «общность» и «группа» не оговорены в современной науке, то не будем считать ошибкой восприятие этих терминов как синонимов.

Социологический подход к изучению групп состоит в том, что социологию интересует

- определение места конкретной группы в социальной структуре общества;

- изучение функций конкретной группы в обществе;

изучение взаимодействия конкретной группыс другими группами общества

В обществе функционирует множество самых разных общностей.

По объему выделяют малые и большие группы. Малыми называют такие, где

связь между членами группы осуществляется непосредствено. А большие – это те, где люди общаются через посредника.

По типу отношений различают первичные (отношения в них доверительные, интимные) и вторичные (отношения в них носят формальный характер).

По значимости для индивида группы делятся на референтные (то есть, значимые) и не референтные (то есть, не имеющие значения для конкретного индивида)

По способу организованности различают формальные и неформальные группы. В формальных есть зафиксированные в документах правила группы, отношения оформлены. В неформальных нет четко прописанных правил, поведение членов не регламентировано.

По заданности положения бывают объективные группы (такие, которые существуют независимо от воли человека) и субъективные(такие, которые созданы сознательными действиями людей)

По уровню развития различают группы невысокого уровня развития и высокого уровня развития, которые называют коллективами. Коллектив отличает высокая сплоченность, ответственность за результаты совместной групповой деятельности.

По содержанию действий группы делятся на номинальные, типологические, ассоциации и организации. Номинальные - сформированы исследователем по признаку, который членами группы не осознается. Типологические – общий признак осознается членами группы. Ассоциации –группы, члены которых взаимодействуют друг с другом для достижения определенной цели. Организации -группы, члены которых взаимодействуют друг с другом для достижения определенной цели.

 

Для удовлетворения своих потребностей люди часто стремятся объединиться. Особую роль в жизни личности играют малые группы. Как известно еще из школьного курса обществознания, «малая группа – небольшая по численности совокупность людей, объединенных общими целями, интересами, ценностям, нормами и правилами поведения, а также постоянным взаимодействием. Только в малой группе возможно личное (неформальное) общение между ее членами (первичная группа). Между участниками больших групп и социальных организаций (вторичные группы) чаще распространено социальное (формальное) общение. Малыми группами являются семья, школьный класс, дружеская компания и т.д.

Группа – это реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то определённым признакам: совместная деятельность; единство цели; межличностное взаимодействие; характер отношений между членами группы.

Положение человека в малой группе определяет его права, обязанности и привилегии. В группе человек всегда играет какую-либо роль – роль члена семьи, роль работника, роль ученика и т.д.Согласно статистическим расчетам, большинство малых групп включает 7 и менее человек.

Малая группа, в отличие от большой, держится на индивидуальной неповторимости и незаменимости участников. Значение малой группы состоит в том, что сама принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных запросов. Малая группа, в отличие от большой, удовлетворяет наибольшее число жизненно важных потребностей человека.

Группа предоставляет каждому максимум доступных преимуществ, поскольку являет собой объединение равно полезных друг другу индивидов. Каждый из них получает от пребывания в данной группе больше пользы, чем в любой другой.

Малая группа принимает множество форм вплоть до очень сложных, разветвленных и многоярусных образований. Однако исходных форм всего две — диада и триада. Их можно назвать простейшими молекулами малой группы, которые, подобно генетическому коду, задают другие свойства и признаки малой группы.

Диада состоит из двух человек (например, пары влюбленных). Они постоянно встречаются, проводят вместе досуг, обмениваются знаками внимания и символами. У них формируются устойчивые межличностные отношения, основанные прежде всего на чувствах — любви, ненависти, доброжелательности, холодности, ревности, гордости. Эмоциональная привязанность влюбленных заставляет их бережно относиться друг к другу, т. е. строить обмен по принципу: делай другому то, что хотел бы, чтобы он тебе сделал. Даря свою любовь, партнер надеется, что взамен получит не меньшее ответное чувство. И так во всем - от обмена подарками до обмена приветствиями и чувствами. Таким образом, исходный закон межличностных отношений в диаде — эквивалентность обмена и взаимность. В больших социальных группах, скажем, в производственной организации или банке, подобный закон может и не соблюдаться: начальник требует и берет от подчиненного больше, чем дает взамен. Диада — царство субъективных пристрастий, где социальное начало только еще зарождается.

Иное дело триада. Триада — активное взаимодействие трех человек. Когда в конфликте двое выступают против одного, то последний сталкивается уже с мнением большинства. Он рассуждает так: один может ошибиться в оценке моих поступков, но двое вряд ли. Они выражают скорее объективное мнение.

Так же и в обществе: когда на ваши недостатки указывает один, его мнение можно оценить как взгляд недоброжелателя или завистника. Один способен ошибаться. Но когда то же самое говорят многие, их мнение граничит с объективной истиной. Закон человеческих отношений гласит: мнение большинства с максимальной вероятностью воспринимается как достоверное. Мнение одного или меньшинства в одинаковой мере может восприниматься и как истина, и как ложь. Вот почему с мнением большинства так трудно бороться в одиночку.

Если это так, то между диадой и триадой существует принципиальное различие. Диада — крайне непрочное объединение. Сильные взаимные чувства и привязанность моментально переходят в свою противоположность. Любовная пара распадается с уходом одного из партнеров или охлаждением чувств.

Триада более стабильна. В ней меньше интимности и эмоций, но лучше развито разделение труда. Более сложное разделение труда придает больше независимости индивидам. Двое объединяются против одного в решении одних вопросов и меняют состав коалиции в решении других. В триаде попеременно все меняются ролями и в результате никто не доминирует».

Структура малой группы, как, впрочем, и любой другой группы, подразумевает наличие лидера.

«Лидером именуют члена группы, пользующегося наибольшими симпатиями и принимающего решения в самых важных ситуациях. Следовательно, у него наибольшие авторитет и власть. Аутсайдер — лицо с наименьшим авторитетом (“самое слабое звено”). Он не участвует в принятии решении либо привлекается к участию наименьшее число раз. С мнением аутсайдера мало кто считается. Если лидер в малой группе, как правило, один, то аутсайдеров может быть несколько. Когда лидеров больше одного, группа раскалывается на подгруппы. Их называют кликами.

Малая группа служит соединительным мостиком между индивидом, большими группами и обществом. Проблемы малых групп изучает социальная психология — пограничная дисциплина между психологией и социологией. Структура группы определяет характер ее динамики и, в свою очередь, определяется ею. Исследование динамических процессов, протекающих в данный отрезок времени и знаменующих собой движение группы от одной стадии развития к другой, получило название групповой динамики. Как самостоятельное, по преимуществу прикладное, направление она сложилась в середине 40-х годов под влиянием работ К. Левина, Дж Хоманса, Р. Бейлза и других. В поле зрения ученых находятся сегодня вопросы изменения групповой структуры, проблемы лидерства, принятия групповых решений, достижения консенсуса и продления конфликтов, модификация поведения, групповых норм, ценностей и целей».

Если в группе складывается высокая сплоченность, ответственность за результаты совместной групповой деятельности, то такую группу называют коллективом. Хотя, на обывательском уровне коллективом называют любую организацию. Но не в каждой организации действительно складываются именно такие отношения.

Организации обладают следующими признаками:

1- строгая иерархия,

2-четкое разделение труда,

3 –совокупность правил.

Организации можно разделить на административные – те, которые созданы для выпуска продукции, и общественные – те, которые созданы для удовлетворения интересов самих участников организации.

В свою очередь, административные организации можно разделить на менеджерские – те, которые основаны на гибкой системе управления, и бюрократические, основанные на принципе нейтралитета в принятии решений. Автор термина бюрократия Макс Вебер употребил его для организации, построенной на рациональных принципах управления. В реальной жизни часто наблюдаются нарушения этих принципов. Такое явление получило название бюрократизм – нарушение принципов бюрократии.

Анализируя теорию Вебера, современный исследователь Энтони Гидденс отмечает, что «Вебер создает идеальный тип бюрократии. (Здесь термин “идеальный” относится не к наиболее желаемой, а к “чистой форме” бюрократической организации. Идеальный тип — это абстрактное описание, в нем лишь усиливаются некоторые черты, присущие реальным случаям, для выделения наиболее существенных их характеристик.) Вебер перечисляет несколько характеристик бюрократии идеального типа.

1. Существует четко определенная иерархия власти, при которой задачи в организации распределяются как “служебные обязанности”. Бюрократия имеет вид пирамиды, в которой положение, означающее высшую власть, соответствует вершине. Существует “цепочка управления” от вершины к основанию, которая позволяет принимать скоординированные решения. Каждый более высокий слой руководит и контролирует слой, на ступень ниже его в иерархии.

2. Установленные правила определяют поведение должностных лиц на всех уровнях организации. Это вовсе не означает, что бюрократические обязанности являются рутинным делом. Чем выше пост, тем большее число случаев должны охватывать соответствующие правила, и тем больше гибкости требуется при их интерпретации.

3. Должностные лица заняты полный рабочий день и получают должностной оклад. Каждое рабочее место в иерархии подразумевает связанную с ним четко определенную и фиксированную заработную плату. От индивида ожидается, что он будет делать карьеру в организации. Продвижение может происходить на основе способностей, старшинства или смеси того и другого.

4. Существует разделение между обязанностями должностного лица внутри организации и его жизнью вне ее. “Частная жизнь” должностного лица отличается от его деятельности на рабочем месте, а также физически отделена от места работы.

5. Никто из членов организации не владеет материальными ресурсами, которыми распоряжается. Согласно Веберу, с развитием бюрократии работники отделяются от контроля над средствами производства. В традиционных общинах фермеры и ремесленники обычно имели возможность управлять процессами производства и владели используемыми в производстве инструментами и инвентарем. В бюрократиях должностные лица не владеют теми офисами, в которых они работают, конторскими столами, за которыми сидят, или офисным оборудованием, которое используют.

По мнению Вебера, современная бюрократия является высокоэффективным способом организации больших количеств людей. Тому имеются несколько причин:

1. Бюрократические процедуры могут каким-то образом ограничивать инициативу, но они при этом обеспечивают принятие решений согласно общему критерию, а не по личному произволу и капризу.

2. Подготовка должностных лиц для того, чтобы они стали специалистами в той области, к которой относятся их служебные обязанности, отсекает “талантливых любителей”, но обеспечивает должный уровень общей компетентности.

3. То, что на официальных должностях требуется занятость в течение полного рабочего дня и предоставляется должностной оклад, уменьшает, хотя и не устраняет полностью, возможность коррупции. Традиционные системы власти в значительной степени основывались на том, что мы называем сегодня “практикой коррупции”. Чиновники использовали свое положение, например, чтобы облагать данью тех, кем они управляли, и присваивать большую часть денег себе.

4. Оценка деятельности путем проверок или других открытых средств снижает, хотя и не устраняет полностью, возможность получения должностей на основе личных привязанностей или родственных связей.

Вебер полагает, что чем ближе организация к идеальному типу бюрократии, тем более эффективно она будет справляться с задачами, для решения которых была создана. Он часто сравнивал бюрократии со сложными механизмами. Тем не менее, он признавал, что бюрократия порождает проблему “канцелярщины”, и допускал, что многие бюрократические процедуры утомительны и дают мало возможностей для применения творческих способностей. Бюрократическая рутина и власть чиновников в нашей жизни становятся ценой, которую мы платим за техническую эффективность бюрократических организаций.

При анализе бюрократии Вебер основное внимание уделялформальным отношениям внутри организации. Чем более бюрократизирована (в терминологии Вебера) организация, тем более определенными и детализированными являются ее задачи. Он ничего не говорил относительно неформальных связей и отношений внутри малых групп, существующих во всех организациях. В бюрократиях неформальные способы деятельности зачастую являются основным средством, благодаря которому достигается определенная степень гибкости.

Блау в своей классический работе изучал неформальныеотношения в правительственном агентстве. Задача чиновников агентства состояла в исследовании различных способов нарушений при уплате налогов. Агенты, сталкивавшиеся с проблемами, разрешение которых вызывало у них сомнения, должны были обсудить их со своими непосредственными начальниками. Правилами было установлено, что они не могут советоваться со своими коллегами, находящимися на одном с ними уровне. Однако многие из них неохотно обращались к своим начальникам из-за опасения выглядеть недостаточно компетентными и снизить этим шансы на продвижение по службе. Поэтому обычно они консультировались друг с другом, нарушая официальные правила. Это не только помогало получить конкретный совет, но и снижало беспокойство, связанное с работой в одиночку. Среди работающих на одном уровне образовалась сплоченная группа лояльных друг к другу людей, своего рода первичная группа. Блау приходит к выводу, что в результате проблемы, с которыми сталкивались сотрудники, разрешались гораздо эффективнее. В группе вырабатывались неформальные процедуры, допускающие гораздо больше инициативы и ответственности, чем было предусмотрено формальными правилами, принятыми в организации.

Неформальные сети могут развиваться на всех уровнях организации. На самой вершине личные связи и взаимоотношения могут играть гораздо большую роль в реальной структуре власти, чем те формальные ситуации, в которых, как считается, принимаются решения. Например, предполагается, что политику корпораций определяют собрания совета директоров и акционеров. В действительности же корпорацией руководят несколько членов совета, которые принимают решения неформальным образом, а совет лишь одобряет их. Неформальные взаимосвязи подобного рода имеют место и между различными корпорациями. Руководители различных фирм часто советуются друг с другом на неформальном уровне, состоят в одних и тех же клубах и проводят свободное время в одних и тех же обществах.

Не так просто ответить на вопрос, насколько неформальные процедуры способствуют или препятствуют эффективной работе организаций. Системы, напоминающие идеальный тип, описанный Вебером, приходят к созданию огромного множества способов неофициальных действий. Частично это происходит из-за того, что недостаток гибкости может быть преодолен путем неофициального обращения с формальными правилами. Для тех, кто занят скучной работой, неформальные способы деятельности часто помогают создать более приятную рабочую обстановку. Неформальные контакты между высшими должностными лицами могут быть эффективными и способствовать деятельности организации как единого целого. С другой стороны, люди, вовлеченные в подобные контакты, могут быть более заинтересованы в удовлетворении или защите своих собственных интересов, чем в отстаивании интересов организации». И в таком случае мы наблюдаем уже не бюрократию, а бюрократизм.

 

Межличностное Массовое
связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации
Межперсональное Ролевое
участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий участники выступают как носители определенных ролей (покупатель-продавец, учитель-ученик, начальник-подчиненный).
Доверительное Конфликтное
в его ходе передается особо значимая информация характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия
Личное Деловое
это обмен неофициальной информацией взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность
Прямое Опосредованное
непосредственное взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио и видеотехники)
Императивное Манипулятивное
авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. (Воинские уставные отношения, отношения «начальник - подчиненный» в экстремальных условиях, работа в чрезвычайных обстоятельствах). форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно
Монологическое Диалогическое
человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению

 

Э. Шостром выделил восемь манипулирующих типов:

1. Диктатор. Преувеличивает свою силу, доминирует, приказывает, цитирует авторитеты - делает все, чтобы управлять своими жертвами. Разновидности: Настоятельница, Начальник, Босс, Младшие Бога.

2. Тряпка. Жертва Диктатора и его прямая противоположность. Развивает большое мастерство во взаимодействии с Диктатором. Преувеличивает свою чувствительность. При этом характерные приемы: забывать, не слушать, пассивно молчать. Разновидности: Мнительный, Глупый, Хамелеон, Конформист, Смущающийся, Отступающий.

3. Калькулятор. Преувеличивает необходимость всех и вся контролировать. Он обманывает, увиливает, лжет, старается, с одной стороны, перехитрить, с другой - перепроверять других. Разновидности: Делец, Аферист, Игрок в покер. Делатель рекламы. Шантажист.

4. Прилипала. Полярная противоположность Калькулятору. Изо всех сил преувеличивает свою зависимость. Это личность, которая жаждет быть предметом забот. Позволяет и исподволь заставляет других делать за него всю работу. Разновидности: Паразит, Нытик, Вечный ребенок. Ипохондрик, Иждивенец, Беспомощный, Человек с девизом «Жизнь не удалась, и поэтому...»

5. Хулиган преувеличивает свою агрессивность, жестокость, недоброжелательность. Управляет с помощью угроз разного рода. Разновидности: Оскорбитель, Ненавистник, Гангстер, Угрожающий, женская вариация Хулигана - Сварливая баба («Пила»).

6. Славный парень. Преувеличивает свою заботливость, любовь, внимательность. Он убивает добротой. В некотором смысле столкновение с ним труднее, чем с Хулиганом. Вы не сможете бороться со Славным парнем. Удивительно, но в любом конфликте Хулигана со Славным парнем Хулиган проигрывает. Разновидности: Угодливый, Добродетельный, Моралист, Человек организации.

7. Судья. Преувеличивает свою критичность. Он никому не верит, полон обвинений, негодования, с трудом прощает. Разновидности: Собиратель улик. Позорящий, Оценщик, Мститель, Заставляющий признать вину.

8. Защитник. Противоположность Судье. Чрезмерно подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибке, он портит других, сочувствуя сверх всякой меры и отказываясь позволить тем, кого защищает, встать на собственные ноги и вырасти самостоятельными. Вместо того чтобы заняться собственными делами, он заботится о нуждах других. Разновидности: Наседка с цыплятами, Утешитель, Покровитель, Мученик, Помощник, Самоотверженный.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Носителя языка | Структура общения. 1. Макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.