КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Весной 1953 года были осуществлены изменения в составе руководства КПСС и Советского правительства
Секретариат ЦК партии возглавил Н. С. Хрущев – известный партийный деятель, многие годы руководивший крупнейшими парторганизациями страны. Председателем Совета Министров был назначен Г. М. Маленков, министром иностранных дел – В. М. Молотов, министром обороны – Н. А. Булганин. Во главе нового Министерства внутренних дел, объединившего МВД СССР и МГБ СССР, встал Л. П. Берия, ранее бывший заместителем министра внутренних дел. Председателем Верховного Совета СССР был утвержден К. Е. Ворошилов. Новые лидеры заявили о своей готовности осуществлять «коллективное руководство» страной. Однако с первых же дней пребывания у власти началась борьба между ними за политическое лидерство. Основными соперниками в ней были Л. П. Берия, Г. М. Маленков и Н. С. Хрущев. Все они находились в свое время в ближайшем окружении Сталина и были причастны к необоснованным репрессиям. В то же время они понимали необходимость выбора нового политического пути, восстановления законности и некоторых реформ. Руководство страны провозгласило курс на демократизацию жизни общества. Первые шаги по линии восстановления законности в стране были предприняты в апреле 1953 года. Прекратилось следствие по «делу врачей». Были освобождены из заключения участники «мингрельского дела». В 1953 году был арестован Л. П. Берия. Он обвинялся в намерении разграничить обязанности партийных и хозяйственных органов, в желании расширить полномочия МВД – своей главной опоры в борьбе за власть. Берия был исключен из партии как «враг народа» и предан суду. Одно из центральных мест в деятельности нового руководства занимала работа по освобождению общества от наиболее уродливых форм административно-командной системы, в частности, но преодолению культа личности И. В. Сталина. Основная роль в ней принадлежала Н. С. Хрущеву, избранному в сентябре 1953 г. на пост первого секретаря ЦК КПСС. В печати началась критика культа личности И. В. Сталина. Проводились реор1анизация правоохранительных органов. При Совете Министров СССР был организован Комитет государственной безопасности (КГБ). Осуществлялась работа по реабилитации невинных жертв репрессий, для проведения которой была создана специальная комиссия под председательством П. Н. Поспелова. В числе реабилитированных лиц находились многие крупные советские, государственные и военные работники, несправедливо осужденные по процессам 30-х годов. К началу 1956 года были реабилитированы около 16 тыс. человек. Большое значение в начавшейся либерализации общественно-политической жизни имел XX съезд КПСС (февраль 1956 года). Предпосылки десталинизации: 1) Смерть И.Сталина ослабила страх перед государством и репрессиями. 2) Восстания в системе ГУЛАГА в 1953 – 1956 годах. 3) Осуждение культа как средство борьбы за власть в высших эшелонах власти. 4) Назревание социального протеста в обществе. На закрытом заседании съезда выступил Н. С. Хрущев с докладом «О культе личности и его последствиях» (30 июня 1956 года Постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий»). В докладе содержались собранные комиссией П. Н. Поспелова сведения о массовых расстрелах невинных людей и о депортации народов в 30 – 40-е годы. Причины массовых репрессий связывались с культом личности И. В. Сталина, с негативными чертами его характера, с отступлениями от марксистско-ленинского понимания роли личности в истории. После окончания работы съезда проходило чтение доклада Н. С. Хрущева на собраниях партийных организаций. Содержавшиеся в докладе факты рождали у слушателей возмущение и стремление понять причины попустительства беззакониям со стороны партийных органов. Н.С.Хрущев выделил четыре проблемы, связанные с культом личности: § нарушения законности и массовые репрессии; § просчеты и субъективные решения Сталина в годы Великой Отечественной войны; § нарушение принципа коллективности партийного руководства; § действия Сталина, направленные на возвеличивание своей роли в истории партии и государства. Все неудачи и поражения в докладе объяснялись наличием капиталистического окружения и трудностями построения социализма в одной стране. Культ личности рассматривался как явление, порожденное исключительно личными качествами Сталина, в докладе не отражалась его связь с природой общественного и государственного строя СССР (то есть осуществлялась критика культа личности, но не системы). Политическая система и руководство, находившееся у власти и причастное к репрессиям, оказалось вне критики. Более того, в докладе были определены дозволенные рамки критики деятельности И.В. Сталина и сталинизма. Для второй половины 1956 – начала 1957 годов были характерны попытки приглушить критику Сталина, метания от разоблачений Сталина к его восхвалению. Это объясняется растерянностью партийного руководства, в том числе самого Хрущева, боявшегося утратить идеологический контроль над обществом. Этому способствовали и волнения 1956 года в Польше и Венгрии, тесно связанные с разоблачением культа личности на XX съезде. Однако остановить начавшийся процесс духовного освобождения было уже невозможно. Колебания и непоследовательность Хрущева вызывали недовольство тех слоев общества, которые поддержали курс XX съезда. «Антипартийная группа» Курс Хрущева вызывал недовольство и в консервативно настроенной среде. В июне 1957 года 7 из 11 членов Президиума ЦК (Н. А. Булганин, К. Е. Ворошилов, Л. М. Каганович, Г. М. Маленков, В. М. Молотов, М. Г. Первухин, М. 3. Сабуров) и поддержавший их кандидат в члены Президиума Д. Т. Шепилов потребовали смещения Хрущева.Они обвиняли Хрущева в формировании собственного культа личности, популистских обещаниях и ошибочной внешней политике. Хрущева поддерживали лишь трое членов Президиума (А. И. Микоян, А. И. Кириченко, М. А. Суслов), но на его стороне было большинство кандидатов в члены Президиума и Секретариата. Опираясь на их поддержку, Хрущев сумел в кратчайшие сроки созвать Пленум ЦК и добиться осуждения своих противников. Особенно решительно поддержал Хрущева маршал Г. К. Жуков. Действия противников Хрущева были охарактеризованы Пленумом как создание фракционной «антипартийной группы». Каганович, Маленков и Молотов были выведены из членов Президиума, Шепилов — из кандидатов. Позднее; в 1961 году, Каганович, Маленков и Молотов были исключены из партии. В новом составе Президиума ЦК, расширенном до 15 человек, преобладали сторонники Хрущева. Булганин был выведен из состава Президиума в 1958 г., Ворошилов – в 1960 г. С 1958 г. Хрущев сменил Булганина на посту председателя Совета Министров, совместив, таким образом, посты главы правительства и лидера партии. На июньском Пленуме стало очевидно, что в политике значительно возросла роль военных, прежде всего Жукова. Опасаясь политического влияния маршала, Хрущев в 1957 году обвинил его в недооценке роли партийных организаций в армии, переоценке собственных заслуг, бонапартизме. Жуков был выведен из Президиума ЦК, лишен поста министра обороны и уволен в отставку. XXI и XXII съезды КПСС. Новая Программа КПСС Официальная советская пропаганда предпочитала не замечать реальных проблем общества, игнорировать трудности. В 1959 году XXI съезд КПСС констатировал «полную и окончательную победу социализма в СССР». Полная победа социализма объяснялась значительным повышением уровня жизни советских людей, ликвидацией эксплуататорских классов, повышением доли рабочего класса в составе населения, сближением рабочего класса и колхозного крестьянства благодаря механизации сельского труда. В решениях съезда говорилось о достижении подлинного народовластия, реализованного в Советах. Окончательная победа социализма понималась как невозможность его свержения «силами международного империализма». Это утверждение доказывалось ростом военно-политического могущества СССР и всего социалистического лагеря, распадом колониальной системы и в целом сокращением влияния империализма в мире. Добившись полной и окончательной победы социализма, советское общество, согласно сделанному на съезде выводу, вступило в стадию «развернутого строительства коммунизма». На XXII съезде КПСС в 1961 году была принята новая (третья) Программа КПСС. В ней предусматривалось за 20 лет (к 1980 году) построить материально-техническую базу коммунизма, обеспечив советским гражданам изобилие материальных и культурных благ. Уже за 10 лет, к 1970 году, СССР должен был выйти на первое место в мире по производству продукции на душу населения. Программа выдвигала следующие задачи: 1) Создание единой коммунистической формы общественной собственности, что предполагало повышение «уровня обобществления» в колхозной сфере и, в конечном счете, слияние колхозно-кооперативной собственности с общенародной. 2) Преодоление различий между городом и деревней, а в дальнейшем — между умственным и физическим трудом. Все это должно было привести к стиранию классовых различий в советском обществе и формированию бесклассового общества. 3) Создание материально-технической базы коммунизма. 4) Программа уделяла особое внимание формированию «нового человека», важнейшей отличительной чертой которого считалось марксистско-ленинское мировоззрение. Программу дополнял «моральный кодекс строителя коммунизма». Наряду с общими этическими нормами, такими, как честность, правдивость, взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей и т. п., от каждого советского человека требовались преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к социалистическим странам, добросовестный труд на благо общества, забота о сохранении и умножении общественного достояния, непримиримость к врагам коммунизма, братская солидарность с трудящимися всех стран. Очевидно, программа была оторвана от реальности, ставила заведомо невыполнимые задачи. Отчасти это объяснялось она мистическим настроением, преобладавшим в советском обществе после XX съезда. Но важнее было стремление властей загипнотизировать граждан грандиозными задачами и отвлечь их от повседневных трудностей. Очень скоро заведомая невыполнимость задачи построения материально-технической базы коммунизма в течение двух десятилетий стала очевидна всем, что вызвало насмешки и анекдоты. Обещание скорого царства изобилия выглядело особенно цинично на фоне продовольственных трудностей, усугубившихся в начале 60-х гг.
Реформы государственного и партийного аппарата Период пребывания Хрущева у власти стал временем постоянных преобразований государственного и партийного аппарата. Уже в марте 1953 года было резко сокращено количество министерств, однако в 1954 года прежняя структура была восстановлена. В 1957 году Хрущев резко изменил весь порядок управления промышленностью. Большая часть министерств была ликвидирована, а решающим звеном экономического управления стали территориальные совнархозы (советы народного хозяйства). Централизованное управление сохранилось лишь в ряде оборонных отраслей. Создание совнархозов дало определенные положительные результаты, но вызвало недовольство аппаратных работников, многим из которых приходилось покидать Москву и переезжать в провинцию. Партийный аппарат был недоволен и тем, что руководство обкомов партии не вошло в состав руководства совнархозов, что делало хозяйственников в известной мере независимыми от партийных органов. Еще большее беспокойство у партацпарата вызвало введенное в 1961 году в Устав КПСС требование систематического обновления выборных партийных органов (ротация). В 1962 г. районные и областные парторганизации делились на промышленные и сельские. На одной территории появлялись, таким образом, два обкома партии. Подобные изменения произошли также в Советах, комсомоле, профсоюзах, милиции. Промышленные обкомы оказались фактически в подчинении укрупненных совнархозов. Возможно Хрущев хотел ослабить всевластие местных партийных органов, но на практике эти изменения внесли хаос в деятельность местных партийных органов и привели к дальнейшему расширению партаппарата, а также создали у чиновников ощущение нестабильности их положения, нстроив их против хрущева. Социально – экономические реформы Советская экономика, сложившаяся в годы индустриализации, была чрезвычайно централизованной. Управление народным хозяйством строилось по жесткой вертикальной схеме: Госплан — министерства и их главные управления (главки) — предприятия. Предприятия были лишены какой-либо хозяйственной инициативы, не могли самостоятельно распоряжаться своими средствами, полностью финансировались из бюджета. Поэтому они не были заинтересованы в экономии средств и материалов. Это вело к высоким затратам. Советская промышленность была ориентирована, прежде всего, на обеспечение оборонных нужд. Приоритет всегда отдавался тяжелой индустрии и в целом отраслям группы «А», производящим средства производства. Отрасли группы «Б», производящие товары народного потребления, финансировались по «остаточному принципу», что вело к постоянной нехватке одежды, обуви и других товаров массового спроса. В крайне тяжелом положении оставалось сельское хозяйство. В стране остро не хватало жилья, совершенно запущена была дорожная сеть. Высшее руководство страны после смерти И. В. Сталина осознавало необходимость экономических реформ. Свои варианты предлагали Л. П. Берия, Г. М. Маленков, Н. С. Хрущев. Уже в августе 1953 г. Маленков заявил о необходимости ускоренного развития отраслей группы «Б». Однако, после того как он потерпел поражение в борьбе с Хрущевым, противопоставление темпов развития тяжелой и легкой промышленности было объявлено «теоретически неверным и политически вредным». В результате развитие отраслей группы «Б» замедлилось. Если в 1953 году доля группы «А» в общем объеме промышленного производств составляла 70%, то к началу 60-х гг. — уже 75%. Реформа управления народным хозяйством (1957 год) 50-е годы ознаменовались попыткой серьезно изменить систему управления народным хозяйством. В марте 1953 года ряд министерств был объединен, а их число сократилось с 51 до 25. Однако в 1954 году прежняя система была практически восстановлена, а ответственность за ее разрушение возложили на Берию. Но в 1957 году Хрущев предложил решительно децентрализовать управление народным хозяйством, передав ряд функций министерств территориальным советам народного хозяйства (совнархозам). Промышленные министерства, за исключением тех, что ведали наиболее наукоемкими и важными оборонными отраслями, ликвидировались. Это означало разрушение вертикальной схемы управления, избавление от диктата ведомств. Создание совнархозов принесло определенные положительные результаты: преодоление ведомственных барьеров позволило сократить затраты на транспортировку сырья и комплектующих, усилить кооперацию между предприятиями, расположенными на одной территории, и предотвратить дублирование ими друг друга, укрепить местную промышленность. В то же время возникли серьезные трудности в осуществлении хозяйственных связей между крупными регионами. Для того чтобы преодолеть местническую замкнутость, в 1960 г. в РСФСР, на Украине и в Казахстане были созданы республиканские совнархозы. В 1962 году последовало укрупнение совнархозов, а их число сократилось более чем вдвое. В 1963 году был создан ВСНХ СССР. Все эти решения привели к новому росту управленческого аппарата, что находилось в явном противоречии с выдвигавшимися при ликвидации министерств задачами. Главный же недостаток реформы состоял в том, что отказ от системы вертикального управления не привел к расширению прав предприятий: диктат отраслевых ведомств сменился диктатом территориальных совнархозов. Развитие индустрии во второй половине 50-первой половине 60-х гг. Советская экономика в 50-х гг. оставалась по преимуществу экстенсивной. Продолжалось освоение новых энергетических и сырьевых ресурсов, велось обширное индустриальное строительство. Вместе с тем постепенно большая часть инвестиций стала вкладываться не в строительство новых предприятий, а в реконструкцию и техническое перевооружение существующих. Особенно успешно развивалась электроэнергетика, капиталовложения в которую возросли в пятой пятилетке в 3,5 раза по сравнению с четвертой (инвестиции в промышленность в целом увеличились в 2 раза). Во второй половине 50-х гг. начали работу Куйбышевская, Сталинградская, Каховская ГЭС. В первой половине 60-х гг. вошла в строй первая крупная ГЭС в Восточной Сибири — Братская. Стали создаваться и атомные электростанции. В 1954 году вступила в строй первая в мире Обнинская АЭС, позже были построены Сибирская, Ново-Воронежская, Белоярская АЭС. Однако около 80% электроэнергии давали тепловые станции. Производство электроэнергии за 1954—1965 гг. возросло в 3,4 раза, что позволило значительно повысить энерговооруженность труда в промышленности, строительстве, транспорте, сельском хозяйстве. Вместе с тем строительство ГЭС оборачивалось экономическими и экологическими потерями: затоплением обширных сельскохозяйственных угодий, вынужденным переселением жителей деревень и поселков, гибелью рыбы и т. п. Быстро развивалась топливная промышленность. Получила широкое распространение добыча угля открытым способом, применявшаяся в Экибастузе, в Канско-Ачинском бассейне и на других мощных месторождениях. Добыча угля в 50-х гг. увеличилась в 2 раза. В то же время доля угля в топливном балансе страны начала сокращаться в пользу нефти и газа. Добыча нефти за те же годы выросла в 3,9 раза, газа — в 7,8 раза. Опережающими темпами развивалась также химическая промышленность, прежде всего производство пластмасс, синтетического волокна, минеральных удобрений и ядохимикатов. В машиностроении появились новые скоростные станки, началось применение автоматических поточных линий. Значительно изменился железнодорожный транспорт: тепловозы и электровозы почти полностью вытеснили паровозы. Гражданская авиация освоила новые виды пассажирских и грузовых самолетов, в том числе реактивный ТУ-104. Успехи ракетостроения позволили СССР в июне 1957 г. впервые в мире произвести запуск искусственного космического; спутника Земли. В апреле 1961 г. Ю. А. Гагариным также впервые был осуществлен пилотируемый космический полет. В 1959 году – построен первый атомный ледокол «Ленин» В то же время с конца 50-х гг. наметились негативные тенденции в развитии промышленности. Темпы роста производства стали снижаться. Легкая промышленность, по-прежнему считавшаяся второстепенной, не справлялась с обеспечением растущих потребностей граждан в товарах массового спроса. Технический уровень и качество отечественной продукции, особенно предназначенной для потребления, все более заметно уступали зарубежным образцам. Крайне медленно внедрялись достижения научно-технического прогресса. В результате многие открытия и изобретения советских ученых применялись за рубежом, но не использовались в отечественной промышленности. Все забыло связано с неспособностью системы централизованного директивного планирования оперативно управлять усложнившимся экономическим механизмом. В 1959 году XXI съезд КПСС принял решение прервать реализацию шестого пятилетнего плана и перейти к семилетнему плану. За семилетку намечалось увеличить производство продукции тяжелой промышленности на 85%, легкой промышленности — 62%, сельского хозяйства — на 70%. Национальный доход должен был возрасти на 70%, реальная зарплата — на 40%. В результате СССР должен был выйти на первое место в мире по производству продукции на душу населения. План был далек от реальности. К 1964 году его провал стал очевиден. Плановые органы начали готовить возвращение к пятилеткам. Но летом 1964 года Хрущев предложил перейти к восьмилетнему планированию. Скорее всего, это очередное новшество было рассчитано на чтобы скрыть экономические неудачи предшествующих лет. Сельское хозяйство К моменту смерти И. В. Сталина в особенно тяжелом положении находилась советская деревня, задавленная налогами, обязательными госпоставками, натуроплатой МТС и т. п. В августе 1953 года Г. М. Маленков предложил снизить сельхозналог, списать недоимки по налогам прежних лет, увеличить приусадебные участки, повысить заготовительные цены на сельскохозяйственную продукцию. В сентябре 1953 года состоялся Пленум ЦК, посвященный сельскому хозяйству. Руководил его работой Н. С. Хрущев, избранный на этом Пленуме Первым секретарем ЦК. В его докладе довольно откровенно признавалось, что сельское хозяйство находится в глубоком кризисе. Пленум принял решение значительно повысить закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, увеличить капиталовложения в сельское хозяйство, освободил приусадебные хозяйства колхозников, рабочих и служащих от обязательных поставок мяса, списал долги по поставкам прежних лет, вдвое снизил сельхозналог, отменил обязательный минимум выработки трудодней. Таким образом, решения сентябрьского Пленума 1953 года были направлены на интенсификацию сельского хозяйства. Однако в дальнейшем развитие сельского хозяйства пошло по экстенсивному пути. Реформирование сельского хозяйства в 1953 – 1964 годах можно разделить на 2 этапа: 1) 1953 – 1958 – оживление сельскохозяйственного производства § повышение материальной заинтересованности колхозов; § списание долгов и снижение налогового бремени с колхозов § расширение хозяйственной самостоятельности колхозов; § укрепление материально-технической базы колхозов; § решение зерновой проблемы, освоение целины. 1954 г. Хрущев обратился в ЦК с запиской, в которой отметил нехватку хлеба в стране и предложил в короткие сроки резко увеличить производство зерна путем распашки целинных и залежных земель в Казахстане, Западной Сибири, в Поволжье и на Урале. Первоначально планировалось распахать 13 млн. га, однако планы вскоре были значительно перевыполнены. В 1954-1960 гг. было распахано 41,8 млн. га, в том числе 25,5 млн. га — в Казахстане, остальное в Западной Сибири, на Урале, в Поволжье. Распашка целины требовала большого количества рабочих рук. Только в 1954-1957 гг. на целину переехали 56 тыс. семей, главным образом, из колхозов Центральной России. На целину отправлялась и городская молодежь по комсомольским путевкам. Освоение целины стало «ударной комсомольской стройкой». Здесь сооружались агрогорода, создавались крупные зерновые совхозы. К работам на целине широко привлекали студентов. Вместе с тем освоение целины встретило немало трудностей и породило серьезные проблемы. Распашка земель велась в степных районах, не имевших жилья, дорог и иной инфраструктуры. Это требовало огромных капиталовложений. Себестоимость целинного хлеба была очень высока. Затраты на освоение целины не позволили осуществить крупные капиталовложения в сельское хозяйство других регионов, прежде всего, нечерноземной зоны РСФСР, привели к отказу от курса сентябрьского Пленума 1953 г. на интенсификацию сельскохозяйственного производства. Освоение целины велось без серьезной экологической экспертизы. Предупреждения ученых о том, что на засушливых степных землях необходимо внедрять паровые севообороты, многолетние травы, применять мелкую пахоту, сочетать зерновое хозяйство с животноводством, не были приняты во внимание. Результатом явились пыльные бури и эрозия почв. Лишь спустя несколько лет, когда на целине резко упала урожайность, Хрущев признал правоту специалистов.
2) 1958 – 1964 – усиление административного давления на аграрный сектор § ликвидация МТС и продажа техники колхозам; Машинно-тракторные станции преобразовывались в ремонтные. Само по себе это решение было разумным, так как механизаторы МТС, получавшие зарплату в зависимости от количества вспаханных гектаров, не были заинтересованы в качественной обработке почвы. К тому же колхозы теперь освобождались от диктата со стороны директоров МТС. Но реализация этой меры оказалась неудачной. Колхозам пришлось выкупить технику за один год, по высоким ценам. В результате многие колхозы, особенно слабые, разорились. § укрупнение колхозов и создание крупных агрохозяйств; § необоснованное расширение посевов кукурузы; Стремясь быстро обеспечить страну зерном, Хрущев по примеру США увлекся внедрением кукурузы, дающей, по его мнению, высокие урожаи. С 1955 года посевы кукурузы стали быстро расширяться, вытесняя традиционные зерновые культуры и кормовые травы. Кукурузу стали сеять даже в северных областях, вплоть до Вологодской, хотя эта культура теплолюбива и севернее Москвы зерна практически не дает. Одновременно началась распашка чистых паров и лугов, в том числе заливных. Такие некомпетентные действия привели лишь к снижению сбора хлебов, в начале 60-х гг. в стране вновь стало не хватать зерна. Отчасти это объяснялось ростом стандартов потребления.
§ гонения на подсобные личные хозяйства колхозников; С 1958 года Хрущев предпринял наступление на личные подсобные хозяйства колхозников, рабочих и служащих. Размеры приусадебных участков были уменьшены. Рабочих и служащих совхозов заставили продать личный скот своим предприятиям. Жителям городов и рабочих поселков запретили держать скот на личных подворьях. Все это объяснялось, с одной стороны, ошибочной уверенностью Хрущева в незначительной роли личных подсобных хозяйств в сельскохозяйственном производстве, а с другой — его стремлением сконцентрировать все силы работников на труде в общественном хозяйстве.
§ необоснованные задания по заготовке мяса, значительное сокращение поголовья скота. В 1957 г. Хрущев выдвинул авантюристическую программу «Догнать и перегнать Америку по производству мяса, молока и масла на душу населения!». Попытка в кратчайшие сроки увеличить производство мяса привела лишь к массовому забою и снижению поголовья скота.
В начале 60-х годов Хрущев попытался вернуться к курсу сентябрьского Пленума 1953 года. В 1962 году были повышены закупочные цены на мясомолочную продукцию. В феврале 1964 года Пленум ЦК провозгласил курс на интенсификацию сельского хозяйства (применение удобрений, орошение, комплексная механизация и химизация). Значительно возросли капиталовложения в сельское хозяйство. Однако принятые меры запоздали. Социальная политика Одним из основных направлений внутренней политики стало повышение уровня жизни населения. В 1956 году был отменен закон 1940 г., запрещавший рабочим менять по собственному желанию место работы и каравший тюремным заключением за прогулы и опоздания. Был повышен минимум зарплаты, необлагаемый налогом. С 1958 г. прекратилась обязательная подписка на облигации государственного займа. Значительно увеличились пенсии, составившие от 300 до 1200 руб. Был установлен пенсионный возраст — 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Работники, занятые на вредных или особо тяжелых работах, получили право на досрочную пенсию.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2797; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |