КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1 предмет, задачи и система показателей статистики рынка, товаров и услугТЕМА 7 СТАТИСТИКА ИНВЕСТИЦИЙ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕМА 6. СТАТИСТИКА ФИНАНСОВ И ЭФФЕКТИВНОСТИ РЫНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕМА 5 СТАТИСТИКА ТРУДА И РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ Конспект лекций СТАТИСТИКА РЫНКА ТОВАРОВ И УСЛУГ СТАТИСТИКА
МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ до вивчення дисципліни та виконання контрольної роботи для студентів спеціальностей 6.050100 «Маркетинг», «Комерційна діяльність», «Фінанси», 6.050200 «Менеджмент організацій», «Менеджмент зовнішньоекономічної діяльності» всіх форм навчання
Укладач: ст. викладач Соломчук Людмила Миколаївна
Комп’ютерна верстка
План:
ТЕМА 1 ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ РЫНКА, ТОВАРОВ И УСЛУГ ТЕМА 2. СТАТИСТИКА ТОВАРОДВИЖЕНИЯ И ТОВАРООБОРОТА ТЕМА 3 СТАТИСТИКА ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ И ТОВАРООБОРАЧИВАЕМОСТИ ТЕМА 4 СТАТИСТИКА ЦЕН И ИНФЛЯЦИИ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕМА 8 СТАТИСТИКА ТРУДА И ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕМА 9 СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Рынок товаров (продуктов и услуг) — это система отношений купли-продажи между экономически свободными продавцами и покупателями. Именно статистика, которая обладает соответствующим аппаратом глубоко научного и в то же время достаточно оперативного исследования, имеет возможность отразить состояние рынка, охарактеризовать его структуру и динамику, оценить его колебания, выявить и смоделировать влияние комплекса рыночных факторов и, наконец, позволяет строить прогнозы его дальнейшего развития. Она тесно смыкается и в определенном смысле переплетается с маркетинговым исследованием. Статистика рынка удовлетворяет информационно-аналитические потребности государственных структур, которые ставят перед собой цели прямого или косвенного регулирования рынка, контроля за параметрами его развития, а также разработку и проведение в жизнь социально-экономической политики. Статистика изучает рынок, процесс движения товаров в экономическом и географическом пространстве, их обмен на деньги по ценам, складывающимся в соответствии с действием рыночного механизма, материально-техническим и ресурсным обеспечением этого процесса, социально-экономическими результатами его функционирования. Предмет статистики рынка — массовые рыночные явления и процессы, поддающиеся количественной оценке. Рынок товаров (продуктов и услуг) складывается из самостоятельных, хотя и связанных между собой рынков: средств производства, из которого выделяются субрынки природного сырья, сельскохозяйственных продуктов и промышленной продукции (в том числе полуфабрикатов); предметов потребления, в том числе продовольствия и непродовольственных товаров; услуг, в том числе услуг производственного характера и потребительских услуг. В свою очередь, каждый из этих рынков подразделяется на ряд локальных рынков, иначе — рынков отдельных товаров. Формой купли-продажи на рынке является сделка — юридически оформленный акт обмена товара на деньги, при котором право собственности на товар переходит от одного владельца к другому (индивидуальный акт купли-продажи, когда товар и деньги непосредственно переходят из рук в руки, тоже, по существу, является сделкой между продавцом и покупателем, защищенной юридически). Неотъемлемой формой рыночного процесса является конкуренция, т. е. желание оттеснить соперника, захватить принадлежащую ему долю рынка и за счет этого получить возможно большую прибыль. Под конкуренцией понимают наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, соперничающих друг с другом в купле-продаже товара. Существуют различные разновидности и формы конкуренции, в частности ценовая и неценовая. Статистика, изучая рыночные связи и отношения, должна характеризовать типологию рыночных партнеров и давать их классификацию. КЛАССИФИКАЦИЯ РЫНОЧНЫХ ПАРТНЕРОВ: А.. Продавцы: а) производители (промышленность, сельское хозяйство, индивидуальные производители); б) торговые посредники (дистрибьюторы); в) государственные учреждения; г) социально-бытовые учреждения; д) общественные учреждения и ассоциации; е) население. Б. Покупатели: а) производственные потребители, в том числе перерабатывающие товары в другой продукт; б) торговые посредники (дистрибьюторы, принимающие права собственности); в) конечные массовые потребители товара (социально-бытовые учреждения и учреждения культуры, общественные учреждения и ассоциации, государственные учреждения); г) конечные индивидуальные потребители (население). В качестве торговых посредников выступают предприятия и объединения различных форм собственности и разных организационных типов: оптовые, оптово-розничные, розничные (крупные и мелкорозничные), общественного (массового) питания; фирмы, кооперативы, торговые дома, товарищества с ограниченной ответственностью,-клиенты биржи. Рынок продуктов подразделяется на два этапных взаимодействующих рынка: оптовый и потребительский. Под оптовым рынком понимается купля-продажа крупных партий товаров, когда в этом процессе участвуют массовые продавцы и покупатели. Потребительский рынок охватывает продажу ограниченных по размеру количеств товаров и услуг массовым и индивидуальным покупателям (населению). Функции рынка: во-первых, он сводит продавца и покупателя; во-вторых, рынок проявляет себя в том, что между продавцами и покупателями заключаются сделки, происходит торговля, обмен товара на деньги; в-третьих, на рынке устанавливаются реальные пропорции спроса и предложения, рынок стимулирует или ограничивает их развитие; в-четвертых, рыночный механизм через колебания соотношения спроса и предложения и соответственно колебания цен приводит к равновесным ценам и устанавливает уровень цен на каждый момент времени, определяет пропорции между ценами отдельных товаров; в-пятых, рынок обеспечивает распределение товарной массы по регионам, пропорциональное региональным колебаниям соотношений спроса и предложения; в-шестых и последних, рынок представляет собой механизм распределения жизненных, благ, на рынке выявляется доля различных социальных групп населения в общем объеме покупки продуктов и услуг. Функциональные задачи статистики рынка могут быть представлены в следующем порядке: сбор и обработка статистической информации, оценка и анализ конъюнктуры рынка; характеристика структуры рынка; оценка и анализ развития рынка; региональный анализ рынка; характеристика экономических и социальных последствий развития рынка. Эти задачи реализуются в ходе статистического исследования рынка в целом и конкретных рынков средств производства, предметов потребления и услуг. При этом выделяются оптовый и потребительский рынки. Статистика дифференцирует задачи исследования в соответствии со спецификой отдельных экономических категорий рынка и рыночных процессов, отраженных системой блок-показателей: исследование спроса и предложения, их тенденций и соотношений; характеристика цен и ценообразования; изучение процессов товародвижения, товарооборота (продажи услуг), товарных запасов и товарооборачиваемости; оценка состояния и развития инфраструктуры рынка; выявление и анализ социально-экономических результатов и результативности функционирования рынка. Эти задачи будут подробнее рассмотрены и дифференцированы в последующих главах. Реализация поставленных задач позволит всесторонне отразить и проанализировать основные рыночные процессы и явления, определить и спрогнозировать перспективные направления его развития исходя из критериев экономической и социальной эффективности. Методология статистики рынка опирается на теорию статистического исследования и разрабатывается исходя из поставленных задач. Выше было показано, что рынок — сложное явление, тесно связанное с состоянием и развитием экономики в целом и со сложившимися социальными условиями. Для его характеристики следует привлекать весь современный арсенал статистического исследования. В статистическом исследовании рынка, на любом его уровне большое значение имеет использование абсолютных показателей. относительных величин уровня, координации, структуры и динамики, позволяющих дать оценку рыночной ситуации, охарактеризовать скорость и вектор изменений, обеспечить сопоставление с конкурентами, отразить пропорциональность развития и т. п. Не теряет своего важного значения и метод группировок и как способ выделения типических однородных групп, и как метод анализа структуры изучаемой совокупности, и как способ выявления связей и зависимостей. Находят свое применение и многомерные группировки. В маркетинге группировки используются для моделирования поведения и предпочтений покупателей, а также в целях сегментации рынка (см. гл. 3). Изучение закономерностей рынка может потребовать построения и анализа рядов распределения, расчета их характеристик. В анализе состояния рынка, территориального распределения товарооборота и некоторых других показателей используются специфические методы регионального анализа. Одним из наиболее распространенных методов анализа в статистике рынка является индексный, который позволяет решить целый комплекс задач и охарактеризовать ряд показателей рынка. Проявление стихийности в некоторых рыночных процессах заставляет уделять больше внимания проблеме оценки устойчивости и колеблемости ряда показателей состояния и развития рынка. Это связано и с проблемой количественных характеристик рыночного или коммерческого риска. Анализ рыночной конъюнктуры диктует необходимость выявления и моделирования тенденций рыночных процессов с помощью различных методов анализа динамических рядов и расчета трендовых моделей. Целям регулирования и прогнозирования рынка подчинено использование методов корреляционно-регрессионного анализа, метода главных компонент, кластерного анализа и других методов многомерного анализа. Важную роль в изучении и прогнозировании спроса имеет расчет показателей эластичности. Стохастический характер рыночных процессов позволяет обращаться к некоторым методам статистического и эконометрического моделирования, в частности трендовых и регрессионных уравнений, теории принятия решений, теории массового обслуживания (теории очередей). Использование этих методов позволяет выявить силу и вектор влияния различных факторов на рыночные процессы и явления, принимать оптимальные решения при минимизации риска; теория массового обслуживания (теория очередей) дает возможность оптимизировать дистрибьюцию товаров, оптимально размещать торговые предприятия и т. д. Самым ответственным моментом анализа, завершающим всю проделанную расчетную работу, является интерпретация полученных показателей и параметров построенных моделей, а также выводы, которые необходимо сформулировать в итоге исследования.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |