Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1 ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ РЫНКА, ТОВАРОВ И УСЛУГ

Читайте также:
  1. CSRP - стандарт(Customer Synchronized Resource Planning) и система
  2. Cодержание и задачи планирования себестоимости
  3. DNS (Domain Name System)-система адресов
  4. DNS — доменная система имен
  5. ERP - стандарт планирования ресурсов предприятия и система
  6. ERP-система
  7. I. Государственная система здравоохранения. Здравоохранение в Великобритании.
  8. I. Задачи статистического изучения вариации
  9. I. Медико-гигиеническое воспитание, цели, задачи, принципы.
  10. I. Основные задачи
  11. I. Понятие и задачи методики расследования по горячим следам.
  12. I. Понятие об информационных системах

ТЕМА 7 СТАТИСТИКА ИНВЕСТИЦИЙ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕМА 6. СТАТИСТИКА ФИНАНСОВ И ЭФФЕКТИВНОСТИ РЫНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕМА 5 СТАТИСТИКА ТРУДА И РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Конспект лекций

СТАТИСТИКА РЫНКА ТОВАРОВ И УСЛУГ

СТАТИСТИКА

 

 

МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ

до вивчення дисципліни та виконання

контрольної роботи

для студентів спеціальностей

6.050100 «Маркетинг», «Комерційна діяльність», «Фінанси»,

6.050200 «Менеджмент організацій»,

«Менеджмент зовнішньоекономічної діяльності»

всіх форм навчання

 

 

Укладач: ст. викладач Соломчук Людмила Миколаївна

 

Комп’ютерна верстка

 

 

Підп. до друку Обл.-вид. арк. …. Наклад пр. Вид. №. Безплатно. Зам. №…
РВЦ НУХТ. 01033 Київ-33, вул. Володимирська, 68 www.book.nuht.edu.ua Свідоцтво про реєстрацію серія ДК № 1786 від 18.05.04 р.

 

План :

 

ТЕМА 1 ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ РЫНКА, ТОВАРОВ И УСЛУГ

ТЕМА 2. СТАТИСТИКА ТОВАРОДВИЖЕНИЯ И ТОВАРООБОРОТА

ТЕМА 3 СТАТИСТИКА ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ И ТОВАРООБОРАЧИВАЕМОСТИ

ТЕМА 4 СТАТИСТИКА ЦЕН И ИНФЛЯЦИИ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕМА 8 СТАТИСТИКА ТРУДА И ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕМА 9 СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рынок товаров (продуктов и услуг) — это система отношений купли-продажи между экономически свободными продавцами и покупателями. Именно статистика, которая обладает соответствующим аппаратом глубоко научного и в то же время достаточно оперативного исследования, имеет возможность отразить состояние рынка, оха­рактеризовать его структуру и динамику, оценить его колебания, выявить и смоделировать влияние комплекса рыночных факторов и, наконец, позволяет строить прогнозы его дальнейшего развития. Она тесно смыкается и в определенном смысле переплетается с маркетинговым исследованием.

Статистика рынка удовлетворяет информационно-аналитиче­ские потребности государственных структур, которые ставят перед собой цели прямого или косвенного регулирования рынка, конт­роля за параметрами его развития, а также разработку и прове­дение в жизнь социально-экономической политики. Статистика изучает рынок, процесс движения товаров в эконо­мическом и географическом пространстве, их обмен на деньги по ценам, складывающимся в соответствии с действием рыночного механизма, материально-техническим и ресурсным обеспечением этого процесса, социально-экономическими результатами его функ­ционирования.

Предмет статистики рынка — массовые рыночные явления и процессы, поддающиеся количественной оценке.



Рынок товаров (продуктов и услуг) складывается из самостоятельных, хотя и связанных меж­ду собой рынков: средств производства, из которого выделяются субрынки при­родного сырья, сельскохозяйственных продуктов и промышленной продукции (в том числе полуфабрикатов); предметов потребления, в том числе продовольствия и непро­довольственных товаров; услуг, в том числе услуг производственного характера и потре­бительских услуг. В свою очередь, каждый из этих рынков подразделяется на ряд локальных рынков, иначе — рынков отдельных товаров.

Формой купли-продажи на рынке является сделка — юридиче­ски оформленный акт обмена товара на деньги, при котором пра­во собственности на товар переходит от одного владельца к дру­гому (индивидуальный акт купли-продажи, когда товар и деньги непосредственно переходят из рук в руки, тоже, по существу, яв­ляется сделкой между продавцом и покупателем, защищенной юридически).

Неотъемлемой формой рыночного процесса является конкурен­ция, т. е. желание оттеснить соперника, захватить принадлежащую ему долю рынка и за счет этого получить возможно большую при­быль. Под конкуренцией понимают наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, соперничаю­щих друг с другом в купле-продаже товара. Существуют различные разновидности и формы конкуренции, в частности ценовая и неценовая.

Статистика, изучая рыночные связи и отношения, должна ха­рактеризовать типологию рыночных партнеров и давать их клас­сификацию.

КЛАССИФИКАЦИЯ РЫНОЧНЫХ ПАРТНЕРОВ:

А.. Продавцы: а) производители (промышленность, сельское хозяйство, индиви­дуальные производители); б) торговые посредники (дистрибьюторы); в) го­сударственные учреждения; г) социально-бытовые учреждения; д) общест­венные учреждения и ассоциации; е) население.

Б. Покупатели: а) производственные потребители, в том числе перерабатываю­щие товары в другой продукт; б) торговые посредники (дистрибьюторы, принимающие права собственности); в) конечные массовые потребители то­вара (социально-бытовые учреждения и учреждения культуры, обществен­ные учреждения и ассоциации, государственные учреждения); г) конечные индивидуальные потребители (население).

В качестве торговых посредников выступают предприятия и объединения различных форм собственности и разных организа­ционных типов: оптовые, оптово-розничные, розничные (крупные и мелкорозничные), общественного (массового) питания; фирмы, кооперативы, торговые дома, товарищества с ограниченной ответ­ственностью,-клиенты биржи.

Рынок продуктов подразделяется на два этапных взаимодейст­вующих рынка: оптовый и потребительский. Под оптовым рынком понимается купля-продажа крупных партий товаров, когда в этом процессе участвуют массовые продавцы и покупатели. Потребительский рынок охватывает продажу ограниченных по размеру количеств товаров и услуг массовым и индивидуальным покупателям (населению).

Функции рынка: во-первых, он сводит продавца и поку­пателя; во-вторых, рынок проявляет себя в том, что между про­давцами и покупателями заключаются сделки, происходит торгов­ля, обмен товара на деньги; в-третьих, на рынке устанавливаются реальные пропорции спроса и предложения, рынок стимулирует или ограничивает их развитие; в-четвертых, рыночный механизм через колебания соотношения спроса и предложения и соответст­венно колебания цен приводит к равновесным ценам и устанавли­вает уровень цен на каждый момент времени, определяет пропор­ции между ценами отдельных товаров; в-пятых, рынок обеспечи­вает распределение товарной массы по регионам, пропорциональ­ное региональным колебаниям соотношений спроса и предложе­ния; в-шестых и последних, рынок представляет собой механизм распределения жизненных, благ, на рынке выявляется доля различ­ных социальных групп населения в общем объеме покупки продук­тов и услуг.

Функциональные задачи статистики рынка могут быть пред­ставлены в следующем порядке:

сбор и обработка статистической информации,

оценка и анализ конъюнктуры рынка;

характеристика структуры рынка; оценка и анализ развития рынка;

региональный анализ рынка;

характеристика экономических и социальных последствий развития рынка.

Эти задачи реализуются в ходе статистического исследования рынка в целом и конкретных рынков средств производства, пред­метов потребления и услуг. При этом выделяются оптовый и по­требительский рынки. Статистика дифференцирует задачи иссле­дования в соответствии со спецификой отдельных экономических категорий рынка и рыночных процессов, отраженных системой блок-показателей:

исследование спроса и предложения, их тенденций и соотно­шений;

характеристика цен и ценообразования;

изучение процессов товародвижения, товарооборота (прода­жи услуг), товарных запасов и товарооборачиваемости; оценка состояния и развития инфраструктуры рынка; выявление и анализ социально-экономических результатов и результативности функционирования рынка.

Эти задачи будут подробнее рассмотрены и дифференцированы в последующих главах.

Реализация поставленных задач позволит всесторонне отразить и проанализировать основные рыночные процессы и явления, оп­ределить и спрогнозировать перспективные направления его развития исходя из критериев экономической и социальной эффектив­ности.

Методология статистики рынка опирается на теорию статисти­ческого исследования и разрабатывается исходя из поставленных задач. Выше было показано, что рынок — сложное явление, тесно связанное с состоянием и развитием экономики в целом и со сло­жившимися социальными условиями. Для его характеристики сле­дует привлекать весь современный арсенал статистического иссле­дования.

В статистическом исследовании рынка, на любом его уровне большое значение имеет использование абсолютных показателей. относительных величин уровня, координа­ции, структуры и динамики, позволяющих дать оценку рыночной ситуации, охарактеризовать скорость и вектор изменений, обеспе­чить сопоставление с конкурентами, отразить пропорциональность развития и т. п. Не теряет своего важного значения и метод группировок и как способ выделения типических однородных групп, и как метод ана­лиза структуры изучаемой совокупности, и как способ выявления связей и зависимостей. Находят свое применение и многомерные группировки. В маркетинге группировки используются для моделирования пове­дения и предпочтений покупателей, а также в целях сегментации рынка (см. гл. 3). Изучение закономерностей рынка может потре­бовать построения и анализа рядов распределения, расчета их ха­рактеристик. В анализе состояния рынка, территориального рас­пределения товарооборота и некоторых других показателей ис­пользуются специфические методы регионального анализа.

Одним из наиболее распространенных методов анализа в ста­тистике рынка является индексный, который позволяет решить це­лый комплекс задач и охарактеризовать ряд показателей рынка. Проявление стихийности в некоторых рыночных процессах за­ставляет уделять больше внимания проблеме оценки устойчивости и колеблемости ряда показателей состояния и развития рынка. Это связано и с проблемой количественных характеристик рыночного или коммерческого риска. Анализ рыночной конъюнктуры диктует необходимость выяв­ления и моделирования тенденций рыночных процессов с помощью различных методов анализа динамических рядов и расчета трендовых моделей. Целям регулирования и прогнозирования рынка подчинено использование методов корреляционно-регрессионного анализа, метода главных компонент, кластерного анализа и других методов многомерного анализа. Важную роль в изучении и прог­нозировании спроса имеет расчет показателей эластичности. Стохастический характер рыночных процессов позволяет обра­щаться к некоторым методам статистического и эконометрического моделирования, в частности трендовых и регрессионных уравне­ний, теории принятия решений, теории массового обслуживания (теории очередей). Использование этих методов позволяет выявить силу и вектор влияния различных факторов на рыночные процессы и явления, принимать оптимальные решения при минимизации ри­ска; теория массового обслуживания (теория очередей) дает воз­можность оптимизировать дистрибьюцию товаров, оптимально размещать торговые предприятия и т. д.

Самым ответственным моментом анализа, завершающим всю проделанную расчетную работу, является интерпретация получен­ных показателей и параметров построенных моделей, а также вы­воды, которые необходимо сформулировать в итоге исследования.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Додаткова. 1. Вашків П.Г. Статистика підприємництва: Навч | Тема 2. СТАТИСТИКА ТОВАРОДВИЖЕНИЯ И ТОВАРООБОРОТА

Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1010; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.